Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме "Маленький человек в большом мире"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Сегодня мы познакомимся с одной из повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Поговорим о нравственных
категориях добра, любви, сострадания, ответственности перед ближними. О чём заставляет задуматься тема урока?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_ramkah_formirovaniya_tsennostno.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий
и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме
«Маленький человек в большом мире».
По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Цели урока:
-научить анализировать самостоятельно прочитанный художественный текст;
учитывая композиционную структуру, особенности стиля, тему и идею произведения;
-формировать умение выборочно пересказывать ,находить нужные цитаты, составлять план, давать оценку герою;
-ориентировать ученика в морально-нравственных поступках героев и человека вообще.
Оборудование урока:
«Повести Белкина», мультимедийное оборудование для диска «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», тетради для минисочинений.
Ход урока:
Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | Мультимедийное сопровождение |
Сегодня мы познакомимся с одной из повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Поговорим о нравственных категориях добра, любви, сострадания, ответственности перед ближними. О чём заставляет задуматься тема урока? Эта повесть входит в сб. «Повести Белкина». 1.Расположите эти повести по порядку: «Метель» «Выстрел» «Барышня-крестьянка» «Станционный смотритель» «Гробовщик» «От издателя». 2.Что мы знаем об авторе пр-ия? Почему Пушкин скрывается за именем Белкина? Кто настоящий рассказчик? |
1.На доске записывают порядок частей 2.Иван Петрович Белкин-помещик, якобы знакомый Пушкина, живущий по соседству…Честный, добрый помещик, живший в селе Горюхине. Оброк крестьяне платили ему орехами, потому и Белкин. Но для придания достоверности поэт пользуется чужим именем, а также это одно из первых крупных прозаических произ-ий, и поэт приписывает авторство другому. | |
3.А Пушкин в 1830 г. издаёт журнал «Современник» , где и печатает эти повести. Но ведь поэт и сам много путешествовал. Вспомните, где он побывал, порой, и не по своей воле. Почему же он не дорожил своим авторством? | Поэт побывал в ссылке на Кавказе, в Крыму, в Михайловском, жил в Москве, в Петербурге, переезжал по просёлочным русским дорогам. Ему важно было рассказать реальные истории языком простого русского помещика. | Просмотр слайда о создании произ-ия. №1 «Пушкин вБолдино» |
4..О какой черте характера это говорит? | О щедрости душевной, о любви к своему читателю. О желании научить читать русскую литературу и знать русскую действительность. | |
О своих дорожных впечатлениях пишет он стихотворение «Дорожные жалобы». | Чтение сих-ия «Долго ль мне гулять по свету… | Видеофрагмент о путешествии поэта в Выру. №4- путешествие в Выру |
5.Кто же такой станционный смотритель в те времена? Смотрим эпиграф…его роль? | «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор». Самый низший чин в России 19 века. Значит речь пойдёт о мелком чиновнике, о маленьком человеке. Или о грозном диктаторе? | |
6.Послушаем фрагмент вступления из повести. Какова его роль? Как жил Самсон Вырин- чиновник 14 разряда? …вникнем хорошенько… | Послушаем фрагмент вступления из повести. №7-Самсон Вырин | |
7.Какое чувство рождается у читателя по отношению к С.Вырину? | Сочувствие, жалость, «искреннее сострадание». Видим безрадостное существование, тяжёлый труд героя. «Не настоящая ли каторга»-жизнь сего диктатора? | |
Анализ текста. | ||
1.Сколько раз рассказчик побывал у Самсона Вырина? | Трижды с различными целями. | |
2.Расскажите о первом приезде. | Впервые побывал он там в 1816 г.,сам будучи в мелком чине, поэтому с ним не церемонились даже смотрители. Это была весна, жаркий день. Автор познакомился с Дуней-дочерью смотрителя, отметил смиренную, но опрятную обитель и даже поцеловал Дуню на прощанье. | |
3.Какие чувства испытывает рассказчик и читатель, в первый раз знакомясь с отцом и дочерью? | Любопытство, интерес, радость и даже умиление. Посещение это оставило приятное впечатление. | |
4.Каков портрет Дуни? | Красота её меня поразила… | |
5.Чем отличается второй приезд от первого? | Прошло несколько лет. В доме всё показывало ветхость и небрежение, Вырин постарел, Дуни не было. | |
6.О чём рассказал Самсон Вырин автору? | Рассказ о приезде гусара Минского и его обмане? | |
7.Как удалось Минскому увезти Дуню? | Притворство и обман гусара изменили судьбу этих людей. | |
8.Почему он не боится обманом соблазнить девушку , ответить злом на добро? | Минский-богатый человек, живущий в Петербурге, а Вырин-бедный чиновник. Ничего не изменил его приезд в столицу, Минский его выгнал. | |
9.Как вы относитесь к поступку гусара? Почему Дуня не даёт знать о себе в тот момент? | Могут быть разные мнения, но ,наверно, она стыдилась отца и не могла его жалеть. | |
10.Какие чувства рождает второй приезд? | Сочувствие, сострадание, печаль, жалость. | |
11.Расскажите о третьем приезде? | Это случилось осенью..Смотритель умер, А на могилу к нему приезжала, оказывается, Дуня со своими детьми, но было ужу поздно. | Слайд «Дуня на могиле отца» № 6 |
12.Какие чувства испытываем мы, читая об этом? | Горе, разочарование, неизбывную печаль, непоправимость происшедшего. | |
13.Стихотворение «Бесы» передаёт те же настроения. | Чтение наизусть. | |
Выводы: | ||
1.О каких ценностях говорит автор? | Об отношениях отцов и детей, о социальном неравенстве людей. О беспомощности маленького человека в большом мире. | |
2.Какова роль художественной детали-картинки в доме Вырина? | Сравнение содержания притчи о блудном сыне и сюжета повести. | Рембрандт-слайд №8 |
3.Составить синквейн на тему: О чём я задумался, читая повесть? (использование приёмов технологии критического мышления) Синквейн имеет определённую структуру: Существительное-определяемое слово 2-3 эпитета к нему 2-3 глагола Простое предложение Вывод-резюме. | Дочь Наивная и жестокая Исчезла, бросила, оставила, Свой дом и отца предала в поисках любви и счастья, Но за всё будет расплата и покаяние. (Стихи детей) Блудная дочь бросила своего отца, Устыдившись даже встретиться с ним… И разлуке не видно конца- Погибает смотритель один. Неужель так жестоки сердца дочерей, сыновей-всех детей?... Нет…Блудный сын не забыл отца и вернулся в конце пути. | |
4.Выполнить тест-тренажёр. | Характеристика героев по Заданным эпитетам. | Слайд с тестами –слайд№12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ
применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ
Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития компетенций учащихся.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.
Статья ст. преподавателя кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО Бояровой Е.С....
Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....