Особенности преподавания истории в Крыму в переходный период
статья по истории по теме

Статья помогает проследить интеграцию системы образования Республики Крым в общероссийскую систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работа работы: проблемы и перспективы преподавания истории и обществознания в переходный период.

Мне кажется, что есть старые и новые проблемы. Старые проблемы связаны с тем, что история — это дисциплина, где от личности учителя зависит практически все. Увлечь — это главная задача любого преподавателя. Но в случае с преподаванием истории это может быть задачей первостепенной важности, потому что историю можно преподать очень скучно и очень интересно, особенно в нашей стране, где история замечательная и, кроме того, не спадает живейший интерес к историческим знаниям, который поразительным образом отличает Россию от многих других стран.

Все русские крупные писатели увлекались историей и имели на нее свой собственный взгляд. Например, литератор Карамзин сначала изобрел новый литературный язык, а потом написал «Историю государства Российского». И такой интерес очень характерен для русской среды. Но при этом, как ни странно, историю никто не знает, потому что она всегда является предметом идеологических манипуляций. Поэтому официальной истории не верят, а вместо нее изобретают свою.

И все это, к сожалению, сказывается на качестве преподавания истории в школе, потому что если учитель адекватный, то, конечно, он будет преподавать честно и увлекательно. С другой стороны, таких учителей не так много, а от них зависит все.

Кроме того, важно понимать, о чем мы говорим: просто о средней школе или о спецклассах с уклоном в историю. Там, конечно, обстановка другая, но и требования иные. В спецклассах перед учителями-историками стоит проблема внести в головы детей новейшие достижения исторической науки, а, в отличие от математики, они имеют тенденцию со временем меняться. В одно время считается, что Александр Невский — герой Руси, в другое — что он предатель, скользкий человек, пытавшийся договариваться с татарами и так далее. И все это выплескивается на головы детей. Что с этим делать, не всегда понятно. Может быть, спасением было бы, если бы учитель истории в школе имел бы опыт творческой научной работы. Это сразу поменяло бы его перспективу и адаптацию материала, который он передает детям.

Но, к сожалению, и этого у нас в стране немного, а, учитывая такой усиливающийся идеологический фон, со временем будет все меньше. Я боюсь, что в ближайшее время произойдет усреднение знаний, прославляющих Россию, которую, вообще говоря, и без этого есть за что прославлять, но есть и за что ругать. Сейчас все негативное будет отсекаться как неудобное, а все позитивные клише, штампы и стандарты будут наполняться новыми смыслами и каким-то образом помещаться в головы детей.

Тем не менее меня поражает, что интерес к истории у школьников по-прежнему довольно силен. Судя по моей среде, по детям коллег или каких-то людей из смежных дисциплин, все-таки на исторический факультет люди идут охотно. И судя по студентам исторического факультета Высшей школы экономики, с которыми я имею дело, существует огромный интерес к истории. Они не так много знают, и тут их не за что винить, но в рвении, драйве и охоте к познанию им не откажешь.