Влияние потребностей человека на формирование ценностно-смысловых компетенций
методическая разработка

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий является использование учителем таких форм работы, которые могут дать детям возможность занять активную позицию  к учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchit.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Начало самостоятельной проектной и творческой деятельности учащихся  –  начало развития творческой личности посредством реализации  внутренней потребности в прекрасном, в общении с искусством слова. Связь текста с эпохой, социально-историческими обстоятельствами, философскими и литературными исканиями, с произведениями других видов искусства помогает погрузиться в художественную реальность, глубже и тоньше почувствовать, понять эстетическое целое.                                                                                            

 Важно, чтобы состоялся сложный творческий процесс взаимодействия учащихся с текстом при направляющей помощи учителя – процесс эстетического восприятия, осмысления, осознания и оценки художественного произведения. Этот процесс можно представить в виде простой схемы: Удивление - Интерес –Познавательная деятельность- Открытие - Рефлексивная деятельность. В основе образовательного процесса лежит системно-деятельностный подход. Как спланировать образовательный маршрут встроить в   систему? Что значит «вовлечь школьника в активную деятельность»? Какие стимулы и мотиваторы являются главной движущей силой и призывом к действию?  Я считаю, что театральная деятельность- один из самых эффективных способов развития гибких навыков, развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется технология активного обучения, которая требует ценностно-смысловой работы над текстом.  Не стоит думать, что ребенок, посещающий занятия с элементами театрализации, уже включен в деятельность, которая протекает на этих занятиях.  Вовлечь в деятельность – это значит создать такие условия, чтобы у ребенка появилась внутренняя мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Если ученик выступает на сцене, это еще не означает, что его действия обязательно подчинены образовательным или творческим мотивам.                                          

Вся система работы со школьником строится поэтапно, начиная с удовлетворения потребностей, связанных с жизнедеятельностью человека и его социализацией.  Действительно, если ребёнок не выспался, хочет есть, если ему не нравится, не очень удобен тот костюм, в котором он должен предстать перед публикой, ему некогда думать о духовном развитии, о саморазвитии. Выбирая театральную роль, стоит учитывать интересы ученика: будет ли ему комфортно в этой роли? совпадает ли его мироощущение с ощущением героя?                                                                                                                                           Следующий уровень предполагает потребность в безопасности.  Ребёнку необходимость чувствовать защищённость и комфорт в том пространстве, в котором он находится. Декорации, электрика, бутафория, сценические движения- ничего не должно угрожать психическому и физическому здоровью. Социальный уровень включает общение, привязанности, совместную деятельность. Важно так подобрать сценические роли, чтобы ребята становились в процессе работы друзьями, помогали друг другу. Престиж и репутация напоминает о желании быть нужным и важным, об уважении себя и окружающих, о значимости получить признание от общества. Важно  работу  над спектаклем доводить до конца, нужно учить преодолевать возникающие трудности, рефлексировать свою работу, получать и принимать оценки (от зрителей в своей школе, на конкурсе, фестивале).  Ситуация успеха позволяет перейти на познавательный (творческий) уровень. Человек, достигший данного уровня, выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта. Ребята получают предметные знания, читая художественные тексты и биографию писателей, изучая эпоху, исторические события, участвуя в семинарах, конкурсах, олимпиадах. Эстетический уровень помогает прийти к гармонии радости и успеха через красоту и искусство. Школьники посещают музеи и выставки, смотрят художественные фильмы и спектакли. Духовный- высший уровень эстетической потребности в гармоничном развитии личности. На этом уровне ученик обращается к наставнику, пересматривает систему нравственных ценностей, стремится реализовать планы и мечты, ищет свой путь.

Довести ребёнка до высшего уровня человеческих потребностей- долгий сложный, кропотливый труд. Всем нам дана способность видеть прекрасное и творить красоту вокруг. Задача педагога – научить ребёнка понимать и чувствовать произведения искусства и не оставаться при этом равнодушным. Исследование мира, поиск новых путей и возможностей – один из самых сильных стимулов для развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...