"Большие права маленького человека"
классный час

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshie_prava.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Большие права маленького человека

Цель: воспитание правовой культуры учащихся через знакомство с правами и обязанностями  

Задачи:

  1. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Познакомить учащихся с документами, регламентирующие их права и обязанности.
  2. Развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни.
  3. Воспитывать уважение к правам других людей. Осмыслить ситуации, в которых права другого человека могут нарушаться.
  4. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
  5. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
  6. Совершенствовать навыки работы в группе.

Оборудование:

1.Права и обязанности учащихся  школы.

2. Карточки для составления темы классного часа.

3.Тексты для обсуждения.

4.Материал для работы в группах (карточки к игре «Юридическая консультация»,

карточки с ситуациями из жизни литературных героев).

5. Презентация «Большие права маленького человека».

6. Памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка).

7. Компьютер, проектор.  

Форма проведения: Классный час с использованием интерактивных методов.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему, но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.      

Представьте, что существуют 2 государства: Можно и Нельзя. Они живут по разным законам. У каждого свои порядки. В государстве Можно – всё разрешено. В государстве Нельзя живут совсем иначе.

Подумайте и скажите про себя: Я хотел бы жить в государстве…

Вам интересно узнать, в  каком из государств какие порядки? (в государстве Можно нет правил, запретов, инструкций, норм, поэтому там: воруют, убивают, оскорбляют людей. В государстве Нельзя: запрещено убивать, грабить, грубить друг другу, воровать, так как там существует закон, регламентирующий права и обязанности граждан)

Какая из стран является процветающей, где жители счастливы и они чувствуют себя в безопасности? (В государстве Нельзя. Граждане этого государства живут по законам, уважают и не нарушают права других людей, выполняют свои обязанности)

Как, по-вашему, может ли государство Нельзя перевоплотиться в государство Можно? (Если свобода одних нарушает интересы и права других, то в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость)

А теперь опять ответьте на тот же вопрос: В каком из государств вам хотелось бы жить? Совпал ли ваш ответ с предыдущим?

Мне хотелось бы, чтобы вы никогда не попали в государство Можно!

Чтобы жить в процветающем государстве, что нужно знать?  ( Права других, …)

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Я предлагаю вам подтвердить свои предположения. Задание: если вы вычеркните повторяющиеся более 5 раз буквы, обозначающие парные шипящие звуки, то сможете прочитать тему классного часа.

ЖПШРШАВЖАИЖОЖБШЯШЖЗЖАНЖНЖОШСЖШТИЖ

Я тоже открываю свой слайд.

Большие права маленького человека

Что-то я не пойму. Где-то скрывается ошибка… Высказывания детей

Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей)

Давайте уточним значения данных слов, используя словарь Ожегова.

Дети работают со словарем.

Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать,  осуществлять.

Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

В мире случается, что с  детьми обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.

Обзорное  знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

Знакомство с правами детей

Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ребята, а кто еще, кроме государства, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (ответы детей)

Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас  - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

Практическая часть классного часа  

Игра «Юристы»

Найдите ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.

Для 1 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям). 

Ст. 6: Каждый ребенок  не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство  не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка

Для 2 группы

Ст. 9: Ребенок  не имеет право (имеет право) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.

Ст. 12: Дети  не имеют право (имеют право) открыто высказывать свое мнение.

Для 3 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям). 

Ст. 10: Дети и их родители   не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения

Для 4 группы

Ст. 14: Дети не  имеют право (имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.

Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы.

Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». 

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».

Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» 

 (Во время игры дети  читают задание из карточки, а «юристы»   комментируют, какие права   были нарушены в данном случае).   Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»

(один пример приводит учитель)

Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена? ( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

3. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

4. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

6. Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

7. Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

8. Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)

-Давайте немного отдохнем.  Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы будете   показывать соответствующий знак – разрешается (правая рука) или запрещается (левая рука) .  

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.  

Обязанности. Анализ ситуаций

-C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

-Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ

Обязанности (обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения) (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Соблюдать законы. Охранять природу.  Защищать отечество. Заботиться о родителях. Получить образование.

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

Имеют ли право ребята заставить Сашу?...  

Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)

Сценка 2.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Сценка 5.

Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Кто прав?

Почему Дима должен был выучить стих?

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях.

-Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)

-А ещё? (Уважай чужие права! …)

-Спасибо за работу и активное участие. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

-Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой гений маленького Моцарта

Материал  для  родителей...

Маленький Человек в большом Интернете

     Данный материал – это своего рода краткий путеводитель для родителя, не искушённого глубокими знаниями Интернета, той его части, которая активно используется подростка...

Квест игра для детей подготовительной группы "Маленьким детям - большие права", 2020 г.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции,...

4.5. Проект "Маленьким детям - большие права"

Данный проект осуществляет правовое просвящение первоклассников....

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Памятка "Большие права маленького ребенка"

Информационная памятка для учащихся среднего и старшего звена для ознакомления своих прав и обязанностей...