Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска
статья по истории на тему

Борисов Дмитрий Дмитриевич

Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.

         К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности  криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных  на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными,  который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего  некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия  в школе.

          Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  Дефицит знаний таков, что многие  обучающиеся не могут понять смысл написанного.

         Учителя, работающие в исправительной колонии,  ограничены в  возможностях стимулирования учащихся.

         Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной      мотивации к обучению. В  условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск».

Борисов Дмитрий Дмитриевич,

учитель истории и обществознания.

«Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска».                                                                                                                         

        В г Якутске Республики Саха (Якутия) наряду с дневными школами существует и МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» (вечерняя-сменная  общеобразовательная школа), при которой действуют  два Учебно Консультативных Пункта (УКП) в Колонии Поселении №2 и в Исправительной колонии №1.         

УКП при исправительных колониях всегда  составляли особенное звено системы вечернего образования. УФСИН РФ устанавливает обязательное получение  основного общего образования осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в УКП  в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

          Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника.

Другие   считают, что   осужденные должны получать  образование. Школа , по их мнению,  это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация  оступившейся молодежи и  осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки,цели,нормы и ценности индивида. Отсутствие  образования  очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

           Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.

         К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности  криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных  на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными,  который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего  некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия  в школе.

           Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  Дефицит знаний таков, что многие  обучающиеся не могут понять смысл написанного.

        Учителя, работающие в исправительной колонии,  ограничены в  возможностях стимулирования учащихся.

         Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной          мотивации к обучению. В  условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

          Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,-  вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного  в каждом  человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.

Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у осужденных. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла  терминов и их значения. История, как школьный предмет, воспринимается положительно. Восприятие истории осужденными специфическое,  которое  основывается   на  когда-то просмотренных художественных фильмах, тюремном анекдоте, услышанной   песне. Восприятие  это буквальное, не подвергаемое сомнению. Например : обучающиеся-заключенные уверены в том, что Екатерина II продала     Аляску ; Столыпин  виноват в том, что появились  вагоны для перевозки  заключенных ; Ленин – немецкий шпион и т.д. Таким образом, работа учителя истории направлена  на достижение обучающимися объективного  восприятия истории, развитие навыков мыслительной деятельности, раскрытие и исправление логических ошибок.

Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности       (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения);  принципа  гуманизации  ( педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия  для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.

         Для  получения  положительного результата в процессе познания  истории и обществознания в исправительной колонии   используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности  :  словесный метод    (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (  метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации , высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения  проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).

         Для успешного решения  общеобразовательных и воспитательных задач  используются   направления педагогической работы,такие как :  коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.

         При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.

Технология дифференцированного обучения  в условиях исправительной колонии   успешно применяется в работе с осужденными.  Критериями для дифференциации в работе с осужденными являются:умственное развитие ( способные, учащиеся с ЗПР) ; личностно-психологический тип ( тип мышления ,темперамент). Дифференцированный подход – необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет своей целью разрушению ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепить в них веру в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек –  сам кузнец своего счастья и возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход  затрагивает  и различные звенья учебного процесса : это и планирование урока, и сам урок, и  групповая и индивидуальная работа, и проверка знаний.

         Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач.  Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем  используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко  проявляют самостоятельность и оригинальность.

 Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование, позволяет с учетом как своей точки зрения, так и других мнений , позволяет отказаться от собственных предубеждений

          Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты  в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.

Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести правопослушный образ жизни ( ст. 9 УИК РФ). По данным МВД, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок наказания в  исправительной колонии.

Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм,  ценностях общества.  Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как  одно из средств  исправления и перевоспитания осужденных.Работа учителя направлена  на то, чтобы осужденный  вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.

Использованная литература:

1.Адаптация учащейся молодежи к трудовой и учебной деятельности: Сб. ст. Иркутск: ИГПИ, 1986. - 122 с.

2. Вершинин В.Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993. —1. C. 46-52.

3. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 54с.

4. Монтьева М.Р. Реалии развития вечерних школ России // Открытая школа. № 5. 1998. С. 34-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Особенности преподавания истории в Крыму в переходный период

Статья помогает проследить интеграцию системы образования Республики Крым в общероссийскую систему....

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...

Специфика преподавания истории в исправительных учреждениях

Специфика преподавания истории в исправительных учреждениях...