Классный час в 5 «В» классе «Урок Знаний»
методическая разработка (5 класс)

Ольга Ивановна Горбачева

Адаптация пятиклассников к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы; познакомить учащихся с историей Дня Знаний; расширить знания учащихся о культурных ценностях донского края, воспитание гордого отношения к культурному наследию нашей Родины; укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znaniy_2022.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 «В» классе «Урок Знаний» 

Классный руководитель Горбачева О.И. 

                                                                       

Цель - адаптация пятиклассников к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы; познакомить учащихся с историей Дня Знаний; расширить знания учащихся о культурных ценностях донского края, воспитание гордого отношения к культурному наследию нашей Родины; укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира

Задачи: - формировать идентичность гражданина России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей;

- воспитывать чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

- развивать чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;

- повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;

- воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации;

- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, свой Донской край.

     Приветствие. Вступительное слово учителя

Классный  руководитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я, ваш классный руководитель, Горбачева Ольга Ивановна рада приветствовать вас в этом новом, уютном кабинете. Вот и опять пришел сентябрь, вы сели за парты. Но этот учебный год станет для вас не совсем обычным. У вас появятся новые предметы, новые учителя, новые кабинеты, вы перешли в среднее звено школы. Наверное, вначале вам будет немножко трудно, но я уверена, что все вы справитесь и с повышенной учебной нагрузкой, и с новыми требованиями учителей, а я всегда буду помогать вам в этом. К тому же рядом всегда будут ваши самые близкие люди – ваши родители.

 Сентябрь наступил, закончилось лето,

        Пришел праздник знаний, учебы, отметок.

        Кажется, будто вчера мы стояли,

        Веселое время каникул встречали,

        Которое после учебного года

        Давно ль началось?

Но царица Природа неумолима, и месяцы лета – в прошлом.

 И школьная форма надета.

Пара минут - и первый звонок Вас позовет опять на урок.

         Школьные двери вновь распахнутся,

        Завтра учебные будни начнутся.

        Ну а сегодня - праздничный час!

        С праздником всех вас поздравляю!

                    Встретились снова друзья и подруги.

                    Наверное, много расскажем друг другу

                    О том, что увидели, где побывали,

                    И что с кем случилось, пока отдыхали,

        О том, что соскучились, может быть, очень,

        О том, что за лето испортился почерк.

        Десятком и сотней других новостей

        Надо порадовать срочно друзей.

Сегодня у каждого школьника особенное настроение.

Пусть этот год станет для вас годом радости.

Пусть страна знаний манит вас всю жизнь.

Сегодня - начало нового учебного года.

Сегодня - день встречи школьных друзей после долгой разлуки

Дорогие ребята, с новым учебным годом! С днем знаний! 

История Дня Знаний                    

Понадобилось несколько лет, чтобы новая традиция прижилась в России, и по всем школам праздновали День знаний. Еще какое-то время в этот день учителя действительно давали знания и вели обычные уроки. Постепенно уроков 1 сентября становилось меньше, и их заменяли Уроком Мира, торжественным классным часом, часом политинформации, праздничным утренником, детским спектаклем.

В 1980 году Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О праздничных и памятных днях», где впервые 1 сентября посчитали праздником. А с 1984 года назвали его Днем знаний. Маме, у которой ребенок шел в 1 класс, по этому Указу предоставлялся законный выходной. Об этом было прописано в Указе от 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»

Сегодня в наших школах Первое сентября – день неучебный. Торжественная линейка, различные мероприятия, от посещения библиотек, музеев до спортивных соревнований и классных турпоходов. Первоклашки все так же празднуют День первого звонка, а выпускники за ручку отводят каждого в их первый класс. Торжественные родители с цветами и фотоаппаратами шествуют вслед. Школа началась...

День знаний первого сентября отмечают не только школьники, но и учащиеся колледжей, техникумов, вузов. Правда, здесь не бывает торжественных линеек, но праздничное настроение чувствуется, ведь День знаний – событие наиважнейшее в жизни каждого человека России – учащегося, преподавателя, родителя. 

История донского казачества

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. По некоторому мнению, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII – ХV в.в.».

Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ Хутора Пухляковский школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы Л.Т.Агаркова. Тогда, в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Чёлн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина около 4 метров, диаметр – 80 см. и высота – 45 см.

В настоящее время чёлн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества и продатирован XVII веком. Однако по обломку амфоры найденном в носовой части челна датирует его XI-XIII веками, периодом проживания на Дону «бродников».

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: "Слава тебе, Господи, что мы казаки!".
В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству.
Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет».

Классный  руководитель: Мы ребята будем строить новый дом, а каким он будет, это зависит от нас самих. (предлагается учащимся написать на листе 10 «Я», ответив на вопрос: Какой Я?).

Классный  руководитель: Ребята, ваша первая учительница рассказывала мне о вас много хорошего. Сейчас я бы хотела узнать, а чем же вы так хороши. У вас на партах лежат листочки и фломастеры, я хочу, чтобы сейчас каждый из вас написал на них свои самые хорошие качества.

Написали? Молодцы! Я очень внимательно изучу ваши записи, и  в дальнейшем буду на них опираться в своей работе, а вы никогда не забывайте, какие вы хорошие и добрые ребята, пусть такое мнение сложится не только у вашей первой учительницы, но и у всей школы.

«Сегодня, здесь и сейчас» 

Классный  руководитель: Эти понятия мы используем, когда говорим о настоящем. Сегодня нас собрала школа, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одноклассников. А хорошо ли мы знаем друг друга?  Сейчас мы кое-что выясним и узнаем скрытые подробности о каждом из присутствующих. А помогут нам в этом ваша активность и аплодисменты. Аплодирует тот, кто …

  • рад встрече с друзьями;
  • нисколько не соскучился по школе;
  • с радостью пошёл в школу;
  • хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
  • прочитал всё, что задавали на лето;
  • настроился закончить учебный год на “4” и “5”;
  • уже ждёт ближайших каникул;
  • хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
  • встретил сегодня любимого учителя;
  • встал не с той ноги;

Остров «Школьных уроков»

Нашу следующую остановку мы сделаем на острове «Школьных уроков». В пятом классе у вас будут новые предметы. Сейчас вы должны будете угадать названия предметов, которые уже изучали раньше и которые появятся в вашем расписании только в этом году.

Загадки  о школьных предметах:

  • Нужная наука, для ума гимнастика, нас научит думать …..(математика)
  • Грамотным будет любой ученик, если он знает ….(русский язык)
  • Хочешь ездить по разным странам, нужно знать язык ….(иностранный)
  • Книжки полюбим, повысим культуру мы на уроках ….(литературы)
  • Укрепит мускулатуру всем детишкам…..(физкультура)
  • Чтоб найти таланты у детей вокальные, нужны уроки …(музыкальные)
  • Картины, краски, высокие чувства – этому учит …(изобразительное искусство)
  • Мастерить работать с увлеченьем – для этого нужно …(трудовое обучение)
  • Далекое прошлое, древние территории – это изучает наука …(история)
  • Знать и любить природу научит …(природоведение)
  • В мир компьютерной грамматики нас ведут уроки ….(информатики)

Остров «Выживания»

Последний наш остров «Выживания», через который мы попадём в «Страну Знаний». Здесь вас научат выживать в этом мире, узнаете правила поведения в любых ситуациях, правила безопасности.

Кто может ответить, как правильно переходить дорогу? (Сначала – посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо и пройти оставшуюся часть дороги.)

Классный руководитель - раздает инструкции 

«Правила выживания в трудной ситуации»

Ребята, говоря о безопасности, мы не можем забывать о трагедии Беслана

Трагедия Беслана

1 сентября 2004 года отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватили здания средней школы 1 села Хурикау (60 км от Беслана). Во время праздничной линейки во дворе школы вооруженные люди, открыв стрельбу поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Избежать участи заложников удалось лишь немногим. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Попытки решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 2 сентября террористы согласились впустить в здание школы экс-президента Республики Ингушетия Руслана Аушева. Ему удалось убедить захватчиков отпустить лишь 25 женщин и маленьких детей. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист, один был приговорён к пожизненному заключению – Нурпаша Кулаев. 17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане. Год спустя на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».

Минута молчания…

Классный  руководитель: А теперь мы с вами продолжим и  познакомимся с законом пятиклассника.

«Закон пятиклассника» ( на доске)

Классный  руководитель: Молодцы! Вы прошли остров “ Выживания”, мы не раз ещё окажемся в нём, но нам надо идти дальше.

Вы оказались активными, любознательными, знающими, я очень этому рада.  А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения класса. И мы с вами сейчас выполним коллективную работу Дерево Желаний. Если прикрепить свои пожелания, то все задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам дается 3 минуты, чтобы придумать и записать свое пожелание. Только оно должно начинаться словами: « В 5 классе  я хочу….» И еще один секрет. Дерево-желаний исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги! (дети пишут на листочках и учитель тоже пишет «Я хочу чтобы мои ученики  стали самыми  умными, добрыми,  дружными и красивыми»

Классный  руководитель: Ребята, а кто хочет прочитать свое пожелание перед тем, как прикрепить его к цветку? (дети читают свои записи)

А теперь осталось  только прикрепить наши желания   к лепесткам волшебного цветка и ждать. В конце учебного года мы проверим,  чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи  остались только на бумаге. Вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок. Только те, которые ты сам стараешься  осуществить. (дети прикрепляют записки).

На нашем классном часе присутствуют самые близкие вам люди – ваши родители. Давайте попросим их высказать свои пожелания на этот учебный год (1-2 предложения).

Заключительное слово классного руководителя:

Вот и подходит к концу наш первый классный час. Дорогие ребята поздравляю с днем рождения коллектива! Все ваши пожелания непременно сбудутся, так как добиваться всего будут все вместе.

Сегодня мы с вами “путешествовали” по различным островам “моря знаний”. И это “путешествие” не закончено, оно продолжается ... Но одно можно сказать с уверенностью, что вы сегодня проявили чувство юмора, находчивость, желание учиться.

Я приглашаю Вас на первую фотографию в нашем классе

   

Разное:

  1. Режим работы школы;
  2. Питание;
  3. Расписание;
  4. И другое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к классному часу в 9 классе "Урок добра"

Классный час посвящен Международному дню белой трости - дню, когда все темы для обсуждения направлены на освещение проблем незрячих или слабовидящих людей. Сопровождается презентацией....

Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"

Разработка данного  классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...

Классный час в 5 классе "Урок мира"

Классный час в 5 классе "Урок мира"...

Классный час в 5 классе. "Урок России"

Классный час, проведенный 1 сентября 2018 года...

Классный час в 5 классе «Урок успеха. Моя будущая профессия»

Классный час в 5 классе «Урок успеха. Моя будущая профессия»...

Классный час в 5 классе "Урок Памяти "Помнить - значит знать"

Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на...

Классный час в 10 классе "Что знания дают человеку"

Кто двигается вперёд в знании,но отстаёт в нравственности, тот  более идёт назад, чем вперёд. /Аристотель/Классный час посвящён Году науки.              ...