Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.
консультация на тему

Рыбакова Елена Васильевна

  Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_korneslova.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

                                        Боярова Е.С., ст. преподаватель кафедры общей

                                        педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО    

Современный период в российском образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, которые оказали  влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и  труду, на отношения человека к человеку.  

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

 У  детей  формируется   недоверие  к  окружающему  миру,  у  них  отмечается  эмоциональная  неустойчивость,  тревожность,  агрессивность  и  негативизм.  Поэтому   дети  нуждаются  в  создании  благоприятной  эмоциональной  атмосферы,  которая  бы  способствовала  снятию  эмоционального  напряжения  и  формированию  позитивного  мировоззрения.

В рамках когнитивно – бихевиорального подхода  осуществляется последовательная работа на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне. Работа с эмоциональной сферой предполагает формирование словаря эмоций, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей,  развитие эффективных способов выражения эмоций. Работа с когнитивной сферой направлена на формирование когнитивных представлений о нравственных ценностях, которые закрепляются в конструктивных моделях социального поведения.

Притчевый  корнесловно - смысловой метод может может быть интересен с точки зрения формирования представлений ребенка о себе, окружающем мире,  нравственных ценностей и установок.

Тема: О ДОВЕРИИ, ВЕРЕ И СОМНЕНИИ

Доверие – это когда человек уверен в честности, правдивости и правильности каких–то знаний, слов и дел.

 Когда вы уверены в том, что человек поступает правильно, и убеждены в его честности (верите ему), это значит, что вы ему доверяете.

[?] Кому вы доверяете в своей жизни?

Вера – это знание сердца (души), когда человек внутри себя сердцем чувствует правду. Ему не нужно объяснять, он просто знает и уверен, но часто не может выразить это словами.

[?] Вы верите, что добро красиво и прекрасно? Вы это сразу знаете и чувствуете правду, и вам не надо объяснять, почему это правда.

Сомнение – это отсутствие доверия, когда вы не уверены в чем-то и не можете целиком поверить во что-то. Сомнение – враг доверия и разрушитель веры. Сомнение, разрушая веру и доверие, ничего не дает человеку взамен, оставляет в человеке пустоту.

 Доверие – есть первое условие для движения к знаниям.

Когда вы узнаете что-то новое, нужно доверять и стараться поверить и быть уверенным в том, что это правда. Ведь если не доверяете и считаете что-то неправдой и враньем, то не хотите дальше слушать человека или не хотите продолжать читать книгу (не получите новых знаний). * Вам говорят о том, что земля вертится вокруг солнца, вы не можете читать книги про планеты и звезды, но вы доверяете этим словам.

 Вера – знание сердца. Безусловная вера сердца и условная вера ума.

Вера – есть следствие скрытого интуитивного знания, уверенность в знании, основанном на ощущениях.

Человек сердцем сразу же распознает, что красиво, а что безобразно, что хорошо, а что плохо. Чтобы поверить умом, нужны долгие объяснения и чтение книг. А вот сердцем человек верит сразу без всяких долгих обдумываний и объяснений. (Вера сердца сильнее и обычно ближе к правде, чем вера ума).

[?] Вы верите, что обижать другого плохо? Почему? (Два ответа –1-й: просто плохо и всё; 2-й: когда ребенок подключает построения рассудка. Тогда, при желании, придумывая частные случаи и условия, можно привести к противоположному мнению и указать, как легко можно изменить веру ума и плохое сделать хорошим).

 Вера помогает там, где знаний умственных недостаточно.

Благодаря вере в неявное и недоступное умственному познанию, человек получает силу к продвижению за пределы очевидного.

 Сомнение – коварный разрушитель веры и доверия.

На предыдущем примере видно, что сомнения всегда рождаются в уме. Если вера и доверие появляются в сердце, то ум человека либо поддерживает веру, либо разрушает ее.

[?] Что лучше: перестать верить в волшебство и считать, что сказочных чудес не бывает, или выгнать все сомнения из головы и продолжать верить сердцем? Кому интереснее и радостнее в жизни: тому, кто верит в Деда Мороза, или тому, кто сомневается или даже совсем перестал в него верить? Сомнения приносят человеку радость и счастье или чаще разочарование и скуку?

Дополнительно: понятие веры бывает часто превратно истолковано и представляется неким суеверием. В своем высшем качестве вера – это мощное убеждение и знание, становящееся движущей силой. В своем начальном низшем качестве это смутное неосознанное предчувствие знания, то есть суеверие или страх Божий. На этапе суеверия вера не задействует аппарат воли, поэтому она бесплодна в деле преображения внутреннего человека.

Случай с человеком, который не доверял

Переходил как-то раз не доверяющий никому человек улицу и не заметил, что прямо на него на большой скорости мчится машина. А на тротуаре недалеко стоял мальчик, который увидел быстро приближающуюся машину. Мальчик как закричит: "Дядя, стойте! Назад! Машина задавит". Но человек не доверял ничьим словам. Он засомневался в правоте слов мальчика и решил сам проверить и посмотреть, угрожает ему опасность или нет. Пока он осматривался, машина его сбила. Так человек, не доверявший другим, очутился в больнице.

[?] – Почему человек оказался в больнице? (Не доверял словам мальчика, сомневался в их правде).

– Как вы думаете, что лучше: верить и доверять или во всем сомневаться и никому не верить?

Святой человек

Однажды в деревню пришел странник с длинной бородой. Он рассказал людям о том, что среди непроходимых джунглей у подножия снежной горы живет необычный святой человек, носящий под одеждой несметные сокровища.

– Трудно дойти до него, – рассказывал странник. – Многие пугаются диких зверей и долгой тяжелой дороги. Но если найдется храбрец, который дойдет и увидит сокровище, спрятанное под одеждой святого человека, то сможет обрести счастье на всю жизнь.

Лишь один юноша из всей деревни поверил словам странника и стал собираться в долгий нелегкий путь. Ему очень нужно было найти счастье для своей тяжелобольной матери. Когда в деревне узнали о том, что юноша собирается в далекий путь, все стали насмехаться. Люди сомневались, что юноша сможет живым дойти до самой снежной горы через нескончаемые джунгли со свирепыми зверями. Да и в святого человека с сокровищем под одеждой никто из людей не поверил. Но не обращал юноша внимания на смех и улыбки за спиной, он спешил увидеть сокровища, которые могли принести счастье и помочь его больной матери.

Долго пришлось юноше идти по джунглям. Он прятался в зарослях от диких зверей, убегал от ядовитых змей, ночевал под проливным дождем. Пока однажды на его пути не появился огромный и страшный рычащий тигр. Вспомнил юноша давние слова своего отца, что если от тигра не убегать и не поворачиваться к нему спиной, а смело смотреть ему в глаза, то тигр на человека не бросится. Доверял юноша словам своего отца. Он пересилил свой страх, остался стоять на месте и стал храбро смотреть прямо в желтые глаза тигру. Постоял тигр на месте, порычал о чем-то своем и, повернувшись, скрылся в джунглях.

Пошел юноша дальше своим путем и вскоре повстречался с огромным черным медведем. Убегать было поздно. Медведь был совсем близко. Он встал на задние лапы, заревел и приготовился напасть. Вспомнил юноша совет своего учителя о том, что от медведя можно защититься, если поднять как можно выше руки с одеждой или сумкой, чтобы стать выше медведя. А медведь не нападет на того, кто выше его ростом. Доверял юноша своему учителю и не стал убегать. Одной рукой он высоко поднял сумку, а другой рукой стал раскачивать над головой толстую палку с шапкой на конце. Решил не связываться медведь с неизвестным высоким чудищем и ушел в лес.

А юноша продолжал свой путь. Шел он днями и ночами, по камням и болотам, по непролазным зарослям, пока не подошел к подножию снежной горы. Тут он заметил над деревьями дым от костра и, направившись, в сторону дыма, вскоре подошел к большому шалашу, сложенному из веток и листьев. Заглянул юноша в шалаш и, увидев там знакомого старого странника с длинной бородой, очень удивился и обрадовался. Юноша стал рассказывать ему о своем трудном и опасном пути. О том, как сильно он хочет помочь своей матери выздороветь. О том, как долго ищет святого человека, чтобы увидеть его сокровища, спрятанные под одеждой. Улыбнулся старик, расстегнул рубаху и показал юноше грудь, на которой ярко блистало и искрилось огненное сердце. Оказалось, что странник и был тем самым святым человеком с сокровищем под одеждой.

– Ты умеешь доверять людям и веришь в честность и искренность людей, – сказал старик. – Ты один из всей деревни поверил сердцем моим словам. Только сильная вера в твоем сердце дала тебе силы прийти ко мне.

Сказав эти слова, старик закрыл глаза и обратился с молитвой к Богу. Вдруг из огненного сердца старика появился луч. Этот луч осветил грудь юноши, и сердце его наполнилось приятным теплом. После молитвы старик сказал:

– Я просил у Бога, чтобы он помог тебе и твоей матери и сделал вас счастливыми. Твоя мать станет здоровой. А у тебя будет особенное сердце и счастливая жизнь впереди. Отправляйся в обратную дорогу и никому не рассказывай о том, что ты здесь видел меня. Те, кто не верил моим словам и смеялся над тобой, имеют холод в сердцах, и потому пусть ничего не знают.

На прощанье юноша хотел поблагодарить старика, но тот ответил ему:

– Благодари не меня, а Бога, это Его светом теперь наполнено твое сердце, а я лишь его слуга.

[?] – Почему из всей деревни только один юноша пошел искать лесного человека? (Он один поверил страннику).

– Почему юноша не испугался трудного и опасного пути? (Вера помогает идти и преодолевать).

– Почему люди в деревне насмехались над юношей? (Сомневались в том, что юноша дойдет, не доверяли страннику).

– Что спасло жизнь юноши в джунглях? (Доверие к словам отца и совету учителя).

– Почему старик решил помолиться Богу за юношу и его мать? (Он увидел веру и горячее, открытое сердце).

– Красиво ли поступали люди, которые смеялись над верой юноши и сильным желанием помочь матери?

 Еще раз о доверии (на усмотрение родителей).

У людей есть хорошая пословица "доверяй, но проверяй". Это значит, что вы должны стараться доверять людям, но, доверяя, все равно нужно к человеку внимательно присматриваться, чтобы узнать, плохой он или хороший, легко ли он сможет поступить нечестно и неправильно.

Про дуб, который не умел верить

Рос в дремучем вековом лесу, где никогда не ступала нога человека, важный и величественный дуб. Среди окружавших его елочек, сосенок, травинок и цветочков он был самым главным и умным. Ведь ему было целых тысячу лет.

Дуб всегда поучал соседние растения. Он учил елочек, как нужно правильно расти и тянуться к солнцу, цветам он объяснял, как лучше выпить утреннюю росу, а соснам рассказывал, как правильно уронить на землю шишки, чтобы весной из них появились молодые побеги. Старый дуб все уважали и очень ценили его слова и советы.

Но вот один раз к дубу прилетела яркая пестрая птица и села на его ветви. Такую птицу никто никогда в лесу не видел.

– Наверное, ты прилетела откуда-то издалека? – спросил дуб птицу. – Я стою здесь тысячу лет, но таких, как ты, еще ни разу не видел. Как тебя зовут?

– Меня зовут попугай, а прилетел я из большого города. Я долго жил в доме у человека, но потом заскучал по своим родным теплым краям и сбежал от него и теперь лечу на юг, где жаркое солнце и круглый год много фруктов.

Ничего не понял старый и мудрый дуб из слов загадочной птицы. Ведь он в лесу никогда не слышал таких слов, как город, дом, человек. И тогда он попросил попугая объяснить ему непонятные слова. Удивился попугай, что дуб такой старый и огромный, а многого не знает. Но с радостью согласился поделиться своими знаниями и стал дубу объяснять, что такое город, дом и человек.

– В городе, – сказал попугай, – живут люди, они строят из камней много высоких домов для себя. Их высокие дома во много раз выше, чем самое высокое дерево в вашем лесу. А еще люди летают внутри огромных железных птиц, плавают внутри большущих железных рыб и очень быстро бегают в железных животных с четырьмя круглыми ногами...

Не успел попугай договорить, как дуб стал сердиться и сильно размахивать своими огромными ветвями. Он не поверил словам птицы.

– Ах ты, бессовестный выдумщик и обманщик, – зашумел дуб, – как смеешь ты, маленькая глупая птичка, обманывать меня, самого старого, умного и мудрого в лесу! Где ж это видано, чтобы птицы и рыбы были железными и в своих желудках возили каких–то людей. Где ж это видано, чтобы какие-то люди могли увеличивать камни и превращать их в дома, которые выше меня во много раз.

– Убирайся, лгун, из моего леса и больше никогда не смей прилетать в него, – сказал дуб. И от злости у него сильно затряслись ветки. Попугай полетел прочь. Летел он и плакал, никак не мог понять, почему дуб не поверил его правдивым и честным словам.

[?] – Почему дуб не поверил словам попугая? (Он не умел верить другим, он верил только в то, что мог сам увидеть или потрогать).

– Можете ли вы назвать старый дуб мудрым и умным?

– Вы встречали в своей жизни людей, которые никогда не были на других планетах и при этом уверенно говорят, что жизни там нет?

– Что бы ответил дуб, если бы ему попугай стал рассказывать про Бога или Ангелов? (Рассердился бы и не поверил лишь потому, что нигде в своем лесу он не видел Бога и не встречал Ангелов).

     Корнесловно –смысловой метод помогает ребенку сформировать новые ценностные представления. Метафора «запускает» процесс на бессознательно-символическом уровне, важный этап  - процесс перевода метафорической информации  в реальные модели поведения.

    Необходимо  системно и поэтапно знакомить детей с  общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формировать духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

                                                Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...

статья Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.

В статье представлен опыт работы по формированию личностных УУД на уроке литературы в 8 классе по теме "Прошлое - родина души человека" (по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на кото...