ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ
статья по обж (6 класс) на тему

Алексеева Анна Алексеевна

 

  Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

         Статья адресована учителям, преподавателям ОБЖ средней школы, классным руководителям, проводящим  тематические классные часы по ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока в 6 классе по теме: «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Цели, связанные с ценностно-смысловой компетенцией: дать оценку состоянию окружающей среды – как среды своего обитания, сформировать ценностные установки в области культуры поведения, осознать свою роль – человека, защитника природы.

        В ходе урока учащимся был предложен для обсуждения фрагмент мультфильма из серии «Чебурашка» - «Шапокляк» и дано  задание: составить план действий по защите реки от загрязнения фабрикой. Были заданы вопросы: какую ошибку допустил Крокодил Гена? (перекрыл трубу в реке, но фабрика свои отходы вылила на землю, таким образом, загрязнила почву). Какие еще персонажи наносили вред окружающей среде? (туристы-рыболовы, поставили сеть, что запрещено законом). Имеются ли случаи такого загрязнения на территории области, и что вы знаете об этом?

        Как итог работы по данной теме учащимся было предложено задание: выработать план своих действий по защите окружающей среды: почвы, воздуха, воды.

Учащиеся предложили  следующие индивидуальные действия:

в плане защиты воздуха: меньше пользоваться автомобильным транспортом и добираться до школы на велосипеде или просить соседей подбросить до школы на личном автомобиле (таким образом, вместо двух машин в путь отправится одна);

в плане защиты воды: экономить воду дома, не загрязнять реки, находясь на пляже, оправиться в экологический поход и очистить один из родников в области и т.д.;

в плане защиты почвы: выходить на субботники и чаще убирать закрепленную территорию, не мусорить, находясь на улице или в помещении, убирать за собой рабочее место в классе и дома,  учить младших бережно обращаться с природой, посадить деревья на пришкольном участке, ухаживать за цветником и т.д.

Фрагмент урока в 8 классе по теме: «Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение».

Цели, связанные с ценностно-смысловой компетенцией: выработать у учащихся способность быстро принимать решение в чрезвычайной ситуации, брать ответственность на себя.

        В ходе урока учащимся  была предложена  проблемная ситуация: для этого учащиеся были разделены на группы по 3-4 человека. «Вы идете по улице в жаркий летний день. Перед вами идет молодая женщина. Вдруг она падает на землю и не подает признаков жизни. Ваши действия?».

        В данном задании задача учителя состоит не только в оценке действий учащихся по оказанию медицинской помощи, но и в одном немало важном аспекте: как разделятся функции каждого члена группы, кто возьмет на себя роль руководителя. На это  обратить особое внимание учащихся при разборе ситуации. В конце урока учащиеся могут составить список личностных качеств человека, которыми должен обладать руководитель группы. Ученики приходят к выводу, что каждый должен обладать знаниями в области БЖ, знать точный алгоритм действия в ЧС.

        Таким образом, формирование ценностно-смысловой компетенции позволяет повышать общекультурный уровень школьников и воспитывать личностные качества, необходимые для принятия ответственных решений, в том числе и в ЧС.

Литература

1. Зубарев Игорь Александрович. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению безопасности жизнедеятельности [Текст]:автореф. дис. ... канд. пед. наук/Зубарев Игорь Александрович; Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург,2006г.

2.Мультфильм «Шапокляк» – Режим доступа:http/ed2k/dc/torrent/Шапокляк.

3. Репин Юрий Викторович. Теория и методика обучения безопасности жиз-недеятельности:Учеб.пособие/Ю.В.Репин, Н.Ф.Мельникова; Урал.гос пед.ун-т.-2-е изд., испр.и доп.-Екатеринбург:Б.и.,2005.-158с. .-Библиогр.: с.156-158.

4. Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ(статья)– Режим доступа: http://gaischool.ucoz.ru/publ/formirovanie_cennostno_smyslovykh_kompetencij_na_urokakh_obzh/1-1-0-13

5.Шойгу С.К. Учебник спасателя/2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Советская Кубань, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...

Влияние потребностей человека на формирование ценностно-смысловых компетенций

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий является использование учителем таких форм работы, которые могут дать детям возможность занять активную позицию  к учебному материалу....