Урок "Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат... (об омонимах и каламбуре)"
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) по теме

Борзых Наталья Михайловна

Урок-игра по теме «Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат… (об омонимах и каламбуре)» проводится в 5 классе во время изучения раздела «Лексика». Тип урока – усвоение и закрепление нового материала. Форма урока – урок-игра, с использованием отдельных элементов урока-практикума и рефлексии. Основная технология, использованная при разработке урока, - игровая. Желательно использовать данную разработку урока на сдвоенном уроке (что было мною и осуществлено).
         Целью урока является повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon урок русского языка в 5 классе2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат..." Тема урока: Подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Куровская СОШ №6» Борзых Наталья Михайловна

Слайд 2

ЛЕКСИКА - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ.

Слайд 3

Знакомьтесь: это Ваня. ТЕМУ «ЛЕКСИКА» НЕ ЗНАЕТ И СЛОВА НЕ УВАЖАЕТ … ПРИКЛЮЧИЛОСЯ С НИМ ГОРЕ…

Слайд 4

ЧТО ЗА НОВАЯ СТРАНА?

Слайд 6

Есть ключи у нас в кармане. Ключ один журчит и льется, Ключ стальной к замку дается. Два ключа – одно названье. Как вспомнишь наши имена – Тема урока сразу станет видна!

Слайд 7

“ ‘ ’ А=Ы ‘

Слайд 8

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат… ОМОНИМЫ это слова, которые звучат и пишутся одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего.

Слайд 9

ЛУК ? Это простой пример. За простой вагонов налагается штраф.

Слайд 10

Шляпа гриба – соломенная шляпа Ключ 1 (родник) и ключ 2 от двери (Сходство по форме - многозначные слова ). (сходства нет – омонимы ).

Слайд 11

1.О 2.М 3.О 4.Н 5.И 6.М КРОССВОРД 1. О – Они помогают улучшить зрение; служат для определения победителя. Ч К И 2. М – Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой. И Р 3. О – она пуще неволи; если на «нее» ехать, то не надо собак кормить. Х О Т А 4. Н – Его встречаем мы в грамматике; на нем говорят в определенных районах. А Р Е Ч И Е 5. И – Его готовят из молока, сахара и патоки (и получается вязкая конфета); он имеет крупные яркие цветки. Р И С 6. М – Ее можно видеть на лице; на ней можно подорваться. И Н А

Слайд 12

ОМОГРАФЫ зАмок замОк пруД пруТ ОМОФОНЫ

Слайд 13

НЕ ОШИБИСЬ! Скорей, сестра, на рыб взгляни. Попались на крючок они! В ведерко руку окуни, Не бойся – это окуни. Серая ворона черного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли на все стороны Сплетницы-кумушки сорок сорок. Косит коса, а зайчишка косит, Трусит трусишка, а ослик трусит.

Слайд 14

ЗАГАДКИ Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.

Слайд 15

ЗАГАДКИ Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название Блестящий, шелковистой ткани я.

Слайд 16

ЗАГАДКИ Мы – для пильщика подставка, Мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка переставь-ка Нам другое ударение – Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами.

Слайд 17

ЗАДАЧИ-ШУТКИ 1. В гостях у Оли Зашли как-то друзья к однокласснице Оле. В сенях стоял небольшой бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Васе: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Вася не удержался и, смеясь, сказал: «Я, Оля, на боку сидеть еще не научился». * 2. В кузнице Заглянули Вася с Колей в кузницу, к дяде Трофиму. Тот предложил мальчикам: «Вы постойте, посмотрите, как я раскалю этот кусок железа: в жизни пригодится». Друзья охотно согласились, а Вася, взглянув на Колю, сказал: «Пригодится-то пригодится. А вот только разве железо — это дрова, что ты его, дядя Трофим, расколоть собираешься?» * 3. На охоте Отправился Вася с отцом на охоту. Впереди был густой лес. Оба заметили там лисицу. Она прыгнула, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! А что за хвост!» Вася удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают леса с хвостом!» * 4. Сторож ли дед Федот? Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал, что дед Федот старожил. «А что этот дед Федот сторожил?» — спросил Вася, делая вид, что не понимает, в чем дело.

Слайд 18

Проверочная работа Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство, обв..вала лицо веером – обв..вала косы вокруг головы, волосы разв..вались на ветру – разв..вали промышленность, пол..скать бельё – пол..скать котёнка, посв..тить фонариком – посв..тить жизнь науке, сп..шите видеть – сп..шите с доски, пос..деть на лавочке – пос..деть от горя, прим..рять костюм – прим..рять противников, прор..дили морковь на грядке – зар..дили пушку.

Слайд 19

Несуразные вещи – несу разные вещи Несу мел – не сумел Же надо будет – жена добудет Та марка – Тамарка Там арка – Тамарка ОМОФОНЫ

Слайд 20

КАЛАМБУР Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов. Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».

Слайд 21

Снег сказал: "Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей." Воду в ступе потолок, Посмотрел на потолок. ...Вдруг подумал: "А у сов Есть усы иль нет усов?" Танцуют и не топают, А петь начнут — не то поют.

Слайд 22

Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берём совсем, вот так-с. Будь у бабы Яги меньше злобы - Ей, наверное, больше везло бы. Весь день чихала бедная Зайчиха, И даже голоса лишилась - из-за чиха. Хорошо бы, если б ворон, Вора видя, каркал: «Вор он!»

Слайд 24

Рефлексия - Что повторили на уроке? - Что узнали нового? - Что вызвало особый интерес? - В чём затруднялись?

Слайд 25

Домашнее задание 1. Придумать 1-2 коротких каламбура с омонимами или многозначными словами (например: «Меня замечанье задело, хотя получил я за дело», «Пока лечилась, снова покалечилась», «Ведь ты же ребенок, а носишься по полю, будто ты жеребенок», «Если надо – ем, пока не надоем» и др.); 2. параграф 67, упр.346


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Презентация к уроку Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Данная презентация к занимательному уроку "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры." поможет учителю сделать урок ярким и интересным. Презентация "тяжёлая", поэтому разделена на две части....

Приставки, которые всегда пишутся одинаково

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема урока: неизменяемые приставки.•Большинство приставок первой группы подчиняется «главному» правилу. Гласные в них пишутся в безударном положении (сла...

Презентация урока "Приставки на согласный, которые всегда пишутся одинаково"

Презентация урока на тему:" Приставки на согласный, которые всегда пишутся одинаково", 6 класс. Разработана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)....

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

«Омонимия в английском языке. Способы различия омонимов».

В ДАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ "ОМОНИМИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, СПОСОБЫ РАЗЛИЧИЯ ОМОНИМОВ"...