план-конспект классного часа "Зерно мудрости"
план-конспект занятия (6, 7 класс)

Владимирова Светлана Михайловна

классный час на  духовную тему о старце Павле Груздеве для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

План-конспект классного часа

«Зерно мудрости»

Номинация: средние классы (5-8 классы)

Возраст: 11-12 лет

Составила:

Владимирова Светлана Михайловна

классный руководитель 6 класса

д. Чодраял

2022 год

Классный час на тему: «Зерно мудрости»

Цель: расширить представление  учащихся о понятиях мудрость, старец, их значением в жизни человека

Задачи:

1) образовательные: расширить знания о духовных ценностях. Познакомить с известным старцем архимандритом Павлом Груздевым.

2) развивающие: содействовать развитию духовной личности, продолжить формировать у школьников духовные качества. применять полученные теоретические знания на практике. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

3) воспитательные: содействовать осознанию, что для человека работа над душой и сердцем есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. Продолжить формировать умения работать в коллективе, принимать решения, слышать мнение других.

Форма проведения: беседа

Подготовительная работа: учащимся предлагается заранее:

- найти высказывания, короткие мудрые мысли по заданной теме из книг и Интернет - ресурсов; подготовить сообщение о жизни старца Павла Груздева.

Оборудование: мультимедиа проектор, высказывания о.Павла,

2 стакана с водой, презентация «Жизнь и наставления старца Павла Груздева», фильм-притча «Посмотри на жизнь с другой стороны».

Ход классного часа

 

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Добрый день, ребята. Сегодня продолжаем цикл классных часов «Духовный бисер зерна мудрости».

- Прежде всего, я попрошу всех вас подойти ко мне. Давайте встанем в круг. У меня в ладошках счастье. Вы спросите почему его не видно? А потому что оно только мое, но я хочу поделиться с вами и каждому подарить по частичке счастья. А вы, прикасаясь друг к другу, передавайте его. Я очень надеюсь, что сегодняшнее общение принесет нам радость, приятные минуты. Нам будет работать друг с другом легко и комфортно

II.  Актуализация опорных знаний

- Классный час мне хочется начать с чтения притчи.

 Однажды одного умного и всеми почитаемого старца спросили, в чем секрет его мудрости, в чем он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он ненадолго задумался, а затем ответил:

- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголки. 

- О чем притча? (Всю свою жизнь человек ищет нужное для себя, развивает себя в поисках мудрости)

- Ребята, посмотрите на свою руку, какие пальцы вы видите? У марийцев есть пословица: «Даже на руке все пальцы разные». На земле живут разные люди с разными характерами. Но мы с вами должны научиться в жизни различать черное и белое, глупое и умное, хорошее и плохое.

- Что значит быть хорошим человеком? (Ответы учащихся)

Вывод классного руководителя: человек, который совершает хорошее, доброе, никого не обижает, никого не осуждает.

III.      Основная часть. Беседа по теме.

В качестве эпиграфа нашего занятия я выбрала слова одного старца – Амвросия Оптинского: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».

Каждый человек рождается на свет с чистой светлой душой. Но проходят дни, месяцы, годы - и наши слова, дела, поступки и даже мысли изменяют нашу душу.

- Что влияет на изменение души человека? (Ответы учащихся)

-Ребята, а давайте посмотрим, как преображается наша душа, когда мы совершаем разные поступки. Перед вами 2 стакана с водой. Приведите примеры хороших или плохих поступков из вашего жизненного опыта Каждый хороший поступок чистой капелькой растворится в вашей душе (добавляем в стакан капельку чистой воды), каждый плохой – окрашивает душу в черный цвет (добавляем в стакан капельку черной краски).

- Какие поступки плохо влияют на нашу душу? (Ответы учащихся)

А теперь я приглашаю двух желающих и предлагаю выпить по глоточку воды из этих стаканов. Расскажите, почему вы сделали такой выбор, какие у вас ощущения? (Ответы учащихся)

- Почему никто не стал пить воду из второго стакана? (Она грязная)

- Подумайте, найдется ли человек, которому приходится пить такую воду?

Это очень грустно, но и такую воду приходится употреблять – нашим родителям, близким, учителям, друзьям, т.к. им приходится терпеть наши капризы, непослушания и все прочие неприятности, которые мы доставляем им своими словами и поступками.

- А если человек все время будет употреблять грязную воду, что с ним может случиться?  (заболеет, умрет)

- А мы хотим, чтобы это случилось с нашими родными и близкими? Как же нам быть? (Ответы учащихся)

Вывод классного руководителя: нужно стараться слушаться родителей и взрослых, т.е. мудрых людей, т.к. они больше прожили, больше знают и оберегают нас от зла, которого мы можем не видеть или не понимать.  

1. Работа с народной мудростью - пословицами

- Мудрые люди говорят: "Что в детстве приобретешь, на то в старости и обопрешься." Что помогает человеку стать мудрым и каждый день работать над своими недостатками?  Узнаем, разгадав недостающие слова в пословицах.

 1.Птице крылья, а человеку ****. (разум)

 2.Будет беда, если ** без разума.  (ум)

 3.Счастье скоро покидает, а добрая ******* никогда. (надежда)

 4.Доброе дело - ****** говорить смело. (правду)

 5.Получив ***** помни, а сделав - забудь. (добро)

 6.****** от земли, а правда с небес. (истина)

 7.Труд да ******** дают умение. (терпение)

 8.****** - великая сила, которая все побеждает. (любовь)

Вывод классного руководителя: все недостающие слова помогают человеку каждый день работать над своими недостатками, чтобы душа и тело стали чище.

2. Знакомство со старцем Груздевым Павлом

-  В ком содержится больше мудрости?     (В святых старцах)

- Кто такие старцы?  Почему они святые? (Ответы учащихся)

- Старец – мудрый старик; пожилой монах, отшельник; духовный наставник. Часто их подвергали унижениям и зло высмеивали. Всю свою жизнь они проводили в служении Богу, а после смерти их причисляли лику святых. Старец способен наставлять других людей именем Божиим. К ним обращались по всем вопросам. Так в России известны многие: старцы Киево-Печерской лавры, Афонские старцы, Оптинские старцы. Жили они в разное время и наставляли людей мудростям жизни духовным словом. Пока в России живут старцы, наша страна непобедима. Почему?

Старцы молятся за всех: за народ, за страну, за мир – просят у Бога. Ну и мы в поисках мудрости должны работать над собой.

- Мы сегодня познакомимся с одним таким человеком – старцем Павлом Груздевым. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся).

Ученик 1.Архимандрита Павла (Груздева) (1910 – 1996) называют последним старцем России. Его имя почитаемо на Валааме и на Афоне, в Москве и в Петербурге, на Украине и в Сибири… Малая Родина о. Павла – уездный город Молога. Земля эта, как известно, затоплена водами Рыбинского водохранилища. Вынужденный переселенец, а затем изгнанник, лагерник, он отбыл срок наказания за веру 11 лет. Здесь, в селе Верхне-Никульском, он прослужил священником почти тридцать три года при храме Святой Троицы в Ярославской области. Последние три с половиной года служил при Воскресенском соборе. Сюда к батюшке приезжали люди за советом и утешением.

Ученик 2.При жизни Павел Груздев был прославлен многими дарами. Среди всех даров архимандрита Павла замечателен дар рассказчика. Его простая речь исцеляла собеседника живительной силой слова. Отец Павел очень любил меткую поговорку, присказку. С годами эта любовь углублялась и крепла. Когда нельзя говорить правду, приходится говорить притчами. А пословица созвучна притче. Речь о. Павла была краткой, экономной и образной.

Многое было открыто о. Павлу, потому что сам он был чист и, юродствуя, прикрывал свою святость. Велик был монашеский путь архимандрита Павла, и самым великим счастьем было сохранить православную веру, пронести ее через все испытания. Сохранить среди клеветы, доносов, зависти, всякой нечистоты людской. А испытаний на его жизненном пути было немало: безбожные годы в стране, тюрьмы, лагеря.

Ученик 3. Когда смотришь на дневниковые рукописи о. Павла, поражаешься тому, как человек, имевший за плечами только два класса монастырской школы, так каллиграфически и грамотно мог написать. Самым большим его сокровищем был великолепный русский язык - та могучая стихия народной речи, в которой сливались воедино и песенное, и церковное начало.

Вывод классного руководителя: Мудрым человеком был старец Павел Груздев. Люди приезжают к нему на кладбище и по сей день, обращаются к нему, как к живому со своими просьбами и о. Павел помогает им в их нуждах.

3. Работа с изречениями СТАРЦА Павла

- Отец Павел (Груздев) часто наставлял приходивших к нему людей своими краткими, образными и меткими афоризмами, которые напоминал им малоизвестные русские народные поговорки, которых он знал множество. Рассмотрим некоторые из них. (на доске и на слайде)

1.«Якорь - надежда кораблю, а вера - якорь человеку на земле и на море».

2.«Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять - самое страшное».

3.«Употреби труд, имей мерность - богат будешь! Не объедайся, не опивайся - здоров будешь! Твори благо, избегай злаго - спасен будешь!»

4.«Вежливым быть хорошо, а добрым лучше».

5.«Чего не любишь сам, не делай того и другим».

6.«Делай добро во всю твою жизнь, и не постигнет тебя зло».

Вывод классного руководителя: мудрость старших помогает стать мудрее нам самим. Высказывания заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше.

4.Творческая деятельность, групповая работа.

Игра «Продаем – покупаем». На полученных листочках ПРОДАЕМ все те качества, от которых вы хотели бы избавиться. ПОКУПАЕМ – те, которые бы вы хотели приобрести.

- Пройдемся по кругу и попробуем «ПРОДАТЬ и КУПИТЬ.

- Трудно ли было «ПРОДАВАТЬ», а «ПОКУПАТЬ»?

- От каких качеств вы хотели избавиться, а какие приобрести?

- Как стать добрее и мудрее? (Работать над выработкой положительных качеств).

Вывод классного руководителя: чтобы не приходилось избавляться от плохих качеств, лучше потрудиться над приобретением хороших и не допускать худших.

IV. Заключительная часть. Итоги

Cтарчество на Руси было «всенародным служением», то есть служением святых людей всему своему народу. Ребята, давайте вместе ответим на вопрос: какими качествами обладают святые люди и к каким мы все должны стремиться?

Ученик 1: Смирение, скромность, кротость, доброта.

Ученик 2: Милосердие.

Ученик3: Мужество, вера в бога.

Ученик 4: Любовь к людям.

Ученик 5: Терпение, целомудрие.

  • Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, вы задумались? В чём состоит мудрость жизни? (Ответы учащихся)

Вывод классного руководителя: сегодня мы с вами, узнав о жизни старца Павла, научились понимать, как люди должны жить, чтобы украсить свою душу добродетелями.

Сегодня я почувствовала ваше тепло, видела Ваши знания, услышала Ваши искренние ответы.

Обращаем внимание на эпиграф. Кажется все просто. Но только, чтобы так жить, надо немало над собой потрудиться. В этом то и была мудрая простота совета старца. Мудрым может быть и знаменитый ученый, и простой крестьянин. Их роднит одно: они оба понимают, что знание – плод учения, а мудрость – плод любви и правды.

В конце предлагаю посмотреть фильм - притчу «Посмотри на жизнь с другой стороны» и задуматься о содержимом своей души. Что бы ваш стакан всегда разбавлялся только чистой капелькой. Ведь только отсюда прорастет зерно мудрости.  Бог может исполнить наши молитвы и просьбы только тогда, когда мы постараемся сделать свои сердца любящими, терпеливыми, милосердными, такими, какими были угодники Божии.

V. Рефлексия

Закончите фразу.

Я узнал…

Мне было интересно…

Я задумался…

Я постараюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа. 9 класс

Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа  национальная. Данный материал предлаг...

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

План-конспект классного час по теме: "Путешествие в царство деревьев"

Данное занятие посвящено деревьям. Классные руководители  могут использовать его в качестве дополнительного материала по теме "Охрана окржающей среды"....

План-конспект классного часа «Кто он-герой России»?

Классный час по патриотическому воспитанию молодёжи. Проводится на 1 или 2 году обучения....

Конкурс "Самый классный классный" ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа "Гордость - Родине служить", ПРИЛОЖЕНИЕ, ВИДЕОМОНТАЖ, ВИДЕООТЧЕТ

Ссылка на видеоотчет  классного часа  "Гордость - Родине служить"  https://www.youtube.com/watch?v=Wc8JrSSTUXY#action=shareСсылка на видеомонтаж для классного часа "Гордо...

План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"

Данный урок был разработан и  проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....