Сценарий общешкольного мероприятия "День космонавтики"
классный час (7 класс)

Жамбалтарова Евгения Ивановна
Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню космонавтики

Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.

Задачи:

  1. Опираясь на знания школьных предметов, рассмотреть этапы покорения неба человеком.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
  3. Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями: воздушный шар, монгольфьер, дирижабль, цеппелин и т.д.
  4. Познакомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ученик 1. Королев был невысок, сутуловат, у него была короткая, сильная шея, и, смотря в небо, он никогда не закидывал голову, а взглядывал вроде как бы исподлобья, и от этого казалось, что он чем-то недоволен, озабочен. Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям, вот этим, которые тут, рядом, и которые далеко, и радость до щекотки в горле от того, что люди эти дали ему и себе это счастье – счастье победы.

Эти секунды были итогом всех советов единомышленников, всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом исчеркнутых чертежей, дикого рева испытательных стендов, итогом коротких докладов в строгих кабинетах Кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур. Сколько раз вот так стоял он и смотрел в небо. Никто не знает, о чем он думал тогда.

Странно: ростом он был невысок, но всегда казался выше других. Говорят, Королев был крут, суров, не всегда справедлив. Рассказывают: был мягок, деликатен, ласков. Снимал напряжение анекдотом, цитировал поэтов.

Вся жизнь была в работе. Никаких хобби, ни охоты, ни рыбалки. На дорогой дареной двустволке «зауэр – три кольца» затвердела смазка. Отдыхать не умел, не был приспособлен для этого дела.

Он родился в ночь на 31 декабря. Через много лет астронавты Земли, летящие в своих совершеннейших звездолетах к иным мирам, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека. Вот слова поэта Владимира Жукова, посвященные памяти конструктора космических кораблей С.П.Королева:

«Он душевен был и прост,

по-саперски прост –

жизнь проживший в полный рост.

Подаривший людям мост

От Земли до звезд».

Да «… Великое не умирает, оно остается людям. В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением». (С.П.Королев).

«Это было время, когда каждая минута равнялась годам …

Это были люди, которые сделали годы равными векам».

Ученик 2. Это они, первые строители космических кораблей под руководством С.П.Королева сделали реальностью мечты человечества об освоении космоса.

Поэт Валерий Брюсов:

«Мы были узники на шаре скромном

И сколько раз, в бессчетной смене лет,

Упорный взор Земли в просторе темном,

Следил с тоскою за движением планет».

Эти люди сделали реальностью пророчество Константина Эдуардовича Циолковского:

« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур.

Ученик 3. 

Александр Твардовский.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

В тот день Земля как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть родней.

Ах, этот день невольно или вольно

Рождавший мысль, что за чертой такой -

На маленькой Земле – зачем же войны,

Зачем же все, что терпит род людской?

Ты знал ли сам, из той глухой вселенной

Земных своих достигнув берегов,

Какую весть, какой залог бесценный

Доставил нам из будущих веков ?

Да, -

В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми

Космическими вехами.

Но помним:

К звездам начался поход

С Гагаринского

Русского

«Поехали»

Ученик 4. Известно, что рядом с Гагариным были другие космонавты. Они тоже были хорошо подготовлены и могли успешно выполнить задание проложить первую космическую борозду. Гагарин «обременен» семьей – у него маленькие дети… Казалось, разумнее было послать в первый полет холостого. Мало ли что могло случиться. Послали, однако, его, Гагарина. Выходит, он был лучшим из лучших? Проще всего сказать: да. Но ведь и другие могли. Дело в том, что для первого полета нужен был человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистовый оптимизм, гибкость ума и любознательность. Смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность. Большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям. Таким он был до полета. Таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца …

Ученик 5. Высказывание корреспондента американского информационного агентства на первой пресс-конференции после полета Юрия Гагарина:

«Я могу допустить, что вы рассчитали свой космический корабль и космическую орбиту. Но как вы рассчитали человека? Как рассчитали своего Колумба вселенной? Красив. Умен. Мил. Обаятелен. Образован. Спортсмен. Летчик. Храбрец. Княжеская фамилия и … классическая красная биография! Как вам удалось добыть такого уникума, как Гагарин?»

Можно согласиться со всеми эпитетами в адрес Юрия Гагарина. Но самый характерный эпитет насчет биографии. Таких биографий в нашей стране тысячи и тысячи. Родился в крестьянской семье, рос в трудные военные годы, учился школе, техникуме, окончил аэроклуб, затем авиационное училище. У многих княжеские фамилии, но не из-за родства. Их прадеды были крестьянами. Мастеровыми, служивыми людьми, крепостными у Гагариных, Потемкиных, Румянцевых.… Сегодня их потомки штурмуют космос. Путь на орбиту лежит через Звездный.

Ведущий 2:

Скажешь: - Гагарин – и вдруг перед нами
Ввысь устремляется, вихрем влекомый,
В небо взметнув прометеево пламя,
Степь оглушая восторженным громом.
Въяве увидишь, как он вдохновенный,
Шар облетая и струны Вселенной
Трогая в смелом полете руками
Струн тех невидимых чуя сплетенье,
Мчится меж ними в бессмертные шири,
Вслушайся!
В сердце вливается пение –
Голос гармонии Вечности в мире.
Мчится он, дерзким полетом нарушив
Звездной Вселенной покой вековечный.
Слушают чуткие звездные уши
Сердца биенье и вздох человечий.
Вижу: спокойствие глаза под бровью,
В ясной улыбке свечение жизни.
Слышится: с неба – В порядке здоровье.
Слава родимой Советской Отчизне!
Скажешь: Гагарин! – и вдруг перед нами
Ввысь устремляется вихрем влекомый,
В небо взметнув прометеево пламя,
Степь оглушая восторженным громом,
Наш современник, он жил между нами,
Нового ждал от Отчизны заданья.
Преданный, вечно готовый с друзьями
К новым разведкам тайн мирозданья.
Он и сейчас между нами, живыми,
В наших стремленьях и наших, заботах,
Вечно пребудет в сердцах его имя
Зовом и символом смелого взлета.

(Показ  презентации)

Учитель.

Вопросы к викторине:

  1. Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
  2. Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
  3. Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.Леонов)

  1. Как назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне? Назовите имя командира. (“Апполон-11, Нил Армстронг)
  2. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
  3. Сколько земных суток составляют сутки на Марсе? (24,6 земных суток)
  4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
  5. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.Королев)
  6. Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
  7. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)
  8. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
  9. Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
  10. Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
  11. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющее его)
  12. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной)
  13. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
  14. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
  15. Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
  16. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
  17. Какая планета самая маленькая? (Плутон)
  18. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
  19. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
  20. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
  21. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
  22. Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
  23. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).
  24. За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)
  25. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
  26. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)
  27. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)
  28. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)
  29. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
  30. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
  31. Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
  32. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)
  33. Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)

Источники:

http://festival.1september.ru/articles/411546/

http://festival.1september.ru/articles/562063/

http://festival.1september.ru/articles/212184/

http://festival.1september.ru/articles/560340/

http://klasnaocinka.com.ua/en/article/klassnii-chas-ko-dniu-kosmonavtiki-osvoenie-kosmos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднуем День космонавтики.

Сценарий праздника Дня космонавтики включает:1. Линейку, посвященную Дню космонавтики.2. Радиопередачу о развитии космонавтики и космонавтах, составленную в игровой форме.3. Викторину для 5(6) классов...

День космонавтики

Прививать чувство патриотизма, показывая великие свершения русских людей....

Неделя космонавтики

Предлагаю тематическую подборку материалов ко Дню космонавтики.          В подборку входят следующие материалы: Т...

Презентация ко Дню космонавтики

Интересная и познавательная презентация, сопровождаемая музыкой, а также словами Ю.А. Гагарина. Может использоваться классными руководителями для проведения классного часа, посвящённого Дню космонавти...

Ко дню Космонавтики

Материал можно использовать для оформления информационного стенда ко дню Космонавтики...

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»

Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...