Внеурочная деятельность "Математический каламбур"
учебно-методический материал

Развивать математические споссобности, сообразительность, любознательность и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ВНЕУРОЧНОЕ     ЗАНЯТИЕ

                            для   учащихся  5  класса

            «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ    КАЛАМБУР»

                План-конспект внеурочного занятия в 5 классе.  

Тема: «Десятичные дроби».

Форма занятия – игра: «Математический каламбур».

Оборудование: проектор, компьютер, экран; раздаточный материал,   таблички с названием команд; комплекта заданий для каждого конкурса.

Цели:

Обучающие (формирование познавательных УУД):      развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать познавательный интерес через взаимоконтроль, взаимопроверку.

Планируемые результаты:

1)Предметные: используют математические знания в нестандартной ситуации,  вычислительные навыки, комбинаторику;

2)Метапредметные –доказывают свою точку зрения, анализ,  синтез, обобщение, комбинаторные навыки;

3)Личностные: доброжелательное отношение к участникам игры, эмпатия, толерантность, соревновательность, переживание за общий успех команды, внимание, воображение, интуиция,

4)Коммуникативные:  работают в группе, ведут диалог, аргументируют свою точку зрения.

Математический каламбур проводится среди учащихся 5-х классов. Каждая команда выбирает капитана, название команды, девиз, эмблему.

Правила проведения игры.

  • Класс разбивается на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан, который следит за работой команды. Команды должны быть готовы к конкурсу приветствия (название, девиз). Перед началом игры проводится жеребьевка, для определения порядка начала игры.
  • Игра состоит из конкурсов, каждый из которых проводится в виде вопросов и заданий для коллективного письменного или устного ответа. Конкурсы оценивает жюри (старшеклассники). Порядок оформления решений оглашается ведущим перед началом игры. После того, как время на выполнение задания заканчивается каждая команда комментирует свой ответ и сравнивает его с ответом ведущего. В случае неверного ответа другие команды могут исправить или дополнить соперника. За что и получают дополнительный балл.
  • За каждый правильный и полный ответ в каждом конкурсе команда получает от 1 до 5  баллов.
  • Жюри проверяет предложенные командами решения и оценивает их в баллах.
  • Определение победителей и общее ранжирование команд производится исходя из общего количества набранных командами баллов.

Аннотация

Управлять познавательной деятельностью обучающихся невозможно без применения современных форм и методов контроля знаний. Поэтому данное внеурочное ( игровое) занятие разработано с целью повторения и закрепления пройденного материала по теме. Интеллектуальная игра в форме состязания учит детей совместной деятельности, способствует привитию интереса учащихся к предмету, используя математические знания и вычислительные навыки в нестандартной ситуации.

Ход игры

Ведущий           

Итак, мы снова с вами собрались, чтобы немножко отвлечься  и   повеселиться, лучше узнать таланты и способности друг друга, а   их у вас очень много. Подумать над вопросами и ответами,  солидарность с командами, повысить свой  интеллект, заразиться чувством азарта и соревнования, в  общем, провести время с пользой.

Итак, наш «Математический каламбур» начинается! Всем удачи и побед!

Задание 1. Представление команд.

Участникам, предварительно разделенным на 2 команды, необходимо придумать название своей команде (связанное с темой игры) и оригинально представиться. (максимальное количество баллов – 5).

Задание 2. Разминка

Вопросы для 1 команды.

Может ли при умножении получится нуль? (да)

Что легче: 1/5 кг ваты или 1/5 кг железа? (одинаково)

Бежала тройка лошадей, каждая пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик? (5 км)

Книга стоит 4 рубля и еще полкниги. Сколько стоит книга? (8 руб)

Прибор для построения окружностей? (циркуль)

Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)

Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)

На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени нужно, чтобы сварить 5 яиц? (4 минуты)

Зайцы распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось         чурбачков? (11).

Вопросы для 2 команды.

Может ли при делении получиться нуль? (да)

Наименьшее натуральное число (1)

Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или         персик? (груша)

Курица стоит на 1 ноге и весит 3 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (3 кг)

У отца 5 сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько детей у отца? (6)

Кирпич весит 2 кг и еще половину своего веса. Сколько весит кирпич? (4 кг)

Шла старуха в Москву, навстречу ей три старика. У каждого старика помешку, в каждом мешке по три кота. Сколько существ направлялось в Москву? (1 старуха)

Экипаж, запряженный тройкой лошадей, бежал со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч)

К однозначному натуральному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось это число? (11 раз)

Кто окажется тяжелее: первый людоед , который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй , который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

Задание 3. «Исправляй-ка»

В примерах допущены ошибки, их необходимо исправить. Ответы принимаются у игроков, первыми поднявшими руку (исправление – 1 балл).

Вычислите, используя известные вам законы арифметических действий.

3,47+4,09+1,53+2,11=1,12

0,346+7,45+6,55+0,254= 15

2*1,67*0,57=167

4*72,8*0,25=7,28

7,2*89,3+10,7*7,2=7,2

11,6*0,31-0,31*1,6=0,31

Ответы: 1) 11,2;       2) 14,6;       3) 16,7;

               4) 72,8;       5) 720;        6) 3,1.

Задание 4. «Ты – мне, я – тебе»

Это задание для капитанов.

  1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?

2, Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5.2 и меньшее 5,3 (ответ: например, 5,27),

3. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных ими действий получилась 1 (ответ: (0,3+7,7)*125).

4. Найдите  устно сумму 20 чисел 0,1 + 0,2 + 0,3 +…+ 1,8 + 1,9 + 2 (ответ: (0,1+2)*10=21.

5. Даны две суммы: 2,18+4,36+6,53+8.77 и 7‚82+5,64+3,47+1,23. Найдите устно сумму этих сумм (ответ: (2‚18+7,82) • 4=40).

6. Найдите устно значение выражения:

(13—7,08 : 3.54) • (0,5 - ) (ответ. 0).

Задание 5. «Фигурная»

Пока капитаны соревнуются команды разгадывают ребусы. Участникам выдается карточка с изображением геометрических фигур, которые нужно сосчитать.

Карточка для 1 команды:  сколько квадратов изображено на рисунке?(четырнадцать)

Карточка для 2 команды:  сколько треугольников изображено на рисунке? (тринадцать)

Задание 6. «Вспоминай-ка»

Перечислите сказки, в названии которых есть число или несколько чисел.

Например:

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях,
Белоснежка и семь гномов,
Волк и семеро козлят,
Семь воронов,
Семь подземных королей,
Семь братьев-мышей,
Три поросёнка,
Три орешка для Золушки,
Три медведя,
Три богатыря и т.д.

Задание для болельщиков         

Болельщикам предлагается из слова  МАТЕМАТИКА составить как  можно больше слов.


Задание 7. «Разгадай- ка»

Разгадай ребус (каждой команде дается по три ребуса, которые они должны разгадать за три         минуты)

Ребусы 1 команде:

УГОЛ

ОТРЕЗОК

ребус 7

МИНУС

Ребусы 2 команде:

ребус 13

ДРОБЬ

ребус 14

ЗАДАЧА

ребус 19

ТОЧКА

Задание 8. «Размышляй-ка»

Командам  предлагаются задачи-шутки. В течение 1 минуты команды должны решить как можно больше задач.

1. На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на верёвке?

 2. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?

3. Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а её хозяйка Уля – только 2. Сколько всего ног у них обеих?

4. У первого петуха было 59 жён, а у второго – в 3 раза больше. На сколько жён больше, чем у первого петуха, стало у второго, после того, как первый женился ещё на трёх курицах?

5. В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах?

6. В песочнице сидят 11 малышей.9 малышей лепят куличики, а остальные лупят друг друга совочками. Сколько малышей лупят друг друга совочками?

7. У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волк съел. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек?

8. Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил – в три раза больше. Трёх тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушли к соседям навсегда?

9. Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками?

ОТВЕТЫ:

  1. 2;
  2. 4;
  3. 6;
  4. 515;
  5. 2;
  6. 2;
  7. 6,12
  8. 12
  9. 48

Заключение

Ведущий: Итак наши конкурсы закончились. Передаем слово жюри. Жюри подводит итоги. Объявляется победитель. Проводится награждение команд.

Литература.

  1. Учебник Математика 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.:  Мнемозина, 2015.
  2. Олимпиады по математике 5-6 класс, А.В.Фролов, Экзамен, Москва 2009.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы, М.: «Просвещение», 1998.

Приложение

Таблица подсчёта баллов для жюри.

Команда № 1 «……..»

Баллы

Задание 1. Представление команд

Задание 2. Разминка

Задание 3. «Исправляй-ка»

Задание 4. «Ты – мне, я – тебе»

Задание 5. «Фигурная»

Задание 6. «Вспоминай-ка»

Задание 7. «Разгадай- ка»

Задание 8. «Размышляй-ка»

Команда № 2 «……»

Баллы

Задание 1. Представление команд

Задание 2. Разминка

Задание 3. «Исправляй-ка»

Задание 4. «Ты – мне, я – тебе»

Задание 5. «Фигурная»

Задание 6. «Вспоминай-ка»

Задание 7. «Разгадай- ка»

Задание 8. «Размышляй-ка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Презентация к уроку Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Данная презентация к занимательному уроку "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры." поможет учителю сделать урок ярким и интересным. Презентация "тяжёлая", поэтому разделена на две части....

Урок "Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат... (об омонимах и каламбуре)"

Урок-игра по теме «Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат… (об омонимах и каламбуре)» проводится в 5 классе во время изучения раздела «Лексика». Тип урока – усвоение и закрепление нового материала....

Статья по теме : "Комизм, каламбур"

Комизм "вольный" и "невоольный". Установка на комическое...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодний каламбур"

Сценарий новогоднего праздника "Новогодний каламбур" составлен для учащихся 8-11 классов. Веселые персонажи  из сказок и мультфильмов (Баба Яга,  почтальон Печкин, разбойники, говорящая Воро...

Конкурсная программа "Весенний каламбур"

Мы рады вас приветствовать на веселом празднике "Весенний каламбур"...

Конкурсная программа "Весенний каламбур"

Мы рады вас приветствовать на веселом празднике "Весенний каламбур"...