статья Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.
статья по литературе (8 класс)

Сафронова Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы по формированию личностных УУД на уроке литературы в 8 классе по теме "Прошлое - родина души человека" (по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_lichnostnyh_rezultatov.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.

Сафронова Елена Николаевна

МБОУ лицей №87

имени Л.И.Новиковой

г. Н. Новгород

Формирование ценностно-смысловых установок современного школьника является одним из самых сложных вопросов образования в условиях перехода на ФГОС. Важность и сложность его обусловлена социально-экономическим положением современного общества.  Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет особенности современного периода в российской истории и образовании как  «время смены ценностных ориентиров» , отмечает, что в «90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений». Эти явления, безусловно, повлияли на всю систему ценностных ориентиров человека, а тем более молодого человека, вступающего в жизнь. Эти изменения коснулись самого главного: «нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок», копирование западных форм жизни и утрата «ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность»1.

Поэтому современная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит человека, его права и свободы высшей ценностью. Школе отведена в этом процессе ключевая роль.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Закон об образовании РФ провозглашает курс на «самоопределение личности и создание условий для ее самореализации». Это означает, что содержание образования должно обеспечить: формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, развитию творческой активности.

Одной из ключевых составляющих в структуре основной образовательной программы, формировании всех ее разделов является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования». А это значит, что на первое место выходят ценностные установки, способы действия, а предметные результаты – это то, с помощью чего развиваются первые два результата.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.  В «портрете выпускника основной школы»  на первом месте стоят личностные и нравственные характеристики: любовь к Отечеству, родному языку и культуре, семейные ценности, отношение к миру, другим народам, труду, науке, творчеству.

Какую роль может сыграть современная школа, и,  в частности, урок литературы в решении этой важной задачи?

Вопрос непростой, ведь влияние семьи, общества чаще всего бывает сильнее. И учитель получает те установки, влиять на которые трудно. Прагматизм современных школьников, потребительское отношение к жизни пугает и настораживает. Думаю, что личность учителя, его личный пример, отношение к воспитанникам, его мировоззрение, деловые качества и авторитет могут повлиять на формирование жизненных установок ребенка.

Поэтому возрастает и роль личности учителя, и требования общества к нему.
К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. И сегодня эти слова являются актуальными. Учитель и  школа для ребёнка могут стать той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой должна обусловить его ценностные ориентации.  Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. При этом важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Литературное образование сегодня переживает кризис, связанный с девальвацией в обществе духовных ценностей. Разрушается потребность в постижении общечеловеческих «вневременных» смыслов путем чтения литературной классики. Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль русской классической литературы в обществе и в жизни детей. Шедевры остаются в школьных программах, но их нравственно - ценностный потенциал нередко не находит реализации. Равнодушие молодых к глубокому пониманию классики является серьезной проблемой, которая привлекает наше внимание. Одна из причин выхолащивания внутреннего мира личности современного школьника, ущербности его духовного опыта является «отсутствие реакции на представленные в книгах смыслы и ценности».

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как  личности.

Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению и соответственно к литературе как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль, и, что самое тревожное, непонимание содержания текста, глубины и важности поднимаемых автором проблем (что мы видим при подготовке к ЕГЭ и ГИА) и низкий уровень «душевной отзывчивости».  

Учителя нашего лицея активно ищут ответ на вопрос: как в нынешних условиях остановить отторжение молодого поколения от подлинного чтения? как средствами литературы повлиять на формирование сознательного и порядочного гражданина страны? Как добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на уроки?
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой.

Обращение к тексту позволяет в комплексе решать предметные, метапредметные и ценностные  задачи урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности.

Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения, ведущего к успеху, является основной задачей современного учителя. Этот путь и лежит в основе технологии развивающего обучения. Один из путей его реализации – проблемное обучение,  которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Поэтому необходимо создание учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Постепенно становятся аксиомой слова Г.А. Цукерман: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».
Наш лицей успешно использует технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

По этой программе работает начальная школа. В среднее звено пришли два таких выпуска. Эти дети отличаются высокой способностью к сотрудничеству, мотивацией к поисковой и исследовательской деятельности,  готовностью принять новые знания и умения. И перед педагогами среднего звена стала задача освоения технологии развивающего обучения для осуществления преемственности  в образовании.

С некоторыми результатами и находками я могу поделиться с коллегами.

Урок литературы в 8 классе по теме «Прошлое – родина души человека» (по рассказу В. П. Астафьева  «Фотография, на которой меня нет»)

В тематическом плане работы на изучение этого произведения отводится один час. Чтобы справиться с решением поставленной задачи, учащимся было предложено прочитать текст, затем в ходе совместной деятельности (учитель/ учащиеся) были определены основные направления работы: провести наблюдения над текстом, подобрать необходимые цитаты для характеристики героев рассказа (по группам). Эта работа выполнена учащимися дома (формируются познавательные универсальные учебные действия). На уроке учащиеся, опираясь на текст, домашнее задание, выполняют задание по подгруппам. Каждая подгруппа получает письменную памятку, кому какой деятельностью заниматься (формируются коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия). Такое указание учителя предусмотрено технологией коллективной творческой деятельности (В. Дьяченко) и опирается на то обстоятельство, что учащиеся в творчески работающей группе должны быть связаны отношениями ответственной зависимости, реализующейся через четкое распределение обязанностей в ходе учебного разделения труда. Состав групп постоянный. Подбор состава групп происходил с учетом психолого-педагогических характеристик учащихся и осуществлен с учетом психологической совместимости учащихся. Две ученицы получили на уроке индивидуальное задание: соотнести цитаты из текста с предложенными понятиями, продемонстрировать результаты работы на интерактивной доске и прокомментировать их.

Вид и структура урока: урок-мастерская. Его целесообразность обусловлена целями урока: необходимостью развивать навыки написания сочинения на литературную тему. Для эффективности этой работы подготовлена карточка «Мастерская письма», в которой учащиеся должны записать необходимые ключевые слова, закончить предложения. В конце урока карточка сдается. Проверяется учителем, затем эти рабочие материалы учащиеся используют при написании сочинения (формируются коммуникативные универсальные учебные действия).

На уроке были использованы эвристический, исследовательский, проблемный методы. Объяснительно-иллюстративный метод играл вспомогательную роль.

В процессе реализации исполнительного этапа  был использован новый (точнее – модернизированный) методический прием анализа текста: соотнесение цитат с важными ценностными понятиями (падение, очищение через страдание, восхождение). Его цель: не используя пересказ, дать оценку поступкам героя (формируются личностные универсальные учебные действия).

Такой подход к анализу текста, на мой взгляд, делает анализ более глубоким, учит детей обобщать, экономит время на уроке, позволяет приобщить учащихся 8 класса к более зрелому подходу к изучению литературы, придает научный характер, дает им возможность осознать важные ценностные понятия.

Использованный прием взят из книги «Я иду на урок литературы» («Затеси» В. Астафьева. Система уроков. З. Блинова), - М., «Первое сентября», 2001 г.

В конце урока осуществлен разрыв (т.е. запланированный перерыв в ходе урока, фотографирование). Его цель: активизировать процесс усвоения полученных представлений через личное активное действие, переживание.

В результате обучающиеся приобрели опыт отношения к прошлому с позиций нравственных, эмоциональных, этических, развили в себе склонность к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего, получили возможность проверить собственный жизненный опыт опытом предков (формируются личностные универсальные учебные действия).

Обучающиеся пришли к выводу:  память о прошлом помогает жить человеку сегодня, прошлое определяет нравственную состоятельность человека, уровень его духовного развития. Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну, память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту восприятия мира. И нам его уроки помогли  по-новому взглянуть на близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Думаю, я имею основание сказать, что многими учащимися была продемонстрирована личная позиция, предполагающая со-чувственную нравственную, а не просто отвлеченную, холодную, чисто рациональную оценку происходящих событий и поступков героев.

Проектирование урока осуществлено с помощью методического пособия М. М. Поташник, М. В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок», -  М., «Педагогическое общество России», 2006.

В заключение хочется отметить: обучая детей, учитель должен работать  на формирование личностных результатов ребенка. Ведь все мы заинтересованы в том, чтобы получить на выходе из школы грамотного, сознательного, ориентированного на успех гражданина нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...

Педагогические условия формирования ценностей школьников на основе изучения литературных произведений

Программа работы по формированию ценностей и читательской культуры....