ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "ДОРОГА ПОЗНАНИЯ"
методическая разработка (9 класс)

Степанова Щенникова Татьяна Юрьевна

Воспитательная система «Дороги познания» – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов класса, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Проектирование воспитательной системы класса «Дороги Познания» происходило в условиях функционирования воспитательной системы школы «Базовая культура личности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I

Предпосылки разработки воспитательной системы класса

  • Воспитательный потенциал классного коллектива
  • Результаты диагностических исследований

2

2

4

II

Проектируемое состояние воспитательной системы «Дороги Познания»

  • Теоретико–методологические основы системы
  • Основные принципы построения воспитательной системы класса «Дороги Познания». (Субъекты системы, их роль в ее становлении и развитии – родители, дети, педагоги. Управление воспитательной системой класса)
  • Этапы построения воспитательной системы «Дороги Познания»
  • Механизм реализации воспитательной системы
  • Психолого - педагогические методы
  • Самоуправление
  • Изучение эффективности воспитательной системы «Дороги познания» 

7

8

12

13

13

14

14

Список используемой литературы

15

I. Предпосылки разработки воспитательной системы класса

Воспитание – это посев зерна,
чем лучше природная почва,
тем богаче урожай.

Воспитательная система «Дороги познания» – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов класса, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Проектирование воспитательной системы класса «Дороги Познания» происходило в условиях функционирования воспитательной системы школы «Базовая культура личности».

Основная цель: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направленной самореализации в контексте человеческой культуры, и, как следствие, формирование личности, способной к успешной социализации.

Условия для овладения учащимися базовой культуры создаются в деятельности, приоритетными видами которой в школе являются:

  • познавательная;
  • общественная;
  • художественная;
  • спортивно - оздоровительная.        

Организация этой деятельности осуществляется в соответствии с целевыми воспитательными программами, которые являются главным системообразующим фактором.

В связи с реализацией основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 16 на нынешнем этапе функционирования воспитательной системы школы ведущим направлением стала организация внеурочной познавательной деятельности.

Воспитательный потенциал классного коллектива

Классное руководство осуществлялось в данном классе с 2017 - 2018 учебного года. На сегодняшний день в 9А классе обучается 24 учащихся из них 11 мальчиков и 13 девочек. Дети сознательно относятся к учебе, в классе 2 отличника и 11 хорошистов, успеваемость - 100%. Общий интеллектуальный уровень в классе имеет следующие характеристики: высокий – 6 человек, средний – 16 человек, низкий – 2 человека. Качество знаний составляет 87%, что подтверждается многочисленными победами в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах и творческих конкурсах. У учащихся развит интерес к познанию, четко проявляются склонности к предметам естественного цикла. Большая часть учащихся заинтересована в успешной учебной деятельности и стремятся к достижению успехов в учебе. Познавательный потенциал и познавательная активность класса высокая.

Классный коллектив сформирован. Уровень сплоченности коллектива в классе – средний. Взаимоотношения в классе в основном доброжелательные, но требуется продолжить работу, направленную на развитие духа товарищества, взаимопонимания и эмпатии. Неудачи класса ребята переживают как свои собственные. Дают правильную оценку нарушителям общественного порядка, анализируют поступки товарищей, свои. Не равнодушны к грубости, несправедливости.

9А класс характеризуется высоким уровнем участия в воспитательных мероприятиях школы. Часто ребята выступают с инициативой организации классных воспитательных мероприятий. Явного лидера в классе нет, тем не менее, в коллективе сложилась группа ярких лидеров, которые, имея формальные поручения, являются неформальным лидерами и составляют актив класса – координационный совет.

Учащиеся хорошо мобилизуются для выполнения учебных и общественных дел. Труд учеников организован в семьях. Активно принимают участие в трудовых акциях школы и города, трудовых и экологических десантах. Во внеурочное время заняты познавательным процессом (кружки и секции). 87% учащихся занимаются дополнительно в различных учреждениях города. Посещают факультативы по русскому языку и математике, дополнительные занятия в образовательных центрах «Тьютор», «Терра», «Либрика». Осознанно относятся к просьбам взрослых и друг друга.

Начиная с 2017 года деятельность классного руководителя характеризовалась как система воспитательной работы по основным направлениям: «Я – ученик», «Я – гражданин России», «Найти себя», «Я и сотни других Я», «Мое здоровье».

Начиная с пятого класса, ребята ежегодно включались в увлекательные сюжетно – ролевые игры, составляющие основу реализации планов воспитательной работы классного руководителя. Наибольшая роль принадлежала играм, наполненным приключенческим содержанием, связанным с необычной обстановкой, с преодолением физических и интеллектуальных нагрузок. Классный коллектив – «Школа юных волшебников», был условно поделен на «факультеты», во главе каждого находился «декан», осуществляющий координацию деятельности своего факультета. Ректор «Школы юных волшебников» - командир отряда. В результате освоения игровой деятельности формировалась готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Содержание деятельности ежегодно разрабатывалась с учетом задач развития школы, возрастных особенностей учащихся класса (на каждом этапе развития параллельно решался комплекс воспитательных задач, с учетом возрастных особенностей детей и результатов, достигнутых на предыдущем уровне развития):

5 класс –

Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации на новом этапе обучения

6 класс –

Создание сплоченного классного коллектива  с самоуправлением  

7 класс –

Создание условий для воспитания интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.

8 класс –

Создание условий для воспитания нравственного образованного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

9 класс -

Создание условий для воспитания образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению.

Классный руководитель осуществляет работу по организации тренинговых занятий по программе «Росток» (г. Балаково), целью которых является формирование комфортной среды для общения и деятельности в классе. В коллективе складываются хорошие межличностные отношения. Учащиеся требовательны друг к другу и окружающим, микроклимат в классе положительный. Ученики организуют совместную внеурочную деятельность (встречи по интересам, интеллектуальные игры и викторины, конкурсы). Деятельность разнообразная (индивидуальная, групповая, коллективная).

Исследования социального портрета класса показали, что социальный статус класса достаточно высок, только 5 человек из класса воспитываются в неполных семьях. Социально – психологические условия в семьях не вызывают тревоги. 30 % родителей имеют высшее образование. Все родители интересуются успехами своих детей, взаимоотношения чаще ровные, доброжелательные. В классе сложился актив родителей, которые работают в тесном сотрудничестве с классным руководителем.

Результаты диагностических исследований показали, что уровень воспитанности по ступеням (по П.И. Третьякову)

Уровень воспитанности по ступеням (высокий % / средний %)

2017-2018

2018-2019

2019-2020

3 ступень

87%/13%

86%/14%

83%/17%

Вывод: учащиеся класса показывают достаточно высокий уровень воспитанности.

Тестовая диагностика «Размышление о жизненном опыте» (автор Н.Е. Щуркова). Выводы о степени нравственной воспитанности учащихся по результатам исследования за три года представлены в таблице:

Учебный год

Достаточная нравственная воспитанность (%)

Несформированность нравственных отношений (%)

Безнравственная ориентация, эгоистическая позиция

(%)

2017/2018

73%

26%

1%

2018/2019

75%

24%

1%

2019/2020

78%

22%

0

Вывод: из таблицы видно, что уровень нравственной воспитанности учащихся класса за последние три года повысился, в то время как процент несформированности нравственных отношений и процент безнравственной ориентации понизился.

Диагностика личностного роста (автор П.В.Степанов)

Вывод: большинство учащихся имеют положительное отношение по всем шкалам, что свидетельствует о позитивной направленности развития личности. Только отдельные учащиеся по некоторым шкалам имеют отрицательные показатели. Таким образом, процесс воспитания в классе в целом можно считать достаточно эффективным. Среди всех показателей выделяется шкала №10 «Отношение к человеку как Иному» 20% опрошенных учеников показали свое ситуативно – негативное отношение к людям другой национальности, другому вероисповеданию, 2 % - устойчиво-негативное. По шкале №12 «Отношение подростка к своему душевному Я» 33% показали свое ситуативно – негативное отношение и 6 % (3 чел.) - устойчиво-негативное отношение, т.е. опрошенные считают себя заурядным и недостойным внимания других.

В анкете «Автопортрет учителя» (С.Л. Братченко) классный руководитель демонстрирует гуманистическую направленность своей педагогической деятельности.

В анкете для родителей «Базовые критерии» (С.Л.Братченко) средний балл выраженности критериев составил:

Критерий

Гуманность

Экологичность

Демократичность

Средний балл

6,2

6,4

5,8

Вывод: по мнению родителей, деятельность классного руководителя и педагогов школы способствует личностному росту учащихся. Педагоги используют  “экологически чистые” способы влияния, обеспечивающие безопасную для ребенка среду, его душевное и психическое здоровье и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка и создают условия для осознанной и ответственной подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе создание условий для осознанной и ответственной подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе

Проведённое по методике изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (автор А. Н. Лутошкин) исследование показывает, что в развитии классного коллектива, по мнению большинства учащихся (80%), находится на 4 ступени - «Алый парус» и в развитии коллективистических отношений наблюдается следующая положительная динамика:

  • преобладает желание трудиться сообща;
  • виден рост индивидуальности;
  • преобладает заинтересованность делами друг друга;
  • виден рост чувства гордости за свой коллектив.

В классе сложились  традиции и ритуалы:

  • КТД 8 марта, 23 февраля; Новогодние огоньки;
  • Уроки Мужества;
  • Поездки и походы выходного дня;
  • Дни здоровья; клуб «Здоровячок», спортивные игры совместно с родителями;
  • Шефская работа с классом первого учителя
  • Активное участие в деятельности пионерской организации «ЮВеНТа», молодежной организации «РИТМ»;
  • Тренинговые занятия по программе «Росток».

Большую заинтересованность классного коллектива вызывает работа в направлении формирования здорового образа жизни. (Конкурс волонтерских отрядов). Участие в этом конкурсе подтолкнуло ребят к созданию волонтерского объединения «VITA».

Ребята ведут активную шефскую работу, участвуя в деятельности класса своего первого учителя, что можно охарактеризовать как педагогизацию среды данного классного коллектива.

Классный руководитель осуществляет постоянное взаимодействие с учителями – предметниками, работающими в данном коллективе.

Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку в самоопределении учащихся, в вопросах формирования познавательного интереса, ведет работу по формированию навыков здорового образа жизни.

Коллектив учащихся данного класса занимает активную позицию в процессе интеграции школы в социокультурную среду города. (Библиотека им. Пушкина, филиал библиотеки им. Маяковского, Дом Молодежи. Кинотеатр Молодежный, стадион «Икар», Ледовый дворец, городской театр, музей ядерного оружия, городской музей, музей Саровской пустыни, Дом ученых, художественная галерея, Дворец детского творчества, станция юных натуралистов) и области (музейный комплекс им. Пушкина Б. Болдино, центр ремесел и музей промыслов г. Городец, исторический центр г. Мурома, конный завод п. Перевоз, музеи Нижнего Новгорода – музей автозавода ГАЗ, музей паровозов, кондитерская фабрика «Сормово», музей геологии и спелеологии п. Пешелань).

На внутришкольном учете и в КДН никто не состоит.

Среди достижений классного коллектива можно отметить следующие:

  • Уровень адаптации по итогам года в школе второй ступени – 96 %;
  • 70% учащихся считают себя успешными;
  • Победителями школьных и муниципальных олимпиад становились 20% человек, принимали участие и становились лауреатами и призерами дистанционных олимпиад и конкурсов -80%
  • В классе грантообладатель главы Администрации г. Саров «Талантливые дети», неоднократные лауреаты и призеры олимпиад, творческих конкурсов и викторин Научной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»  (г.Обнинск)
  • Учащиеся занимали призовые места в дистанционных конкурсах и олимпиадах Центра “Snail” и «Мир конкурсов»
  • Команда класса – победитель школьного этапа интеллектуально-познавательной игры «Саровские Умники» и участники городского этапа (2019-2020уч.г.)
  • Семейная команда стала победителем общешкольного проекта «Эврикиада» в номинации «Своя игра» (2018-2019уч.г.)
  • Группа учащихся представляли класс и школу в спортивных соревнованиях различного уровня.
  • Существует группа лидеров - созидателей, которые имею позитивную позицию в деятельности коллектива, организовано и действует детское самоуправление;
  • Учащиеся класса - победители городских экологических акции в пойме реки Сатис (2019-2020 уч.г., 2020-2021 уч.г.)
  • 1 место в городском конкурсе волонтерских отрядов «Выбираем жизнь» и финалисты областного конкурса в рамках мега проекта «Мое Отечество» (2018-2019 уч.г.)

II. Проектируемое состояние воспитательной системы "Дороги Познания"

В будущем коллектив класса – коллектив творческих, креативных личностей. Все члены классного коллектива разделяют общие ценности. Воспитанники проявляют способности к творчеству в разных видах деятельности, что способствует личностному развитию каждого. В классе выстроены гуманные личные и деловые взаимоотношения, основанные на взаимном уважении и доверии.  Класс - референтная группа для всех учащихся. В коллективе действуют органы детского самоуправления, состоящие из неформальных лидеров. Лидеры класса имеют направленность на созидательную деятельность. В классе нет ни суперзвезд, ни изгоев, хотя положение каждой личности достаточно высокое. С каждой ступенью развития коллектива связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются.

Каждый воспитанник предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью. Процесс воспитания сопровождается самовоспитанием. Классный руководитель совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого.

Родители – это единомышленники, разделяющие с классным руководителем принципы воспитания. Они вовлечены в деятельность класса по всем направлениям, способствуют социокультурной интеграции классного коллектива в воспитательное пространство города.

Классный руководитель владеет современными психолого – педагогическими технологиями воспитания и развития учащихся. Он готов к общению и взаимодействию с каждым учеником на гуманистическом уровне. Планирует свою работу с учетом социокультурных, возрастных и личных задач развития детей.

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя позволил определить следующие точки роста:

  • высокий уровень воспитанности учащихся, достаточная нравственная воспитанность учащихся и сформированность ориентации на другого человека;
  • познавательный потенциал класса высокий;
  • класс – активный участник и организатор школьных воспитательных мероприятий и акций гражданской направленности;
  • учащиеся победители и призеры олимпиад и конкурсов различного уровня;
  • классный руководитель демонстрирует приверженность гуманистическому подходу в воспитании
  • наличие в системе воспитательной работы направлений деятельности, которые вызывают большую заинтересованность учащихся и родителей – волонтерская деятельность.

Также при анализе воспитательной работы выявились некоторые проблемы: 

  • при общем высоком уровне познавательной активности учащихся в классе имеется небольшая группа детей с низким уровнем учебной мотивации;
  • недостаточное использование в деятельности классного руководителя системного подхода;
  • несформированность системы мониторинга результатов воспитательной деятельности.

Цель воспитательной системы класса «Дороги Познания»: создание условий для формирования духовно – нравственной толерантной личности подростка с активной гражданской позицией на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • согласовать цели совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы класса
  • организовать деятельность, направленную на достижение целей воспитательной системы;
  • разработать систему диагностики результатов деятельности.

Теоретико–методологические основы системы

Методологическую основу деятельности по моделированию воспитательной системы ДДТ составляют идеи: философской и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др.); гуманистического направления в психологии и педагогике (А. Маслоу, К. Роджерс, Э Фромм, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.); о сущности, становлении и развитии воспитательной системы ОУ (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, Н.Л. Селиванова и др.).

В гуманистической антропологии основной профессионально – педагогической ценностью является определенный человек – его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. Одной из основных идей гуманистического подхода – ценностно – смысловое равенство взрослого и ребенка. Это значит, что в гуманитарном пространстве классному руководителю интересен каждый воспитанник, поскольку здесь важно не только и не столько качество опыта, но в первую очередь пути к нему, отношение, оценочное суждение. В этом режиме становится возможным Обучение, когда ОБА учатся: и воспитанник, и классный руководитель. За счет этого в образовательном процессе складываются субъект – субъектные отношения, а основной задачей педагога становится обеспечение свободы диалога. Существуя в антропологическом подходе, педагог получает возможность постоянно обогащаться в профессиональном общении с учеником. Для него будут характерны диалоговые, игротехнические, проективные, исследовательские технологии. Диалог порождает вариативное видение мира, людей, их проблем. Способность вступать в информационный резонанс в системе «человек – человек». Отсюда  - любовь к любому ребенку, вера в его возможности как представителя человеческого рода, дающая образцы высочайшей педагогической мудрости; признание равенства людей в постижении Мира по праву их появления на этом свете.

Для антропологической педагогики, ориентированной на развитие ребенка в процессе обучения и воспитания, центральным понятием, определяющим и содержание и форму педагогической работы, является понятие «задачи развития».

Задачи развития рождаются при слиянии трех источников;

  • задач формирования тех важнейших человеческих качеств и способностей, ради которых и существует образование (задачи первого источника);
  • задач возрастного развития, вытекающих как из внутренней логики становления психики человека на данном этапе, так и требований социокультурной ситуации, в которой здесь и сейчас живет ребенок (задачи второго источника);
  • индивидуальных задач данного ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями и возможностями (задачи третьего источника).

Проекцией задач первого источника является эталонный портрет выпускника школы № 16.

Выпускник школы:

  • реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, обладает уровнем интеллектуальной культуры, позволяющей сделать осознанный выбор путей дальнейшего образования
  • обладает внутренней мотивацией к деятельности, реально оценивает себя, свои способности и возможности, результаты собственной деятельности; ставит перед собой конкретные цели, самостоятельно определяет пути их достижения,  действует в соответствии с поставленной задачей, стремится к самосовершенствованию. Ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
  • строит отношения с окружающими людьми на основе взаимоуважения, обладает навыками бесконфликтного поведения
  • знает и уважает историю и духовно-нравственные ценности отечества, культурные и духовные традиции своего народа, знает и любит свой город, сознательно соблюдает нормы морали и правопорядка. Уважает и принимает духовно-нравственные традиции народов России и мира.
  • признает ценности здорового и безопасного образа жизни и следует им в своих поступках.
  • осознает необходимость экологически оправданного поведения, не причиняет вреда природе.

Реализация «Образа выпускника основной школы» предусматривает целеполагание в трех направлениях:

  1. по отношению к учащимся создание условий для пошагового перехода:
  • к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором формируется  представление о том, что он уже не ребенок, т. е. чувство взрослости, а также внутренняя переориентация подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых;
  • ко второму этапу подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях;сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста; изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

  1. по отношению к педагогам – создание условий для становления педагога-профессионала, способного проектировать событийную общность в предметной и внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов ребенком с учетом особенностей подросткового возраста, качеств и свойств личности, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
  2. по отношению к социальному окружению школы – создание условий для включения социальных партнеров во взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса для позитивных изменений в социальной среде.

Проектирование задач второго источника осуществляется в соответствие с портретом выпускника основной школы.

Выпускник основной школы

  • смотивирован к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории.
  • обладает ценностно-смысловыми установками, отражающими личностные позиции, социальные компетенции, сформированностью основ гражданской идентичности.
  • им освоены социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообщества.
  • у него сформировано осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и пр., сформированы коммуникативная компетентность.
  • у него сформированы основы гражданской идентичности, основы правосознания и эмоционально - положительное принятие своей этнической идентичности.
  • у него сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоены правила индивидуального и коллективного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах
  • у него сформированы основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически целесообразного поведения
  • им освоены УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
  • у него сформирована способность к решению личностных и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику, способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии
  • у него сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • сформировано осознание многообразия мира. Использование межпредметных понятий и УУД в социальной практике, общественной деятельности.
  • у него сформировано осознанное следование ценностям здорового образа жизни, включенность в здоровьесберегающую деятельность

При решении задач третьего источника необходимо удерживать центральную мысль: сейчас, в данный момент происходит развитие человека. Это не просто урок, конфликтная ситуация, переменка. Это – момент истины, кусочек опыта, который превратится со временем у растущего человека в его устойчивые личностные черты, ценностные установки, стиль поведения, его жизненный путь.

Основными принципами построения воспитательной системы класса «Дороги Познания» являются:

Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  

Принцип субъектности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Этапы построения воспитательной системы «Дороги Познания»

Первый этап – этап проектирования системы 5 -6 класс;

Второй этап – этап становления системы 7 -9 класс;

Третий этап – этап стабильного функционирования системы 10 -11класс;

Четвёртый этап – этап обобщения результатов 11 класс.

Механизм реализации воспитательной системы.

Системообразующей деятельностью воспитательной системы «Дороги Познания» является познавательная деятельность.

Описание: C:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\img002.jpg

        Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития. Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент.

 

Любое направление в развитии ребенка подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы, которая рассматривается как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Результаты своих открытий люди отражают в разных формах. Разнообразные виды искусства помогают людям всех времен и поколений передавать свое восприятие мира посредством художественных образов и средств (красками, музыкальными звуками, движениями, словом и пр.). В понятиях, формулах, символах и знаках фиксируется информация в науках. Огромный пласт духовных ценностей отражен в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передается из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека.

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность личности, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

 Достижение целей и задач воспитательной системы «Дороги Познания» осуществляется через реализацию следующих направлений деятельности:

  • Познание себя;
  • Познание других;
  • Познание знания;
  • Познание творчества;
  • Познание здоровья;
  • Познание коллектива.

Способы и методы, формы организации деятельности  

Игра – метод, позволяющий участникам проживать (в воображении или в специальной модельной форме) определенную жизненную ситуацию;

Тренинг – метод, позволяющий участникам в безопасной, безоценочной ситуации отработать определенные навыки и умения.

Дискуссия – метод, позволяющий организовать эффективный и безопасный обмен мнениями, выработку общего решения, с которыми может согласиться каждый участник.

Коллективное творческое дело – метод, позволяющий участникам организовать эффекимвную совместную деятельность от этапа идеи (постановки цели) до этапа рефлексии результата и постановки новой задачи.

Экскурсия – метод, позволяющий участникам получать собственные впечатления и живые знания о явлении, предмете, процессе.

Диалог – метод, позволяющий педагогу и воспитаннику установить доверительные эмоциональные отношения и с уровня обсуждения фактов и событий подняться на уровень обсуждения и выработки ценностных мировоззренческих позиций.

Погружение – метод, позволяющий участникам на определенное время и в определенном пространстве организовать всю систему жизнедеятельности и взаимодействия по определенным правилам и ценностным принципам.

Самоуправление

Самоуправление воспитательной системой «Дороги Познания» – это организация совместной деятельности и общения детей и взрослых, а также корректировка возникающих отношений в воспитательной среде. Осуществляется такое управление главным образом через включение всех обучающихся в коллективные творческие дела, направленные на пользу и окружающей его среды, через создание воспитывающих ситуаций, охватывающих тех детей, отношения которых вызывают тревогу, и имеющих целью гуманизацию этих отношений и коррекцию их познавательного, эмоционально – мотивационного и поведенческого компонентов. В рамках целостной воспитательной системы «Дороги Познания» детское самоуправление рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы.

Список используемой литературы

  1. Концепция воспитательной системы личности «Базовая культура личности» МБОУ СОШ   №16 2003 г.
  2. С.А. Фадеева. Мониторинг воспитания: содержание и организация. Нижегородский институт развития образования. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2006
  3. М.Р. Битянова, Т.В. Беглова Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической) модели образовательной системы. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2006
  4. Н.Е. Щуркова КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО Настольная книга учителя. Москва 1999 г.
  5. Е.Н. Степанов КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: современная модель воспитательной деятельности. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2007 г.
  6. Е.Н. Степанов. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Москва, 2001 г.
  7. Е.Н. Степанов. Педагогический контроль в процессе воспитания. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...