Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме "Маленький человек в большом мире"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Птушкина Лилия Николаевна

Сегодня  мы  познакомимся с  одной  из  повестей  А.С.Пушкина  «Станционный  смотритель».Поговорим о  нравственных 

категориях  добра, любви, сострадания,  ответственности  перед  ближними. О чём  заставляет  задуматься  тема урока?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  литературе  в  рамках  формирования  ценностно-смысловой  компетенции   и системно-деятельностного подхода  с использованием ИКТ-технологий

и  технологии критического мышления  в  6-ом  классе  по  теме

«Маленький  человек  в большом  мире».

По повести  А.С.Пушкина «Станционный  смотритель».

Цели  урока:

-научить  анализировать  самостоятельно  прочитанный художественный  текст;

учитывая  композиционную  структуру, особенности  стиля, тему  и  идею  произведения;

-формировать  умение выборочно  пересказывать ,находить нужные цитаты, составлять план, давать  оценку  герою;

-ориентировать  ученика  в  морально-нравственных  поступках  героев  и  человека  вообще.

Оборудование урока:

«Повести  Белкина», мультимедийное  оборудование   для  диска «Уроки  литературы  Кирилла и  Мефодия», тетради для минисочинений.

        

Ход  урока:

Деятельность учителя:

Деятельность           учащихся:

Мультимедийное

сопровождение        

Сегодня  мы  познакомимся с  одной  из  повестей  А.С.Пушкина  «Станционный  смотритель».Поговорим о  нравственных  

категориях  добра, любви, сострадания,  ответственности  перед  ближними. О чём  заставляет  задуматься  тема урока?

Эта повесть  входит в сб. «Повести  Белкина».

1.Расположите  эти повести  по  порядку:

«Метель»

«Выстрел»

«Барышня-крестьянка»

«Станционный смотритель»

«Гробовщик»

«От издателя».

2.Что  мы  знаем  об  авторе  пр-ия?

Почему  Пушкин  скрывается  за именем Белкина? Кто настоящий рассказчик?

   

 

1.На  доске  записывают порядок  частей

2.Иван  Петрович Белкин-помещик, якобы знакомый Пушкина, живущий по  соседству…Честный, добрый  помещик, живший в селе Горюхине.

Оброк  крестьяне  платили ему  орехами, потому и Белкин.

Но для  придания  достоверности поэт пользуется  чужим  именем, а также  это  одно из первых  крупных  прозаических  произ-ий, и поэт приписывает авторство  другому.  

3.А Пушкин в  1830  г. издаёт  журнал «Современник» , где  и печатает  эти повести.

Но  ведь  поэт и  сам  много путешествовал.

Вспомните, где  он побывал, порой,  и  не  по своей  воле. Почему же  он  не  дорожил

своим  авторством?

Поэт побывал в ссылке  на  Кавказе, в Крыму, в Михайловском,  жил в Москве, в Петербурге, переезжал по  просёлочным русским дорогам.

Ему  важно было рассказать реальные  истории языком простого русского помещика.

Просмотр  слайда  о

создании  произ-ия.

№1 «Пушкин  вБолдино»

4..О  какой черте  характера  это  говорит?

О  щедрости душевной, о любви к  своему  читателю.

О желании  научить читать  русскую литературу  и  знать  русскую действительность.

О своих  дорожных  впечатлениях пишет  он  стихотворение «Дорожные  жалобы».

Чтение  сих-ия

«Долго  ль  мне  гулять  по  свету…

Видеофрагмент о путешествии  поэта в

Выру.

№4- путешествие  в  Выру

5.Кто же такой  станционный смотритель  в  те  времена?

Смотрим  эпиграф…его роль?

«Коллежский  регистратор,

почтовой  станции  диктатор». Самый  низший

чин  в России  19  века.

Значит речь пойдёт о  мелком  чиновнике, о маленьком  человеке. Или о  грозном  диктаторе?

6.Послушаем  фрагмент вступления  из повести.

Какова  его  роль? Как жил

Самсон  Вырин- чиновник 14 разряда?

…вникнем  хорошенько…

Послушаем  фрагмент вступления  из повести.

№7-Самсон  Вырин

7.Какое  чувство  рождается  у  читателя по  отношению  к  С.Вырину?

Сочувствие, жалость,

«искреннее  сострадание».

Видим безрадостное  существование, тяжёлый труд  героя.

«Не настоящая  ли  каторга»-жизнь сего  диктатора?

Анализ текста.

1.Сколько раз рассказчик  побывал  у  Самсона  Вырина?

Трижды  с  различными  целями.

2.Расскажите о первом приезде.

Впервые побывал  он  там  в 1816 г.,сам будучи  в  мелком  чине, поэтому  с ним не  церемонились  даже  смотрители.

Это  была весна, жаркий  день. Автор познакомился с Дуней-дочерью  смотрителя, отметил смиренную, но опрятную  обитель и даже  поцеловал  Дуню на  прощанье.

3.Какие  чувства  испытывает  рассказчик  и читатель,  в  первый  раз  знакомясь с отцом  и  дочерью?

Любопытство, интерес,

радость  и  даже умиление.

Посещение  это  оставило  приятное  впечатление.

4.Каков портрет  Дуни?

Красота  её  меня поразила…

5.Чем отличается  второй  приезд  от  первого?

Прошло  несколько  лет.

В доме  всё  показывало  ветхость  и  небрежение,

Вырин  постарел, Дуни  не  было.

6.О чём  рассказал  Самсон Вырин  автору?

Рассказ  о  приезде  гусара Минского  и  его  обмане?

7.Как  удалось Минскому  увезти Дуню?

Притворство  и обман  гусара  изменили  судьбу  этих  людей.

8.Почему  он  не  боится  обманом

соблазнить девушку , ответить злом  на  добро?

Минский-богатый человек, живущий  в   Петербурге, а Вырин-бедный  чиновник.

Ничего  не  изменил  его  приезд в  столицу, Минский его выгнал.

9.Как  вы  относитесь  к  поступку гусара? Почему  Дуня  

не даёт  знать  о себе в  тот  момент?

Могут быть  разные  мнения, но ,наверно, она стыдилась  отца  и  не  могла его  жалеть.

10.Какие  чувства рождает  второй  приезд?

Сочувствие, сострадание, печаль, жалость.

11.Расскажите о  третьем  приезде?

Это  случилось  осенью..Смотритель  умер,

А на  могилу  к нему приезжала, оказывается,

Дуня  со  своими  детьми, но  было  ужу  поздно.

Слайд «Дуня  на  могиле  отца» № 6

12.Какие  чувства  испытываем  мы, читая  об  этом?

Горе, разочарование, неизбывную  печаль, непоправимость  происшедшего.

13.Стихотворение «Бесы» передаёт  те  же настроения.

Чтение  наизусть.

Выводы:

1.О  каких ценностях  говорит  автор?

Об  отношениях отцов  и детей, о  социальном  неравенстве  людей.

О беспомощности  маленького  человека  в  большом  мире.

2.Какова роль художественной  детали-картинки  в доме Вырина?

Сравнение содержания  притчи  о  блудном  сыне и

сюжета  повести.

Рембрандт-слайд №8

3.Составить  синквейн на тему:

О  чём  я  задумался, читая  повесть?

(использование приёмов технологии критического мышления)

Синквейн имеет определённую структуру:

Существительное-определяемое слово

2-3 эпитета к нему

2-3 глагола

Простое предложение

Вывод-резюме.

Дочь

Наивная и жестокая

Исчезла, бросила, оставила,

Свой дом  и отца предала в поисках любви и счастья,

Но за всё будет расплата и покаяние.

(Стихи детей)

Блудная  дочь бросила своего  отца,

Устыдившись  даже  встретиться  с ним…

И  разлуке  не  видно конца-

Погибает смотритель  один.

Неужель  так  жестоки  сердца дочерей, сыновей-всех  детей?...

Нет…Блудный  сын не  забыл   отца  и  

вернулся  в  конце  пути.

4.Выполнить  тест-тренажёр.

Характеристика  героев по

Заданным эпитетам.

Слайд  с тестами –слайд№12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....