Конспекты внеклассных и воспитательных мероприятий
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)


Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия

Классный час

«Калуга – центр нашей малой Родины»

Подготовлено: Половой Марией Андреевной

Тема: Калуга — центр нашей малой родины. Форма: Классный час.

Цели:

- познакомить обучающихся со столицей Калужской области — городом Калуга, с историей родного края;

-культивировать чувство патриотизма, гордости за свой край;
-показать важную роль Калужского края в истории России;
-развивать творческие способности обучающихся.
Задачи: 
-расширять кругозор обучающихся;
-развивать познавательную активность обучающихся;
-работать над развитием личностных качеств.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игра.
Оборудование: презентация «Калуга — центр нашей малой родины», интерактивная доска, проектор, ноутбук.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. История Калужского края.
  3. Геральдика.
  4. История города.
  5. Достопримечальности города.
  6. Викторина «Я слушал».
  7. Калуга сегодня.
  8. Заключение.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с историей города Калуга. Калуга — центр нашей малой родины, который 22 августа праздновал свой юбилей — 650 лет со дня образования города.

(Идёт демонстрация презентации «Калуга — центр нашей малой родины» на экране интерактивной доски).

Учитель: День Рождение — это всегда радостный праздник, но давайте вспомним как всё начиналось с истории Калужского края?!

История Калужского края неразрывно связана с историей России. На нашей Земле не раз решалась судьба государства: почти 530 лет назад в 1480 г. татаро-монгольское войско закончило свой поход на р. Угре под Калугой. Русь сбросила монгольское иго. В 1812 г. Наполеон бежал от стен г. Малоярославца. У этого героического города на Ильинских рубежах защищали Москву подольские курсанты от немецко-фашистских захватчиков зимой 1941г. Сколько безымянных высот, имевших только номер, сковывали продвижение врага во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Это Зайцева Гора в Барятинском районе и Безымянная высота — в Куйбышевском. Наша Земля насквозь пропитана кровью доблестных воинов.

             Известные имена связаны с Калужским краем: Петр I построил завод по изготовлению ткани для парусов первых Российских кораблей, ныне п. Полотняный Завод, близ г.  Кондрово Дзержинского района.  А. С. Пушкин во время визитов в Полотняный Завод увидел свою будущую жену Н.Н. Гончарову. Село Стрелковка Жуковского района — Родина великого полководца Г.К. Жукова.  Калужскую землю по праву называют колыбелью космонавтики.  В Боровске и Калуге долгое время жил и работал К.Э. Циолковский.  В г. Обнинске 55лет назад в 1954 г. построена первая в мире атомная электростанция.

             История Калужской губернии насчитывает 232года.  Она образована 10 марта 1777г.  по Указу Екатерины II.

              Несколько раз губерния реформировалась. Земли передавались соседним областям: Смоленской, Московской, Орловской и Брянской.            Последний раз область образована вновь 65 лет назад 5 июля 1944г. почти в современном составе.

(Идёт демонстрация презентации)

Учитель: Перейдём к теме нашего урока.

Город Калуга — центр Калужской области.                                                                                                                                  

Описание герба: «В лазоревом поле серебряный волнистый пояс, сопровождаемый во главе золотой, украшенной жемчугом и самоцветами и подложенной пурпуром российской государственной короной времен Екатерины Великой (без лент). Девиз "КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ" начертан на червленой (красной) ленте серебряными литерами; поверх середины ленты наложено условное изображение спутника в виде серебряной фигуры, образованной безантом (шаром), от которого отходят три жезла, обращенные от щита вниз и влево».

Город имеет свой герб с 10 марта 1777 г, восстановлен с дополнениями в 2000г.

(Идёт демонстрация презентации)

Учитель: Сейчас мы познакомимся с краткой историей города.

Калуга известна с 1371 года, упоминалась как пограничная крепость на юго-западных рубежах Московского государства. По самой распространенной версии, свое название крепость получила от древнерусского слова «Калуга», обозначавшего «болото, трясина»

            Серебряный переклад, означающий реку Оку, протекающую возле города.  В верхней части щита Императорская корона - знак знаменитости, которую город получил от Екатерины II.  Девизная лента с девизом "КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ" со стилизованным изображением первого искусственного спутника означает, что здесь жил и творил великий советский ученый - Константин Эдуардович Циолковский. Тем самым, в гербе муниципального образования "город Калуга" отражена история Калуги, проходящая через века до наших дней.

            В 15 веке город трижды вставал на пути войск литовского князя Ольгерда, пытавшегося прорваться к Москве. В 1380 году ратные люди калужской земли храбро бились с ордынцами в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле. В дальнейшем город не раз выдерживал осады и штурмы, подвергался разрушениям и вновь восстанавливался. На берегах реки Угры в 1480 году, неподалёку от города Калуги, было окончательно побеждено монголо-татарское иго.

В 1505 году князь Симеон (Семён) Иванович, четвёртый сын великого князя Московского и всея Руси Ивана III Васильевича и Софьи (Зои) Фоминичны Палеолог, племянницы последнего императора Византии Константина 11-го, после смерти своего отца получил в удельное владение города Калугу, Бежецкий Верх и Козельск. Калуга стала резиденцией князя Симеона Ивановича. Калужское княжество во главе с князем Симеоном Ивановичем существовало с 1505 года по 1518 год.

В 1512 году на Калужское княжество напали крымские татары под предводительством хана Менгли-Гирея, опустошившие близлежащие города Белев, Алексин и Воротынск. Калужане героически защищали свой город. Войско князя калужского Симеона сразилось с татарами на реке Оке и одержало победу. Согласно легенде, победа одержана благодаря помощи святого юродивого Лаврентия Калужского.

В 1576 году под личным предводительством Ивана Грозного от стен города было отражено нашествие войска крымских татар. В 16-ом веке Калуга становится торговым городом. Город славится ремёслами и искусством иконописи.

С 1601 по 1603 годы Калуга пережила Великий голод, охвативший большую часть европейской территории Русского царства во время правления Бориса Годунова.

В смутное время крестьянское войско под предводительством Ивана Болотникова одержало победу в столкновениях с армией царя Василия Шуйского.

Калужане участвовали в московском ополчении князя Пожарского и купца Минина.

Калуга сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года. Здесь формировалось вооружённое ополчение для действующей армии, заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства. Город удостоился личной благодарности генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова.

После февральской и октябрьской революций 1917 года процесс установления Советской власти в Калуге проходил сложно. После окончания Гражданской войны Калуга стала развиваться как промышленный город. Возрождались фабрики и заводы. Активно развивалось машиностроение. Большинство предприятий города работало на оборонную промышленность.

Калуга находилась в оккупации с 12 октября по 30 декабря 1941 года. Именно от Калуги Красная Армия начала свою победную поступь, начав отсчёт освобожденным от нацистов советским городам.

(Идёт демонстрация презентации)

 Учитель: Наш город Калуга, как и любой другой город знаменит своими достопримечательности. Какие из них вам известны?

Ученик: В городе есть уникальный государственный Музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского первый камень при строительстве, которого заложил в 1961 г. первый космонавт Ю.А. Гагарин.  Красивейший Областной драматический театр.

Учитель: Действительно, это наиболее знаменитые достопримечательности, в которых должен побывать каждый из нас, а сейчас мы познакомится и с другими из них.

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. В залах музея можно познакомиться с отечественной историей практической космонавтики, от первого искусственного спутника Земли до современных долговременных орбитальных станций. В составе музейного фонда более 60000 единиц хранения, из них около 40000 — основного фонда. Уникальные экспозиции музея космонавтики раскрывают историю воздухоплавания, авиации, ракетно-космической техники. Исчерпывающе представлено научное наследие Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.

Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников. Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее. Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть. Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков.

Этномир — это уникальный проект, который позволит всем желающим познакомиться с жизнью, традициями и культурой народов мира. Только в ЭТНОМИРе каждый сможет стать жителем любого этнодвора, ощутив на себе всю многогранность культуры и обогатив себя новыми знаниями о жизни и традициях народа.

(Идёт демонстрация презентации)

Учитель: Ребята, это правда только самые известные достопримечательности Калуги, возможно, что кто-то из вас их посещал когда-то. Но вы же знаете, что их существует намного больше, но у нас очень ограничено время, поэтому давайте договоримся, что к следующему классному часу, каждый из вас расскажет мне ещё по одной достопримечательности города.

Сейчас у меня для вас подготовлена маленькая викторина, которая покажет, как вы меня сегодня внимательно слушали.

(Идёт демонстрация презентации).

Учитель: На берегах какой реки расположена Калуга?

Ученик: На берегах реки Оки расположена Калуга.

Учитель: Какой известный русский и советский ученый-изобретатель с 1892 по 1935 год жил и работал в Калуге?

Ученик: Константин Эдуардович Циолковский.

Учитель: Отлично. Какой музей в городе Калуга стал первым в мире и крупнейшим в России по своему направлению?

Ученик: Музей истории космонавтики.

Учитель: В каком году относится первое письменное упоминание Калуги, которое содержится в письме литовского князя Ольгерда Константинопольскому Патриарху Филофею?

Ученик: К 1371 году.

Учитель: Как образно называют этот город, за те события, которые в нем происходили?

Ученик: Колыбель космонавтики.

Учитель: Чье имя носит Государственный музей истории космонавтики, расположенный в этом городе?

Ученик: Циолковского.

Учитель: Спасибо всем за активное участие в викторине, вы все были молодцы. Современная Калуга — это не только крупный исторический, промышленный, но и культурный центр, богатый множеством экскурсионно-туристических объектов. Давайте поздравим наш любимый город с юбилеем, итак, все вместе.

Ученики: С днём рождения Калуга!

Список литературы:

  1. А.Г. Мерников «Геральдика России: полная иллюстрированная энциклопедия».  
  2. Е.В.  Плечев «Государственные символы России – герб, флаг, гимн».
  3. К.В. Пашканг «География Калужской области».
  4. Достопримечательности Калуги URL: https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-kalugi/ (Дата обращения: 29.08.2021).
  5. История Калуги URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Калуги (Дата обращения: 29.08.2021)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по географии

Тема «Открываем Россию»

Подготовлено: Половой Марией Андреевной

Тема: Открываем Россию. Форма: Викторина.

Цели: формирование у обучающихся познавательного интереса к географии.

Задачи: повторение изученного материала, расширение кругозора обучающихся, развитие навыков практического применения имеющихся знаний, развитие творческого мышления, воображения, внимания, наблюдательности.

Методы: игра с элементами соревнования.

Оборудование: презентация «Открываем Россию», интерактивная доска, проектор, ноутбук, диплом победителя.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. 1 этап игры «Общие вопросы».
  3. 2 этап игры «Правда или ложь?».
  4. 3 этап игры «Кроссворд».
  5. Дополнительный этап «Знаток».
  6. Награждение победившей команды.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы примем участие в викторине «Открываем Россию».  В ходе игры каждый из вас должен соблюдать дисциплину, т.е. должен отвечать только после того, как поднял руку, и я разрешила ответить. Отвечать будет тот, кто первый поднимет руку, за этим мне будет помогать следить непосредственно ваш учитель Федоришкина Лариса Григорьевна. Ребята, скажите, вам понятен данный момент игры?

Ученик: Да!

Учитель: Наша викторина будет состоять из нескольких этапов. Я каждому желаю удачи и везения, пожалуйста, будьте внимательны и старайтесь вести себя, как можно, спокойнее и тише. Итак, давайте начнем.

Учитель: Наш 1 этап называется «Общие вопросы», он состоит из 12 вопросов, которые связаны с географическими сведениями и интересными фактами о России. За каждый правильный ответ обучающийся получает по 1 баллу. Напоминаю, отвечаем только после того, как подняли руку и имея разрешение учителя. На данный момент есть какие-то вопросы? (Обучающиеся задают интересующие их вопросы)

Учитель: Начинаем. Пожалуйста, внимание на интерактивную доску. Вопрос №1: Представители этого вида млекопитающего являются одними из самых крупных наземных хищников. Вес особей, обитающих на Камчатке, может достигать 750 кг. Назовите это животное.

Ученик: Бурый медведь (камчатский).

Учитель: Вопрос №2: Какая из рек России обладает самой крупной по площади речной дельтой на территории нашей страны?

Ученик: Река Лена.

Учитель: Вопрос №3: Согласно легенде, у Байкала было 335 сыновей и лишь одна дочь. О какой «дочери» идет речь?

Ученик: Река Ангара.

Учитель: Вопрос №4: Эта гора имеет разные названия на языках народов, живущих у ее подножия - Ошхамахо («гора счастья»), Минги-Тау («высокая гора»), Ялбуз («снежная грива»). Однако общепринятым является другое название - Альбрес («высокая гора»). О какой горе идет речь?

Ученик: Эльбрус.

Учитель: Вопрос №5: Какой вид электростанций имеется только на Камчатке и Курильских островах?

Ученик: Геотермальные электростанции.

Учитель: Вопрос №6: Леса из этого вида березы обширно распространены на всем Дальнем Востоке. Свое название дерево получило за очень прочную и труднообрабатываемую древесину. По другой версии, свое название она получила благодаря скалистой местности, на которой произрастает. Назовите этот вид березы.

Ученик: Каменная береза (береза Эрмана).

Учитель: Вопрос №7: Это млекопитающее, эндемик Байкала, находится на грани уничтожения из-за своего ценного меха и мяса, считающегося у некоторых народов деликатесом.  Назовите это животное.

Ученик: Байкальская нерпа.

Учитель: Вопрос №8: Какой город России является крупнейшим из расположенных в зоне распространения многолетней мерзлоты?

Ученик: Якутск.

Учитель: Вопрос №9: Представители этой небольшой этнографической группы русских старожилов, издревле живущей на побережье Белого моря, еще в средние века совершали рыболовные и охотничье экспедиции вглубь Арктики (вплоть до Новой Земли и полуострова Ямал). Назовите этот субэтнос.

Ученик: Поморы.

Учитель: Вопрос №10: К какому субъекту Российской Федерации относится мыс Флигели – самая северная островная точка России?

Ученик: Архангельская область (к ней относится Земля Франца-Иосифа, где расположен мыс Флигели).

Учитель: Вопрос №11: Высота этого природного объекта, расположенного в Дагестанском заповеднике – 244 метра, что делает его самым высоким среди себе подобных в России. О каком объекте идет речь?

Ученик: Дюна Сарыкум.

Учитель: Вопрос №12: Этот объект представляет из себя плоскую переувлажненную местность и занимает огромную территорию в междуречье Иртыша и Оби. Объект является крупнейшим в своём роде в России и одним из самых больших в мире. Здесь обнаружены огромные запасы осадочной породы, которая применяется в качестве горючего. Назовите этот объект.

Ученик: Васюганские болота.

Учитель: Ребята, вы все молодцы. На этом наш первый этап закончился, давайте подведём итоги. (Во время 1 этапа вопросы высвечивались на интерактивной доске, т.е. использовалась презентация, а также учитель озвучивает вопросы. По окончанию, учитель подсчитывает баллы и озвучивает их классу).

Учитель: Давайте перейдём ко второму этапу нашей викторины, который называется «Правда или ложь?» и состоит из 12 фактов. Ваша задача – определить, верно ли указанное утверждение, в случае если утверждение не верно, то необходимо его аргументировать. Правила ответа сохраняются.

Учитель: Факт №1: Камчатка – самый большой полуостров России.

Ученик: Неправда. Самым большим полуостровом России является Таймыр.

Учитель: Факт №2: Ключевская сопка в 2008 года вошла в список «7 чудес России».

Ученик: Неправда. Одним из 7 Чудес России стала расположенная на Камчатке Долина гейзеров.

Учитель: Факт №3: На гербе Челябинска изображен верблюд.

Ученик: Правда.

Учитель: Совершенно верно. У крепостной стены находится желтый (золотой) навьюченный верблюд в знак того, что город богат товарами и его развитие зависит от успехов в торговле. Факт №4: Самый маленький по численности населения город России – Иннополис в Татарстане.

Ученик: Правда.

Учитель: Наукоград был основан в 2012 году, статус города имеет с 2015 года. Официально здесь зарегистрировано всего 102 жителя (при этом общее количество проживающих достигает 2,5 тыс. человек). Факт №5: Самый посещаемый музей в России – Московский Кремль.

Ученик: Неправда. Самым посещаемым музеем России является Государственный музей-заповедник «Петергоф».

Учитель: Факт №6: Баргузинский заповедник, расположенный на берегу Байкала, был создан специально для сохранения и увеличения популяции соболя.

Ученик: Правда.

Учитель: Факт №7: Город Кызыл – столица республики Тыва – является географическим центром Азии.

Ученик: Правда.

Учитель: Факт №8: В зоне вечной мерзлоты расположено примерно 30% территории России.

Ученик: Неправда. В зоне многолетней мерзлоты расположено 65% территории России.

Учитель: Факт №9: Самое большое количество осадков на территории России выпадает в восточной части Камчатки.

Ученик: Неправда. Самое большое количество осадков в России выпадает на черноморском побережье, в предгорьях Кавказа.

Учитель: Факт №10: Самым маленьким по площади среди всех субъектов Российской Федерации является Ингушетия.

Ученик: Неправда. Самым маленьким по площади территории субъектом РФ является Севастополь.

Учитель: Факт №11: Дагестан – рекордсмен среди всех субъектов Российской Федерации по количеству проживаемых здесь народов.

Ученик: Правда.

Учитель: Да, действительно. В Дагестане проживает более 100 народностей. Факт №12: Одна из самых известных вершин Сибири, наивысшая точка хребта Черского, была названа в честь победы в Великой Отечественной войне.

Ученик: Правда.

Учитель: Гора Победа получила своё название летом 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Давайте подведём итоги второго этапа, а также нашей викторины в целом. (Учитель подсчитывает баллы и подводит итоги игры). 

Ребята, вот и подошло наше путешествие в мир географии к концу. Вы все большие молодцы, я рада, что все вели себя активно во время игры и соблюдали дисциплину, но подошло время объявить победителя викторины «Открываем Россию». (Учитель награждает команду победителей, благодарит всех за игру).

Список литературы:

  1. Учебник по географии России под редакцией И.И. Барановой.
  2. Учебник по географии России под редакцией В.Б.Пятунин.
  3. Учебник по географии России под редакцией А.И. Алексеева.



Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного урока по географии, посвященному «Дню Земли» - 22 апреля. Для 9 класса.

Тема: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Подготовлено: Половой Марией Андреевной

  1. Тема урока: Загрязнение и охрана окружающей среды.
  2. Цели урока:
  1. Воспитательные.
  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру через самостоятельную работу обучающихся.
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
  1. Развивающие.
  • Формировать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
  • Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления.
  1. Образовательные.
  • Изучить проблему - загрязнение окружающей среды.
  • Изучить источники загрязнения окружающей среды.
  • Выявить пути защиты окружающей среды.
  1. Методы обучения: исследовательский метод.
  2. Средства обучения:
  • Карта «Политическая карта мира».
  • Карта «Физическая карта мира».
  • Любые дополнительные источники информации.
  • Презентации участников конференции.
  1. Тип урока: нетрадиционный урок, урок-конференция.
  2. Формы организации обучения на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Ход работы

Уч-ль: Здравствуйте ребята! Садитесь. Все приготовьтесь к уроку. Сегодня мы поучаствуем в необычном для нас уроке — уроке-конференции. Вам 3 недели назад была объявлена тема конференции «Загрязнение и охрана окружающей среды», вы были разделены на группы, и каждая из групп работала по определённому направлению в данном вопросе самостоятельно. Ваши результаты самостоятельной работы вы оформили в виде сообщения или доклада и дополнительно можно было сделать презентацию по вашему вопросу. По вашему мнению, о чём нам говорит тема нашего занятия?

ПО: Тема урока говорит нам, что сегодня мы посвятим наш урок природе. И не просто природе, а взаимоотношениям человека с природой и проблемам, которые возникли в результате этого взаимоотношения.

Уч-ль: Молодцы, давайте ознакомимся с планом нашей конференции. Сегодня мы изучим следующие вопросы:

  1. Экологическая проблема человечества.
  1. Что такое красный прилив?
  2. Долина Смерти.
  1. Промышленность и окружающая среда.
  1. Последствия парникового эффекта.
  1. Транспорт и окружающая среда.
  2. Самые грязные места.
  1. Растения помощники.
  1. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  1. Токсичность пестицидов.
  1. Экологическое отравление.
  2. Помощь природе.

Теперь перейдём к выступлениям, пожалуйста, 1 группа докладчиков с темой «Экологическая проблема человечества» готовьтесь. Остальные слушаем внимательно и делаем краткую запись более значимой информации по вашему мнению в ваших рабочих тетрадях по географии, а также готовим вопросы, если что-то будет не понятно.

ПО: «Экологическая проблема человечества». Современная эпоха имеет множество эпитетов, но сегодня её чаще называют эпохой глобальных проблем, т.е. тех проблем, которые касаются всего человечества. Одна из глобальных проблем - экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд тонн. Что же такое загрязняющее вещество?

Загрязняющее вещество — это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию. Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.

Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. В древние времена, когда человек был ещё собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё. С развитием техники, люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять природу во благо себе. Каков результат?

Окружающая нас природа серьёзно больна. По данным МСОП с 1600 года на нашей планете под влиянием деятельности человека вымерло 94 вида птиц,63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис, морская Стеллерова корова.

Ежегодно на нашей планете происходит сведение лесов на площади свыше 20 млн. га, сокращается количество плодородных земель, вырастают горы отбросов, в том числе очень опасных для здоровья людей и всей земной жизни.

Катастрофически загрязняется вода и воздух. В Мировой океан каждый год попадает приблизительно 3,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В конце прошлого века океанологи обнаружили, что в некоторых районах Мирового океана на глубине 200-500 метров и до дна в морской воде содержится сероводород, а кислород отсутствует. В таких зонах невозможна жизнь рыб и других организмов, потребляющих для дыхания кислород. Сероводород в воде был обнаружен повсеместно в Черном море (впервые его здесь зафиксировала экспедиция Н.И. Андрусова в 1890 году), Красном море, фьордах Норвегии, в северной части Аравийского моря, вблизи Большого Барьерного рифа (Австралия), в южной глубоководной части Каспийского моря и многих других районах Океана, преимущественно в Северном полушарии.

Иссякают пригодные для питья пресные воды. За 30-40 лет в сточные канавы превратились реки Рейн, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Потомак, озеро Эри.

В атмосферу Земли-60 млн. тонн аэрозолей, 100 млн. тонн диоксида серы, 70 млн. тонн оксидов азота,175 млн. тонн оксида углерода и 22 млрд. тонн диоксида углерода.

Вырастают горы отбросов, в том числе очень опасных для здоровья людей и всей земной жизни.

Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Есть ли острова спасения от этой беды?

Таких островов нет. Всё человечество в одной лодке. И пересесть из неё некуда. Земля — маленький шар во Вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, которых экологические беды бы не касались, сегодня не существует. Происходит загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы.

Уч-ль: Спасибо, интересный и эмоциональный  доклад вы подготовили, много привели примеров и очень ярко об этом рассказали. Ребята, но у нас есть дополнительно к этому вопросу сообщения, немало интересные. Давайте их выслушаем.

ПО: «Что такое красный прилив». В просторах Мирового океана иногда наблюдаются явления, поражающие своей необычностью. С незапамятных времён человеку известен так называемый красный прилив, во время которого огромные участки поверхности океана окрашиваются в зловещий кроваво – красный цвет. Красный прилив вызывал суеверный ужас у мореходов древности и служил дурным предзнаменованием. Часто последующие события оправдывали опасения людей. Известны случаи, когда экипажи судов получили сильные отравления, употребляя в пищу выловленных в тех местах рыбу и моллюсков.

У современного человека красный прилив вызывает не суеверный страх, а вполне обоснованную тревогу. В последнее время эти приливы случаются всё чаще и охватывают прибрежные воды всех континентов, за исключением Антарктиды. Тайна красного прилива была открыта ещё в прошлом веке, когда выяснилось, что морская вода становится кроваво-красной из-за бурного размножения некоторых видов одноклеточных водорослей. Как оказалось, эти организмы токсичны, т.е. вырабатывают отравляющие вещества. Одни из них токсичны изначально, другие начинают выделять яды в неблагоприятных условиях, например, когда в процессе питания им не хватает каких-либо веществ. Эти яды по пищевым цепочкам попадают в другие морские организмы. В результате гибнут планктон, донные животные, рыбы, киты, морские птицы. Токсины опасны и для человека. Некоторые из них обладают канцерогенными свойствами, то есть могут вызвать злокачественные образования. Участившиеся случаи красных приливов учёные связывают с загрязнением океана отходами производства.

ПО: «Долина Смерти». «Долина Смерти», расположенная на Камчатке у подножья вулкана Кихпиныч. В 1975 году зоолог В. Каляев и вулканолог В. Леонов впервые обнаружили здесь случаи массовой гибели птиц и зверей. В ручье с мрачным названием «Гибельный» они заметили необычные крупные валуны серо-желтого цвета, похожие на спящих медведей. Подойдя поближе, они поняли, что не ошиблись, это действительно были медведи, только не спящие, а мёртвые. Их шерсть была покрыта небольшим налётом серы. Последовавшие за этим случаем исследования вулканологов показали, что при отсутствии ветра часть долины заполняется смесью вулканических газов, состоящей главным образом из сероводорода и углекислого газа. В это время на расстоянии более 1 метра над поверхностью земли почти полностью отсутствует кислород. Образуется своеобразная газовая западня, попав в которую животные погибают. Сотрудниками Кроноцкого заповедника ведутся регулярные наблюдения за Долиной Смерти. Уже отмечено исчезновение около 25 видов различных животных. Среди них медведи, рассохами, лисицы, зайцы, пищухи, горностаи, соболи, белоплечие орланы, вороны, куропатки, кулики, пуночки и ряд других животных. Учёные не просто ведут наблюдения, периодически осматривая участки ручья, они удаляют погибших животных. Делается это не только для их исследования. Трупы животных привлекают хищников и падальщиков, и в результате цепочка жертв может увеличится. Сами сотрудники заповедника работают с использованием обязательных мер химической защиты.

Уч-ль: Спасибо 1 группе с их интересными докладом и сообщениями, молодцы. Ребята, правда окружающий нас мир очень интересен и в тоже время опасен. Это даже было подтверждено сообщениями ваших одноклассников. Как вы считаете, какие источники загрязнения являются самыми главными?

ПО: Главными источниками загрязнения являются прежде всего промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Уч-ль: Действительно, сейчас ребята из последующих групп расскажут нам о этих проблемах. Начнём со 2 группы.

ПО: «Промышленность и окружающая среда». Основной загрязнитель окружающей среды - промышленность. В ходе промышленной деятельности из-за сбросов промышленных отходов ухудшается состояние водных бассейнов (доля промышленности в загрязнении поверхностных вод в некоторых регионах составляет около 70-80%), атмосферы, происходит разрушение и загрязнение земель. Приведу такие примеры:

В сточных водах химических предприятий находится много фенолов, которые не только придают воде резкий, неприятный запах, но и нарушают биологические процессы в водоёмах. Тепловые и атомные электростанции ведут к тепловому загрязнению водоёмов, нарушают их термический, гидрохимический и гидробиологический режимы.

Ежегодно в атмосферу Земли с промышленными выбросами поступает более 50 млн. тонн оксидов азота, 200 млн. тонн оксида углерода, около 150 млн. тонн диоксида серы, 200-250 млн. тонн пыли и 120 млн. тонн золы. Во многих промышленных районах Западной Европы, России, США выпадают кислотные дожди, пагубно влияющие на растительность, здоровее человека. Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере из-за недостатка кислорода в организме. А между тем, воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов.

Уч-ль: Спасибо докладчику, ребята, но у меня есть к вам очень интересный вопрос: выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект, истощается озоновый слой вокруг планеты. Следствием этого будет всемирное потепление. Каков результат потепления? В данном вопросе нам поможет разобраться следующая информационная справка от 2 группы.

ПО: Растают льды Арктики и Антарктики. Уровень воды в океане может подняться на 66 метров и затопить прибрежные низменности, где проживает 25% населения. Сместятся природные зоны. За последние 100 лет температура на Земле поднялась на 0,6 градусов. Расчеты показали, что при развитии парникового эффекта она может увеличиваться на 0,5 градусов каждые 10 лет. В совокупности с другими экологическими проблемами глобальное потепление может оказаться роковым для судьбы человечества.

Уч-ль: Данный вопрос можно изучать долго, но нам стоит двигаться дальше, давайте поблагодарим 2 группу и приступим к изучению следующего вопроса нашей глобальной темы, пожалуйста, участник из 3 группы.

ПО: «Транспорт и окружающая среда». Максимальное количество загрязняющих веществ в атмосферу среди транспортных средств выбрасывает автомобильный транспорт. Установлено, что в отработанных газах автомобилей содержится 280 вредных компонентов, большая часть из которых является канцерогенными веществами, т.е. способствующими развитию раковых заболеваний. В некоторых зарубежных странах (Франция, США, Германия и другие) автотранспорт даёт до 50-60% всего загрязнения атмосферы. Среди эффективных путей снижения загрязнения воздуха от автотранспорта- улучшение качества топлива, замена двигателей внутреннего сгорания на экологически чистые (газотурбинные, электромобили), установка нейтрализаторов и др. Газоавтомобили имеют лучшие экологические показатели.

Уч-ль: Хорошо, ребята, расскажите какие места являются самыми загрязненными, что вам удалось выяснить по данному вопросу?

ПО:  Список самых загрязненных мест:

  • Чернобыль (Украина) - 5 500 000 пострадавших от радиации.
  • Линьфынь (Китай) - 3 000 000 человек, страдающих от автомобильных и промышленных выбросов.
  • Сукинда (Индия) - 2 600 000 человек, постоянно испытывают негативные последствия промышленной добычи хромитов.
  • Дзержинск (Россия) - 300 000 человек, подвержено вредному химическому загрязнению военной отрасли.
  • Сумгайт (Азербайджан) - 275 000 человек, испытывают неблагоприятные последствия добычи углеводородов. (В 2008 году журнал Forbes назвал самым грязным городом планеты - Баку)
  • Кабве (Замбия) - 255 0000 человек жертвует своим здоровьем ради добычи и производства свинца.
  • Тяньин (Китай) - 140 000 постоянных жертв горнодобывающей промышленности.

Уч-ль: А теперь познакомимся с живыми организмами, которые помогают выявлять степень и присутствие загрязняющих веществ.

ПО: Основные растения – индикаторы загрязнения атмосферного воздуха:

  • Диоксид серы (Ель европейская, сосна (обыкновенная, Банкса), пихта европейская, ясень американский, пшеница, ячмень, люцерна, клевер, хлопчатник, фиалка).
  • Фтористый водород (Ель обыкновенная, пихта европейская, сосна обыкновенная, орех грецкий, виноград, абрикос, гладиолус, ландыш, тюльпан, нарцисс).
  • Хлористый водород (Пихта кавказская, лиственница европейская, ольха клейка, лещина обыкновенная, фасоль, шпинат, редис, смородина, клубника).
  • Аммиак (Граб обыкновенный, липа сердцевидная, сельдевой, махорка).
  • Озон (Сосна Веймутова, табак, картофель, томаты, цитрусовые).

Уч-ль: Безусловно данный список можно продолжать, но это наиболее яркие представители растений. Спасибо 3 группе. Двигаемся дальше и так «Сельское хозяйство и окружающая среда», пожалуйста, внимание, 4 группа.

ПО: «Сельское хозяйство и окружающая среда». В роли главных загрязнителей почвенного покрова выступают металлы и их соединения, а также удобрения, ядохимикаты и.т.д. К ядохимикатам относят пестициды (в переводе с латыни - зараза убийственная), используемые для защиты растений от вредителей, гербициды - для борьбы с сорняками.

Ядохимикаты - очень опасные виды загрязнителей. По имеющимся оценкам, свыше 90% используемых ядохимикатов, распыляемых с самолётов, ветры разносят далеко за пределы сельскохозяйственных угодий, губя полезных насекомых, птиц, зверей, рыб.

Гибнут, например, пчёлы. А ведь они опыляют около 80% всех цветковых растений. Только за счёт опыления цветков пчёлами доход от урожая может быть в 7 раз больше, чем от мёда.

Прямое отравление ядохимикатами поражает ежегодно во всём мире (не считая нашу страну и другие страны СНГ) около 2 млн человек и уносит около 50 тысяч жизней (Известия,1988 год, 26 сентября). Эти вещества, отравляющие вызывают рак печени, пищевода. Всё больше увеличивается количество внематочных беременностей, выкидышей, учащается появление мертворождённых.

Минеральные удобрения - питательные вещества, которые способствуют бурному росту растений, и их всё шире используют для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Однако избыточное применение минеральных удобрений приводит к перегрузке химикатами почвы, а следовательно, и продукции сельского хозяйства и влечёт за собой негативные последствия.

Всемирной организацией здравоохранения в 1989 году принята норма -40 мг. нитратов на 1 литр (или 1 кг.) сельскохозяйственной продукции. Перенасыщение овощей нитратами особенно вредно. Они влияют на кровь и печень. У детей могут развиться аллергия и малокровие.

Уч-ль: Вот так влияет сельское хозяйство на окружающую среду, хотя это очень важная отрасль в жизни человека. Давайте узнаем о токсичности пестицидов.

ПО: Токсичность пестицидов никогда не вызывала сомнений. Но их канцерогенность была обнаружена лишь в начале 70-х годов, когда в сельскохозяйственной практике применялось около десяти тысяч разных соединений. Самый известный среди них был знаменитый ДДТ — дихлородифенилтрихлорэтан, избирательная токсичность которого для насекомых была открыта в 1939 году. Швейцарский ученый Пауль Мюллер, открывший пестицидные свойства ДДТ, был удостоен в 1948 году Нобелевской премии по медицине. Именно этот препарат останавливал в те годы эпидемии сыпного тифа и малярии. ДДТ спас Европу от колорадского жука. Только в 1960 году, когда производство ДДТ во всем мире приблизилось к миллиону тонн, обнаружились отрицательные свойства этого соединения. ДДТ был слишком стабилен и не подвергался распаду в почве и в водных средах. Происходила глобальная аккумуляция ДДТ. Многие производные ДДТ накапливались в жировой ткани домашних животных и человека. Токсический эффект ДДТ особенно отчетливо проявлялся у птиц. Некоторые популяции диких птиц, питавшихся насекомыми, погибали, иногда от отравления, иногда от бескормицы. В 1965 году небольшие концентрации ДДТ были обнаружены в США в молоке, кормящих матерей. ДДТ был найден и в жировой ткани пингвинов Антарктики. В 1972 году производство и применение ДДТ было запрещено в США и в других западных странах. К тому времени были обнаружены канцерогенные свойства ДДТ. Его накопление в организме вело к росту случаев карциномы печени. Однако не все страны последовали примеру Запада. ДДТ продолжали применять в Средней Азии на посевах хлопчатника, в Китае и в Индии. В индийских штатах Бенгал и Бихар ДДТ широко применяется и в настоящее время, загрязняя грунтовые воды.

Уч-ль: Хотелось бы отметить, что экологическое отравление привело к массовой деградации здоровья всего живого. Давайте послушаем доклад, доказывающий это положение.

ПО: «Экологическое отравление». Загрязнение воды морей и океанов продолжает волновать мировую общественность, особенно большую опасность, представляют загрязнения продуктами радиоактивного распада. У многих беспозвоночных животных и рыб, выловленных в океане, радиоактивная зараженность была в сотни и тысячи раз выше радиоактивности воды, в которой они обитали.

Морские животные и растения накапливают в себе углеводороды нефти, пестициды и другие химические соединения. А питанием человека служат рыба, моллюски, ракообразные и т.п. Используя эти морепродукты, человек может сам стать жертвой своей же деятельности.

Нечто подобное наблюдалось и на Чукотке. Советские и американские испытания ядерного оружия в Арктике 50-60-е годы, как сейчас выяснилось, не прошли бесследно для здоровья населения. Об этом говорят результаты обследования жителей Чукотки специалистами Санкт-Петербургского института радиационной гигиены и других учреждений. Выпавшие радиоактивные вещества накопились во многих природных образованиях, особенно в ягеле. Через этот мох они попадали в мясо северных олений, а через них - в людей. В костях жителей, которые постоянно ели оленье мясо, содержание свинца-210 было в 10-20 и цезия 137 в 100 раз выше, чем у других людей. Уровень радиации у жителей Чукотки оказался вдвое большим, чем у населения нашей страны в целом. С радиоактивным загрязнением медики связывают уменьшение иммунитета у местных жителей, в результате чего они в сильной степени подвержены различным заболеваниям. По сути дела, военные испытания советского и американского ядерного оружия привели к деградации чукчей-жителей Чукотки.

Уч-ль: Спасибо всем кто сегодня выступил, вам много информации пришлось изучить самостоятельно, чтобы подготовиться к конференции. Ребята, теперь давайте последний вопрос «Помощь природе» разберём все вместе. Обсудите в группах в течении 3 минут, как можно помочь природе, как можно её защитить? И после каждая из групп поделится с нами своими идеями.

ПО: Помочь природе можно с помощью:

1. Создание очистных сооружений и фильтрование использованной воды.

2. Строительство высотных дымовых труб и установка фильтров на них.

3.  Использование экологически чистых видов топлива.

4.  Переход к малоотходному и безотходному производству.

5.  Сбор и переработка мусора.

6.  Рациональное использование всех видов природных ресурсов.

7.  Увеличение количества охраняемых территорий и объектов.

8.  Принятие строгих природоохранных законов.

9.  Ограничение охоты на животных, отлова рыбы, сбора растительного сырья.

10. Восстановление почв.

11. Зелёные насаждения.

Уч-ль: Да, все правильно, но вы забыли о не менее важном пункте данных видов помощи. Ведь нужно всегда помнить о том, что природа у нас одна и не стоит её загрязнять сейчас, чтобы не пришлось восстанавливать её потом. По этому поводу мы сегодня и собрались, в честь Дня Земли, но о чистой окружающей среде мы должны помнить всегда, а не только в этот день. Спешите любить Землю, научитесь её беречь! Этими словами я хочу закончить наш урок-конференцию, всем спасибо за интересные доклады и сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Столица нашей малой Родины

урок  о столице Чувашии - Чебоксары.  Также идёт повторение грамматики- Past Simple...

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Наша страна – Россия. Республика Башкортостан - наша малая Родина»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собстве...

Классный час: «Наша страна – Россия. Кемеровская область - наша малая Родина»

Занятие (классный час), раскрывающее доверие к государству, исторической памяти и преемственности поколений, любви к Родине....

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»...