Взаимодействие семьи и школы: проблемы выбора профессии
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Старший школьный возраст это не просто возраст личностных изменений, это также возраст, когда активно развивается профессиональная направленность учащегося. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый учащимся под влиянием семьи и школы, способствует анализу внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Необходимо отметить, что взаимодействие семьи и школы в профориентации детей – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от ряда внешних условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы: проблемы выбора профессии.

 Работа по профессиональной ориентации школьников в образовательных учреждениях не всегда носит системный и комплексных характер. В основном в орбиту профориентации вовлечены учащиеся 9-11 классов. Не ведется пропедевтика профориентационной работы в начальной школе, практически «забыты» учащиеся 5-6 классов, а учащиеся 7-8 классов задействованы разовыми акциями. Не обеспечивается преемственность работы между ступенями обучения».

 В связи с этим возникла необходимость систематизировать работу по профориентации среди учащихся основной и средней школы.

  Ключевая идея работы - формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффектно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения (ССПС).

 Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, внедряя разные формы совместной работы классного руководителя и родителей по вопросам профориентации.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

 Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;

 Ознакомить учащихся с профессиями родителей и ближайшего окружения;

 Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;

 Вся работа строится на системе взаимодействия «Школа- семья- социум»

                   Принципы взаимодействия:

  • Сотрудничество                    
  • Добровольность
  • Вариативность
  • Оптимальность
  • Индивидуальность
  • Креативность

 Работа  должна осуществляться в 3 этапа:

 Первый этап — пассивно-поисковый (этап профессионального выбора) — для учащихся 5-7 классов. Его цель — развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

 Для реализации этих задач необходимо привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Выявить сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах, проводить экскурсии на предприятиях.

 Второй этап — активно-поисковый — для учащихся 8-9 классов.

 Его цель — помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы

 На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах и через внеурочный  курс (знакомство с миром профессии, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время.

Третий этап — профессиональное определение учащихся 10-11 классов.

 Его цель — подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

 Организационно-методическая работа.

 Информационно-аналитическая деятельность.

  1. Создать банк методических материалов по профориентации

  а) методики изучения личности в профориентационных целях;

  б) дифференциально-диагностические опросники;

  в) карты интересов;

  г) наборы тестов;

  д) наборы анкет и т. д.

  е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

2.  Создать банк данных об учебных заведениях города.

3.  Оформить сменный информационный стенд по профориентации

4.  Создать базу данных «Профессии, с которыми знакомит предмет»

 5. Проведение классных часов: мир профессий,  путь в профессию,трудовая родословная моей семьи

9-11 классы

  1. Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности.
  2. Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся.
  3. Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей».
  4. Консультация врача по теме - здоровье и выбор профессии; беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью».

Для учащихся 8 классов необходимо проводить:

  1. Тестирование, с целью выявления их профессиональной направленности
  2. Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности.
  3. Организация,  не только для учащихся выпускных классов, но и для 8 классов:

а).   Встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;

б).   Экскурсии учащихся в учебные заведения города или встречи с представителями этих заведений в школе.

 Работа с родителями учащихся.

  1. Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы.
  2. Индивидуальные и групповые консультации «Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?»
  3. Родительское собрание:

-  Изучение склонностей и способностей ребенка (7-8кл);

- Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка (9-11 кл)

      Как результат такой  совместной работы с родителями вижу в повышении заинтересованности родителей в профессиональном определении  учащихся выпускных классов, в стремлении к тесному сотрудничеству и с классным руководителем, и с психологом. В результате такого сотрудничества учащиеся уже в конце 9-го класса в большинстве своём уже четко знают, чего они хотят, целенаправленно выбирают профиль в средней школе и поступают в ВУЗы страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимодействия семьи и школы

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.Такая позиция школы тесно связана с определением...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути их решения.

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. В. А. Сухомлинский...

Взаимодействие семьи и школы: проблемы и перспективы

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе общеобразовательного учреждения и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно д...