Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
материал

Дворянкина Олеся Римовна

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.                                              

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна как в начальной, так и в средней и старшей школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.                                              

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна как в начальной, так и в средней и старшей школе.

Цель работы: совершенствование работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Задачи:

-        усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;

-        повышение уровня воспитательно-профилактической работы с обучающимися в образовательных учреждениях;

-        активизация разъяснительной работы среди обучающихся по вопросам правопорядка;

-        привлечение самих  детей к укреплению правопорядка в школе ;

-        повышение самосознания  через разнообразные формы;

-        обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;

-        создание системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних;

-        снижение "правового нигилизма" подростков;

- создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;

- совершенствование работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах города;

-        выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Классный руководитель должен работать над совершенствованием работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, а также повышать уровень воспитательно-профилактической работы с обучающимися.

В современной школе классный руководитель – это:

- помощник ребёнка на разных стадиях его взросления;

- источник информации для семей об образовательных возможностях города и региона;

- лидер в детском коллективе, чей пример способен сформировать у школьников осознанную гражданскую позицию, а также

- связующее звено между всеми структурами, ответственными за защиту прав детства.

Функциями классного руководителя как оператора межведомственного взаимодействия являются:

- Взаимодействие с социальными партнерами, направленное на успешную социализацию обучающихся, выявление социальных рисков;

- Ранняя диагностика социального неблагополучия ребенка;

- Индивидуальная работа с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации, профилактика негативных проявлений среди обучающихся.

Инструментами и механизмами реализации данной работы являются:

- Педагогическая коррекция асоциальных проявлений;

-Организация изучения обучающимися класса правил безопасного поведения с привлечением социальных партнеров;

- Социально-педагогическая поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- Участие в комиссиях по защите прав детства.

Важнейшее значение в реализации профилактической работы в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, например театрализованные, ролевые игры, сценки, а также беседы, классные часы по разъяснению правил поведения и правовой информированности ребят; разъяснение  ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма и другие.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в нашей школе реализуется при взаимодействии со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений (КДНиЗП). Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

Начиная с первого класса, мы проводим раннюю профилактику семейного неблагополучия, которая предусматривает реализацию следующих мероприятий: ежедневное контролирование учебы, поведения и посещаемости учебных занятий. Также обязательно посещение на дому, беседы с родителями, установление причин отклоняющегося поведения. Для эффективности работы нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума обучающихся. На основе анкетных данных с подозрениями на неблагополучие и ненадлежащее воспитание администрация школы  информирует органы КДНиЗП.

Следующим этапом является максимальное включение «трудных» обучающихся в коллективные дела остального класса. Но в классе есть и другие дети, не входящие в категорию так называемых «трудных» детей, и  с ними мы проводим не менее важную профилактическую работу, которая не позволит им совершить противоправные действия.

Она может включать в себя  разнообразные формы: классные часы, коллективные дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники, а также следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы, поощрения, убеждения, проявления доброты и понимания, моральная поддержка.

Основное направление, в котором происходит межведомственное взаимодействие специалистов, педагогов и обучающихся – это внеурочная занятость несовершеннолетних, и особенно «трудных» подростков.

Мы уделяем огромное значение занятости учащихся во внеурочное время, и поэтому постоянно совершенствуем формы кружковой деятельности, учитывая, прежде всего интересы и пожелания самих ребят. Вовлечение ребят в кружковую и спортивную деятельность является одной из ведущих форм воспитания таких детей. Каждый ребенок «группы риска» занят в кружке или секции по интересам. Также ребят привлекаем   к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, к участию в общественно-полезном труде.

Администрация школы и педагоги постоянно поддерживают контакт с инспекторами ГИБДД. С ребятами проводят как теоретические, так и практические занятия на улицах города. Инспекторы ГИБДД регулярно проводят беседы с учащимися, как в рамках городских мероприятий, так и по приглашению педагогов. Инспекторы посещают отдельно классы, пришкольный летний лагерь, уроки безопасности дорожного движения по ОБЖ. Они участвуют в декаде правовых знаний в апреле, правообразовательной акции для 7-8-х классов в феврале. Фото

Осуществляется сотрудничество с врачами наркологического кабинета, а также помимо этого осуществляется совместная профилактическая деятельность с врачами-педиатрами: вычитываются лекции по ЗОЖ, проводятся профилактические беседы с учащимися.

В нашей школе каждую третью пятницу месяца проходит профилактическая акция «Единый день профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Целью этой акции является профилактика и предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих негативной социализации, повышение правовой грамотности подростков. В ходе акции оформляются стенды, выставки буклетов, памяток и плакатов, такие как «Твоя жизнь в твоих руках. Сделай правильный выбор!», «Осторожно! Экстремизм!», «Истоки молодежного экстремизма» по профилактике экстремизма и терроризма. (СЛАЙД)

Нельзя забывать и о занятости обучающихся в летнее время. В пришкольный лагерь дети «группы риска» зачисляются в первую очередь.

Ежемесячно в нашей школе проводится Совет профилактики. Он является одним из звеньев системы комплексной работы с семьями и детьми «группы риска». В составе комиссии Совета профилактики работают администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних Онучин Д.Н. На заседаниях комиссии проводятся профилактические беседы с обучающимися и их родителями. Тематика бесед: «Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью», «Ответственное поведение», “Административная и уголовная ответственность подростков за правонарушения” и другие.

На Совете профилактики проводится:

  • профилактическая работа  с учащимися, регулярно нарушающими Устав школы, в виде индивидуальных профилактических бесед непосредственно с учащимся, а также последующей беседой в детском коллективе, в котором находится подросток;
  • профилактические беседы в детских коллективах по обращению классных руководителей, администрации школы по фактам антиобщественных и противоправных поступков со стороны учащихся, имеющих массовый характер (например, взрывание петард, драки, кражи мелких вещей и т.п.);
  • правообразовательные лектории «Ответственность несовершеннолетних за совершение противоправных поступков по уголовному и административному кодексу», «Права несовершеннолетних» с учащимися 5-11-х классов;
  • предупредительные беседы с учащимися 5-11-х классов по фактам совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений;
  • работа с семьями с признаками неблагополучия и ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в виде совместных профилактических рейдов, предупредительных бесед с родителями, составления административных протоколов по сигналу администрации школы, при выявлении фактов неблагополучия;
  • работа с подучетными подростками в виде контроля за успеваемостью, поведением учащихся, индивидуальные беседы, проверка занятости в кружках и секциях по интересам;
  • разъяснительные беседы с родителями в рамках родительских собраний, лекториев на темы по воспитанию детей, ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Взаимодействие по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних происходит постоянно с помощью телефонной связи: обмениваемся оперативной информацией по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, неблагополучия в семьях учащихся.

Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его социальной дезадаптации.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется на должном уровне и в тесном взаимодействии со структурами и организациями, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками...

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы....