Программа изучения личности ученика
консультация (7 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Программа изучения личности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izucheniya_lichnosti.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа изучения личности ученика.

  1. Общие сведения об ученике.
  1. Где он живёт. Кем работают его родители. Состав семьи, её материальное положение
  2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношения в семье.
  3. Характер воспитания в семье. Влияние  родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний.
  4. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде.
  5. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками.
  6. Состояние здоровья учащегося (по данным врача)
  1. Общий уровень развития учащегося.

2.1. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посещение театров, музеев, просмотр телепередач

2.2 Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям. Внимателен ли на уроке. Как готовит домашнее задание. Умеет ли организовать учебный труд. Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде (своим и других учащихся).

2.3 Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию. Как выполняет общественные поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы.

2.4 Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Имеет ли навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни

2.5  Интересы и склонности учащегося. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается и какие внешкольные учреждения посещает. Какой профессией интересуется.

3. Общественное лицо и общественная работа учащегося.

3.1 Участие в общественной жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в                                     общественной работе.

3.2 Выполнение общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Умение руководить и подчиняться товарищам.

3.3 Место учащегося в школьном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

4. Основные черты личности учащегося.

4.1. Общественное сознание. Мотивы его общественной и учебной работы.

  1. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность  оказать помощь школе. Правдивость и честность. Принципиальность и скромность.  Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказывает ли им помощь.
  2. Волевые черты характера. Целеустремлённость и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность, упорство, самокритичность. Недостаток воли.
  3. Особенности темперамента учащегося и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Особенности интеллектуальных  и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти.

Программа изучения ученического коллектива

  1. Состав класса
  • Возрастной состав
  • Познавательный уровень развития учащегося
  • Работоспособность и успеваемость
  • Общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
  1. Сплочённость класса
  • Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к делам класса
  • Любят ли вместе проводить время в школе и вне её, вместе развлекаться или совместно учиться
  • Дружат ли мальчики и девочки
  • Нет ли в классе круговой поруки
  • Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив
  1. Организованность класса
  • Умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять
  • Умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга
  • Подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц
  1. Общественное мнение в классе
  • Какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие – осуждают
  • Как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение
  • Есть ли расхождения между тем, что говорят учащиеся, и тем, что они делают
  1. Характер связей в коллективе
  • Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы и др.
  • Где дружат учащиеся (только в школе или и вне её)
  • Внимательны ли они друг к другу, стараются ли помочь, в чём выражается эта помощь
  • Предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки
  • Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим
  1. Актив класса
  • Состав  актива
  • Имеет ли актив авторитет
  • Выполняют ли его распоряжения
  • Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе
  1. Связь классного коллектива с общешкольным коллективом
  • Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах
  • Выполняются ли общественные поручения
  • Как участвует класс в общешкольных мероприятиях
  1. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
  • Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива
  • Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся

Анализ работы класса в течение 2018-2019 учебного года

Да

Иногда

Нет

1.Класс объединила одна общая цель деятельности

В классе есть только отдельные личности, которые стремятся выполнить цель, поставленную перед коллективом

2.Класс представляет единое целое

Класс не представляет единого целого, имеет ряд отдельных группировок, которые не дружат друг с другом

3.Достижение положительных результатов в работе увлекательно для всех или для большинства членов класса

Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него, не считаясь с интересами всего коллектива

4.Класс активен, полон творческой энергии

Класс инертен, пассивен

5.Каждый член коллектива стремится сплотить класс

В классе царит недоброжелательное отношение друг к другу

6.Ребята стремятся постоянно общаться друг с другом

У ребят нет стремления постоянно общаться друг с другом

7.Доброжелательность во взаимоотношениях

Конфликтность во взаимоотношениях, отталкивание, антипатия

8.В классе существует справедливое отношение ко всем членам класса, стремление поддержать слабых в общественной деятельности

Класс заметно разделяется на «привилегированных2 и «пренебрегаемых2, пренебрежительно относится к слабым

9.При анализе дел критические замечания принимаются доброжелательно, самокритично, вызывают стремление к осмыслению и исправлению недостатков

Критические замечания принимаются недружелюбно, создают нервозную атмосферу в классе

10.Во время внеклассной работы ребята трудятся коллективно

Отсутствует стремление к коллективному труду (каждый выполняет только задание, не изъявляет желания оказать помощь другим0

11.В ходе самообслуживающего труда ребята проявляют активность, инициативность, смекалку

В трудовой деятельности проявляется только прилежание и исполнительность

12.Класс имеет способных организаторов

Класс не имеет организаторов

13.Самоуправление выполняет ведущую роль в работе класса

Самоуправление безынициативное, играет пассивную роль в классе

14.Самоуправление играет не только руководящую роль, но и сами ребята принимают активное участие в подготовке и проведении дел

Органы самоуправления занимают позицию контролёра-наблюдателя

15.Преобладание мажорного, приподнятого, бодрого общего тона в классе

Преобладание подавляющего настроения, пессимистического настроя в классе

16.Класс имеет выход на школу (радиопередача, стенгазета, вечера и т.д.)

Класс не имеет выхода на другие классы

Программа анализа воспитанности детей в семье

  1. Исполнителен и послушен ли ребёнок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?
  • Всегда исполнителен и послушен
  • Не всегда исполнителен и послушен
  • Часто непослушен и не исполнителен
  • Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание
  1. Насколько ребёнок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам, книгам?
  • Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество
  • Не всегда бережлив
  • Часто проявляет расточительность и небережливость
  • Всегда не бережлив
  1. Аккуратен ли дома?
  • Аккуратен всегда и во всём
  • Аккуратен, но не всегда и не во всём
  • Часто бывает неряшлив
  • Постоянно неряшлив
  1. Каково поведение ребёнка дома?
  • Всегда хорошее
  • Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно
  • Часто ведёт себя плохо и на замечания не реагирует
  • Постоянно ведёт себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.
  1. насколько чутко и отзывчиво относится ребёнок к родителям и близким?
  • Отзывчивый, заботливый, добрый
  • Не всегда заботливый и отзывчивый
  • Часто проявляет грубость, чёрствость, эгоизм
  • Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечания
  1. Насколько ребёнок трудолюбив?
  • Любит труд, постоянно сам помогает старшим
  • Не всегда помогает, делает то, что поручают
  • Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем
  • Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый
  1. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким
  • Всегда прост и скромен
  • Не всегда прост и скромен, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство
  • Часто проявляет высокомерие, зазнайство
  • Очень заносчив, хвастлив, высокомерен
  1. Проявляется ли критичность ребёнка в семье?
  • Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично
  • Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично
  • Очень резко высказывает своё мнение и критические суждения
  • Не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей
  1. Проявляет ли при этом самокритичность?
  • Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания
  • Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний
  • Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи
  • Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит
  1. Как относится к учению дома?
  • Ответственно и добросовестно готовит домашние задания
  • Не всегда добросовестно готовит домашние задания
  • Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля
  • Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.
  1. Как относится к поручениям?
  • Охотно выполняет поручения, рассказывает об их выполнении дома
  • Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить поручение
  • Чаще всего безответственно относится к поручениям, требует постоянного контроля родителей
  1. Каково отношение ребёнка к своему классу, лицею?
  • Любит свой класс, защищает его честь делами, рассказывает об этом дома
  • Любит класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами
  • Равнодушен к делам класса
  • Не любит свой класс, открыто выражает отрицательное отношение к ним

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние личности учителя на личность ученика

В статье содержатся описание стилей коммуникативного взаимодействия и метод измерения взаимоотношений учителя и учащихся....

Статья «Диагностические методы изучения личности ученика»

Классному руководителю необходимо изучать личностные осо­бенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т. д.Одним из методов изучения характера старшеклассника является ...

Программа изучения личности учащихся

Программа изучения личности учащихся на первом курсе...

Программа изучения личности школьника

Программа изучения личности...

Программа изучения личности учащегося и коллектива

В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....

Программа изучения личности учащегося

  Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ...

Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...