Классный час по патриотическому воспитанию школьников на тему: «Сталинградский утёс».
классный час

Пшеничный Юрий Сергеевич

Классный  час по патриотическому  воспитанию школьников на тему: «Сталинградский утёс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy_po_tolerantnosti_i_patriatizmu.doc175.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Классный  час по патриотическому

 воспитанию школьников на тему: «Сталинградский утёс»

Классный руководитель: 10 «А»  класса

Пшеничный Юрий Сергеевич

 с. Красногвардейское

2019 г.

Классный час «Сталинградский утес»

Цель: расширить знания о Сталинградской битве и о её значении в ходе Великой Отечественной войны, о героическом прошлом защитников Сталинграда.

Задачи: -пополнить знания об истории нашей Родины;
-показать героизм и мужество защитников Сталинграда;
-формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за за свою
страну на примере героических поступков людей в военное время.

Оборудование: иллюстрации, посвященные Сталинградской битве                                                                            

  Ход классного часа

                                                                Эпиграф: “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости       русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…”

У. Черчилль.

1. Учитель. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.

Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших насмерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
Сталинградская битва была одним из важнейших событий Второй Мировой войны. Сражение включало в себя попытку гитлеровцев захватить левобережье Волги в районе Сталинграда и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого силы Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек Для Советского Союза, который понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, и победного марша по Европе, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение

2. Чтец  №1

Есть на Волге утес, он бронею оброс,
Что из нашей отваги куется.
В мире нет никого, кто не знал бы его,
Тот утес Сталинградом зовется.

На утесе на том на посту боевом
Встали грудью орлы-сталинградцы.
Воет вражья орда, но врагу никогда
На приволжский утес не взобраться.

Там снаряды гремят, там пожары дымят,
Волга-матушка вся почернела.
Но стоит Сталинград, и герои стоят
За великое правое дело.

Эх ты, Волга-река, широка, глубока,
Ты видала сражений немало.
Но такой лютый бой ты, родная, впервой
На своих берегах увидала.

Мы покончим с врагом, мы к победе придем.
Солнце празднично нам улыбнется.
Мы на празднике том об утесе споем,
Что стальным Сталинградом зовется.

3. Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

Ученик №1

12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Значение Сталинградской битвы, ее влияние на ход не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом неоценимо. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.
Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала — Михаила Паникахи, Якова Павлова, Василия Ефремова, Василия Зайцева, Михаила Баранова, Петра Болото, Николая Сердюкова, Алексея Хользунова, Николая Заболотного, Ивана Людникова, Александра Родимцева, Тимофея Хрюкина, Василия Чуйкова, Михаила Шумилова, Андрея Еременко, Александра Василевского, Константина Рокоссовского, Георгия Жукова... В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда

Ученик№2

Битва начинается.
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги. Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным идеологическим ходом. Задачей Гитлера стало- захватить город любой ценой.
  С приближением лета начались авианалеты немецкой авиации на Сталинград.
14 июля 1942 года Сталинград был объявлен на военном положении. Для строительства оборонительных сооружений было мобилизовано все население, включая детей. Принимались срочные меры по усилению средств противовоздушной обороны. Совершенствовались линии телефонной и радиосвязи для зенитной артиллерии и прожекторных станций. Повысилась требовательность к светомаскировке. Жители города готовили противопожарное оборудование. Заводы Сталинграда полностью перешли на выпуск военной продукции. На заводах и предприятиях создавались подразделения ополченцев, рабочие отряды самообороны. Мирные жители, оборудование отдельных предприятий и материальные ценности эвакуировались на левый берег Волги.
Оборонительные бои начались на дальних подступах к Сталинграду. Несмотря на проявленные войсками стойкость, мужество и упорство, армии Сталинградского фронта не сумели разгромить вклинившиеся группировки врага, и им пришлось отойти на ближние подступы к городу.
Ученик №3

Сталин запретил горожанам покидать город, ссылаясь на то, что их присутствие воодушевит защитников города, и они будут давать отпор врагу намного сильнее. Все граждане, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и защитных сооружений. Массивная немецкая бомбардировка 23 августа вызвала огненную бурю, убив тысячи мирных жителей и превратив Сталинград в громадную территорию, заваленную камнями и заставленную горящими руинами. Восемьдесят процентов жизненного пространства в городе было уничтожено.
 Борьба в Сталинграде велась днем и ночью с крайним ожесточением.

Ученик № 4

Батальон Федосеева.
У железнодорожного вокзала четырнадцать дней шли жестокие бои. Бойцы батальона старшего лейтенанта Федосеева стояли насмерть, отбивали всё новые и новые атаки врага.
Наше командование держало связь с батальоном сначала по телефону, а затем по рации. Но вот Федосеев не стал отвечать на позывные штаба. Решили, что все бойцы батальона погибли. Настало утро, и над разбитой крышей одного из домов увидели -развевается красное знамя. Значит живы федосеевцы и продолжают сражаться с врагом.
Командующий армией генерал Чуйков велел доставить приказ старшему лейтенанту Федосееву, чтобы он с бойцами отошёл на новые позиции. Послали связного. Связной добрался до развалин вокзала и узнал, что от батальона осталось всего десять человек. Погиб и командир, старший лейтенант Федосеев. Бойцы дождались наступления ночи. А в это время гитлеровцы снова начали атаку. Федосеевцы залегли в развалинах. Фашисты решили, что все бойцы погибли. И, поднявшись в полный рост, устремились к вокзалу. Тут застрочили наши пулемёты. В танки полетели гранаты и бутылки с горючей смесью. Воспользовались бойцы паникой противника и смогли выйти к своим.
В середине сентября гитлеровские войска снова усилили атаки. Им удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж.
Страшным позором для наших солдат считался отход хоть на один метр назад. Фашисты прорывались только там, где в живых не оставалось ни одного советского воина. Каждый дом был крепостью, каждое отделение наших солдат- непобедимым гарнизоном.

Ученик № 5

58 дней в огне.
Однажды четыре наших разведчика подобрались к дому и увидели , что он занят вражескими солдатами. Подползли разведчики к дому с двух сторон и швырнули в оконные рамы по гранате. Ошарашенные неожиданным нападением , фашисты выскакивали из подъездов, выпрыгивали из окон -и к своим. Враги решили, что на них напал целый батальон. Побросали всё и – врассыпную. Разведчики осмотрели этажи во всех подъездах, убедились – ни одного живого фашиста не осталось- и Павлов отдал команду занять оборону.
Гитлеровцы решили отбить дом. Целый час обстреливали они дом из пушек и миномётов. Кончили обстрел. Тишина. Решили гитлеровцы, что батальон русских солдат отступил к своим. Немецкие автоматчики снова двинулись к дому. Вот уже автоматчики у самого дома. «Огонь!»-скомандовал Павлов. Меткие очереди павловцев косили врагов. Снова отступили фашисты И опять на дом посыпались мины и снаряды. Казалось гитлеровцам, что ничто живое там уже не могло остаться. Но только вражеские автоматчики поднимались и шли в атаку, как их встречали меткие пули и гранаты наших разведчиков.
58 дней защищали этот дом-рубеж советские бойцы. Враг здесь не прошёл!
 
Ученик №6

13 сентября гитлеровцы начали штурм в направлении Мамаева кургана и вокзала.. До 27 сентября вокзал 13 раз переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди… Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

И 19 ноября в 7ч30мин. Советская армия начала контрнаступление. Враг не смог сдержать мощного советского натиска и стал отходить.

Утром 31 января 1943 года пришла последняя радиограмма из ставки Гитлера с пышным текстом о производстве Паулюса в генерал-фельдмаршалы. Это было скрытое приглашение к самоубийству. Паулюс всё понял, но нашёл другой выход – плен.

1 февраля на противника с утра были обрушены мощные удары артиллерии и авиации. На многих участках, занимаемых гитлеровцами, появились белые флаги. 2 февраля 1943г. группа войск, окруженная в заводском районе Сталинграда, также капитулировала. Свыше 40тыс. немецких солдат и офицеров сложили оружие. Боевые действия на берегу Волги прекратились.
Над Волгой и руинами Сталинграда не слышно стало разрывов снарядов и бомб.

Ученик № 7

Так закончилась эта невиданная в истории войны битва, эти первые Канны целой немецкой армии. Это поражение было символическим могильным крестом замаячившим над ореолом непобедимой фашистской Германией.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда.

Учитель. О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

 Чтец  № 2

ВСЕ МЫ ТЕПЕРЬ СТАЛИНГРАДЦЫ
Кто ты: с Днепра или с Дона?
Где твоя родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.

Тучи над Волгой клубятся,
Бой от зари до зари.
Все мы теперь сталинградцы,
Все мы теперь волгари!

Там, где отцы воевали,
Мы не отступим назад.
Снова из дымных развалин
Встанет родной Сталинград.

Будет потом вспоминаться
Бой от зари до зари.
Все мы теперь сталинградцы,
Все мы теперь волгари!
3. Итог классного часа

-Что сегодня узнали нового о Сталинградской битве?

- Какое значение Сталинградской битвы во всей истории Великой Отечественной войны

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Классный  час по патриотическому

 воспитанию школьников на тему:

«У каждого свой бой  (классный час, посвященный воинам – интернационалистам)»

Классный руководитель: 10 «А»  класса

Пшеничный Юрий Сергеевич

 с. Красногвардейское

2019 г.

У каждого свой бой  (классный час, посвященный воинам – интернационалистам)

Цели:   воспитание чувства патриотизма;

            формирование политического мышления

              Ход классного часа

 

                                                              Звучит над землею родною:

                                                              «Равнение – на героя!..»

                                                               И застывают шеренги

                                                               Краснознаменного строя.

                                                                            Роберт Рождественский

Вступительное слово учителя

   15 февраля – особая дата для многих людей в нашей стране. Это день, когда после 9 лет 1 месяца и 18 дней, наконец-то, вывели советские войска из Афганистана. Это была крупнейшая военная авантюра брежневского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказались вовлечены советские войска, вступившие по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию суверенного государства. Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. Для решения поставленных задач было призвано из запаса свыше 50 тысяч офицеров, сержантов и солдат.

   По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло 13833 советских воина, ранено 35 тысяч, пропало без вести более 300.

   «Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет  СССР в мире.

   2. - Сегодня на классном часе мы вспомним с вами немногих молодых людей, которые участвовали в этой войне.

    Двадцать лет – срок в обычной человеческой жизни немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что останется от такой жизни? Что останется после человека, прожившего на земле только двадцать лет?

      Чтец №1

       Как мало лет он прожил…Только двадцать!

       Но миг победы – больше, чем года.

       Как трудно умереть, чтобы остаться,

       Остаться в наших душах навсегда.

       Нет, мужество случайным не бывает.

      Оно в душе солдата родилось,

       Когда он о друзьях не забывает

       И с Родиной себя не мыслит врозь.

      Смотрю, смотрю в его лицо простое.

      Печальное тире между двух дат.

      И верю я, что только так и стоит

      Жить на земле, как жил на ней солдат.

                                                   А.Дементьев  

2. Сообщения учащихся о воина интернационалистах (Афганистан, Чечня)

Чтец №2

      В эту минуту, в секунду вот эту

      Он утверждает бессмертье планеты

      Смертью своей…

      Двадцатилетний,

      Вот он встречает тот миг,

      Тот последний

      Миг, на коротком своем рубеже,

      Миг, за который шагами прямыми

      Люди уходят живыми,

      Живыми,

      А возникают легендой уже.

      3. Гвардии старший сержант Александр Мироненко родился в Душанбе, в семье рабочего. Окончил строительный техникум. В 1978 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Служил в воздушно-десантных войсках.

    Он готовился к жизни, которая однажды может поставить каждого перед необходимостью выбора. И героем тут быть не обязательно. Нужна готовность. В экстремальных условиях – боевая.

...Отправляясь на задание, он попросил дополнительный запас патронов. Не потому, что предчувствовал жаркое дело, а помня старую военную мудрость: лишний патрон солдату не в тягость.

    Приказ звучал почти буднично: «Вести разведку в направлении горного перевала и кишлака за ним. Установить наличие душманов. Связь – по рации.

   Мироненко со своей группой выполнил задание, но, обнаружив бандитов, возвращаться не спешил, хотел точнее определить их численность.

…В роте сигнала разведчика не услышали: радиолуч встретил на пути горную преграду. И тогда, с головой выдавая трех укрывшихся в скалах бойцов, взвилась в небо сигнальная ракета. Старший сержант Мироненко имел право рисковать жизнью своей и двух подчиненных, но не жизнью всей роты…

   Настал момент, когда патроны все-таки кончились. Дважды раненный, Александр лежал с последней гранатой в руке за камнем. Он ждал, пока душманы подойдут поближе. Но и тогда, умирать не собирался. Старший сержант выполнял боевую задачу: связать противника боем, чтобы дать возможность роте нанести удар ему в тыл.

    Эхо последнего взрыва слилось с грохотом автоматных очередей приближавшихся советских воинов, венчавших победным салютом подвиг Александра Мироненко. И траурным – его короткую жизнь.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему сержанту Мироненко Александру Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 4. Ефрейтор Александр Владимирович Корявин родился в 1965 году в деревне Лешково Загорского района Московской области. После окончания средней школы работал слесарем-инструментальщиком на Загорском электромеханическом заводе.

    Осенью 1983 года был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Службу проходил в воздушно-десантных войсках. Среди товарищей слыл солдатом храбрым. В июне 1984 года разведрота, где он служил, попала в засаду. И в первом своем бою Александр сумел отличиться. Раненный, он огнем из автомата отбил атаку душманов, вынес из боя раненого товарища и оказал ему помощь.

   После лечения ефрейтор Корявин вернулся в роту с боевым орденом на груди.

   Однажды Александр был назначен в охранение. Он вовремя заметил крадущихся бандитов. Он предупредил командира, а сам, заняв выгодную позицию, подготовился к бою. Одна из пуль ранила Корявина в руку, но он продолжал вести бой. Подоспевшие товарищи помогли отбить врага.

    Наступила минута затишья. Тогда-то и шагнул раненый Александр навстречу бессмертию. Он погиб, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг.

    За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в ДРА, в 1985 году посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.  

    Чтец  №3

          К бессмертному подвигу,

          высшему из вдохновений,

          не как на вершину

          идут, от ступени к ступени,

          к бессмертью взлетают,

         подобно пылающим птицам, -

         себя целиком отдавая,

         а не по частицам.

                           

                                                                                                                                                                                                                                                                     5. Сержант Наймушин Виктор Владимирович родился 15 апреля 1960 года в городе-герое Волгограде. В 1980 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР.

    Службу проходил в в/ч 51931 в Республике Афганистан. В ноябре 1980 года Виктору было присвоено звание сержант, и он был назначен на должность заместителя командира взвода.

     3 мая 1982 года выполняя боевую задачу в населенном пункте г. Герат, отделение на бронетранспортере под командованием сержанта Наймушина Виктора выходило в ротной колонне на указанные позиции. Выдвигаясь за танком с минным тралом, пулеметным и автоматным огнем обеспечивало продвижение главных сил батальона. В результате подрыва впереди идущего танка дальнейшие продвижение БТР и колонны было остановлено. Экипаж сержанта Наймушина принял все меры для спасения экипажа танка. Огнем из всех видов оружия, не давая мятежникам вплотную подойти горящему танку. При поражение бронемашины снарядом вражеского гранатомета личный состав, возглавляемый сержантом Наймушиным Виктором погиб.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР 19 июля 1982 года за мужество и героизм, проявленные в боях с мятежниками, за спасение своих товарищей в Республике Афганистан сержант Наймушин В.В. награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

6. Рядовой Студеникин Михаил Вениаминович  в апреле 1981 года призвался в ряды Вооруженных Сил, проходил службу в одной из горячих точек в городе Кандагар, в Республике Афганистан, был водителем бронетранспортера.

      22 апреля 1983 года истек второй год службы.  В последнем письме родителям он просил больше не писать, так как скоро вернется домой.

     22 апреля утром в районе расположения его воинской части появилась группа душманов. Михаил имел право не участвовать в выполнении поставленной задачи – уничтожить противника, но вызвался добровольцем. При подходе к населенному пункту Чахаркульбай, группа, в которой находился Михаил, попала в хорошо организованную засаду, завязался бой. Михаил прицельным огнем прикрывал отход товарищей, но был сражен осколками брошенной гранаты. Жизнь отпустила ему еще 10 минут.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР  Студеникин Михаил Вениаминович  награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

     7. Младший сержант Трубицин Михаил Васильевич родился 7 марта 1965 года в городе Волгограде. Призвался в Вооруженные силы 3 апреля 1983 года. Службу проходил в городе Хайротон Республики Афганистан в должности командира отделения. Во время боя с мятежниками проявил мужество и героизм, уничтожил несколько бандитов, но и сам получил тяжелые ранения.

   3 марта 1985 года умер от полученных ранений в г. Хайротон.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 года за мужество и героизм, проявленный в боях с мятежниками, награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

              Чтец№4

  Звучит над землей родною:

  «Равнение –

  на героя!..»

  И застывают шеренги

  краснознаменного    

                                строя.

  Высокая даль

                        распахнулась,

  и слава к груди прикоснулась,

  и вся страна  

                      обернулась:

  «Равнение –

   на героя!..»

           3. Заключительное слово учителя.

   Мужество, как нравственная платформа подвига, опирается на глубокую идейную убежденность в правоте справедливого дела, страстный патриотизм, интернационализм, высокое воинское мастерство. Не случайно в наше время понятие «стойкий», «мужественный» неразрывно связаны с понятиями «умелый», знающий. Сегодня героический порыв, героическое начало опираются на устои мастерства и профессиональной компетентности.

     Слушая о Героях Советского Союза, удостоенных этого самого высокого отличия нашего Отечества, знайте: все они – патриоты, беззаветно храбрые люди, обладающие гибким мышлением, благородными чувствами, сильной волей и отточенным воинским мастерством.

       Во имя интернационального  долга по оказанию афганскому народу, ведущему трудную войну с  местной реакцией, эти советские воины поднялись на вершину мужества, совершив воинские подвиги. Будучи верными героическому началу, эти люди в армейской форме оказались способными в  решающий момент перешагнуть через невозможное, выполнить приказ в экстремальной ситуации, не оставив друга в беде. Не все из Героев удостоенных высшей части, сегодня с нами. Но их яркая, как вспышка жизнь – вечный пример верности интернациональному долгу и воинской части.        

4. Минута молчания    (Презентация « У каждого свой бой»)

                                 

 «Концлагеря Великой Отечественной Войны»

Длительность: 45 минут

Оснащение:

магнитофон, трагическая музыка ( во время рассказа учителя)

плакаты о войне

сборник воспоминаний и рассказов «только победа и жизнь»

Ход мероприятия

                                                                Пусть помнят те, которых мы не знаем,

                                                                Нам страх и подлость были не к лицу.

                                                               Мы пили жизнь до дна и умирали

                                                               За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

                                                                               Н. Майоров, 1941 год

Учитель:63 года назад, в самом начале войны были написаны эти строки, в надежде, что их услышим мы с вами. И желание поэта-фронтовика осуществилось.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.

1418 дней  и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 60 лет эта боль не утихает.

Помнится каждый день и каждый бой.

Самое начало войны-22 июня 1941 года, из воспоминаний мужчины, которому в тот год исполнилось 6 лет:

«  У каждого из нас своё 22 июня. У меня такое: я простужен, дома только отец, тёплый воздух. Запах листвы.

Отец читает мне лермонтовский «Воздушный корабль». Я пока ещё многого не понимаю, но тайна стихов завораживает и делает меня счастливым. И вдруг отец замолкает. В открытые окна слышен знакомый и, вместе с тем, перебарывающий тревогу голос диктора.Сообщение чрезвычайном выступлении Наркома иностранных дел.

Ещё несколько секунд детского неведения, счастья.

На этом кончилось детство.разлука с городом, с отцом, с нормальными детскими радостями….Таким остался в моей памяти «самый длинный»день в моей жизни.»

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину Ии погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

Наш сегодняшний классный час мы посвящаем разговору о концлагерях.

К 1945 году на территории Германии насчитывалось 1100 лагерей смерти. Через них прошли 18 миллионов человек, 12 миллионов погибли.

На территории Польши были тоже построены концлагеря. Их названия известны на весь мир: Освенцим, Биркинау, Майданех. На территории Латвии располагался Саласпилс для детей.

В газовых камерах Освенцима ежедневно погибало до 12 тыс. человек. Труппы подвергались утилизации, из них варилось мыло, делались удобрения.  Голодные и беззащитные заключённые содержались хуже скота, на них ставились античеловеческие эксперименты.

В феврале 1945 года Гитлер отдал приказ о том, что не один узник концлагеря не должен попасть в руки освободителей. В Заксенхаузене было уничтожено 41.332 человека, в Берге-Берзене-37.000, в Бухенвальде-13.000, в Маутхаузене. Кого не успевали умертвить, перегоняли в Люберек. Чтобы утопить в Балтийском море. Тысячи узников погибли во время этих маршей смерти.

Во время освобождения Германии солдаты были настолько потрясены увиденным, что случались нервные срывы. И это у тех, кто прошёл через всю войну со всеми ужасами и страданиями!

Ответственность за гибель и мучения заключённых концлагерей лежит не только на палачах СС, но и на германском правительстве, использовавшем рабский труд, поставлявшем  печи для крематориев, газ для душегубок, на немецких и швейцарских банках, хранивших золотые коронки и драгоценности убитых.

 На территории концлагерей были созданы мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их становится всё меньше. Многие из них отказываются делиться воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце. Но всё же есть записанные воспоминания, которые мы с вами сейчас заслушаем., они записаны со слов узников сразу после их освобождения.

( сборник воспоминаний «только победа и жизнь», стр.207)

Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны- беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ .День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.  

И тогда по всей стране люди слышали радостное сообщение президиума верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником победы.( стр.313)

Война закончена. Но прошла ли беда? Ведь каждой семьи коснулся пожар войны.

Лучше всего эти чувства переданы в стихотворении поэта-фронтовика Н.Доризо «Послевоенный первый год»(читают ученики)

Спешит солдат домой с войны.

Встречай служивого, Петровна!

Но нет ни дома. Ни жены, одни обугленные брёвна.

Окошка нет. Чтоб постучать,

И крыши нет, как не бывало,

И не с кем разговор начать,

Чтоб хоть узнать, что с жинкой стало.

Ведро помятое в углу..

Не знал, что так он к ней вернётся,

Что не на фронте. А в тылу

Снаряд смертельный разорвётся.

И вдруг откуда-то стремглав

Измученная и худая,

Его, хозяина, узнав

Собака выскочила, лая.

Она неистово визжит,

Глядит в глаза с тоской щемящей.

И руки лижет, и дрожит.

И к обгоревшим стенам тащит.

Корзинка. Или ящик что-ли,

И замечает вдруг солдат

Трёх мокрых крохотных щенят,

Рождённых час назад, не боле.

И мать. Что прежде никого

К щенкам не подпускала близко,

Упорно тянет к ним его

С доверчивым и тихим визгом.

И рада так ему она

И так вокруг него хлопочет,

Как будто успокоить хочет

А, может быть, жива жена!

Солдат махорку достаёт.

Как бы почувствовав подмогу.

Послевоенный трудный год,

Жизнь начиналась понемногу!

1945 год

В память погибших и выживших в той беспощадной войне объявляется минута молчания.

7.«У войны не женское лицо»

Длительность: 45 минут

Оснащение:

магнитофон, трагическая музыка

ноутбук , видеофильм «А зори здесь тихие»

свеча

роман « У войны не женское лицо»

Ход мероприятия.

(звучит музыка)

Учитель: каждый из нас знает, насколько опасна и ужасна война. Мы уже говорили с вами о концлагерях, о Молодой гвардии, о пионерах-героях. В этом году исполняется 60 лет со дня Победы и мы поговорим с вами о женщинах на войне. Тема нашего классного часа-« У войны не женское лицо»

Невозможно вспомнить подвиг каждого на войне, но есть воспоминания, от которых катятся слёзы, и мурашки пробегают по коже. Подвиг женщины на войне подобен свече, которая освещает путь в темноте и согревает в холод. Каждая женская жизнь- это огонь свечи…мы зажигаем 1 свечу в память о всех женщинах на войне. Представьте себе поле из 800 тысяч горящих свеч, именно столько девушек и женщин защищали Родину .

(учащиеся читают по два абзаца стихотворение М. Исаковского «Русской женщине»

Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё- без конца  и без счёта-

Печали, труды и заботы

Пришлось на тебя на одну.

Одной тебе волей-неволей,-

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

За всё ты бралася без страха.

И как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела- иглой и пилой.

Рубила, возила, копала-

Да разве же всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её.

Как клятву читал, как молитву,

Далёкое имя твоё…

1945

Какое слово у нас всегда ассоциируется со словом «женщина»?

Ученик:всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова- сестра, друг. Жена. И самое главное,-мама. Женщина даёт жизнь. Женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – это слова синонимы.

Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только, спасала, перевязывала раненых, но и убивала, стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку и брала пленных. Женщина убивала врага, который обрушился с невиданной жестокостью на её землю, на её дом и детей.

Учитель: одна из дошедших до Берлина девушек написала на стенах Рейстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну» после войны оксфордский словарь узаконил новые русские слова- указ, совет и др. а какое на ваш взгляд слово следовало бы ещё добавить?

Ученик: многозначительное  русское слово «подвиг».Но как ни странно, ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. И если когда-нибудь в языки народов мира войдёт это слово, то в том будет доля свершенного в годы войны русской женщиной , державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну наравне с мужчиной.

Учительженская память охватывает тот материк чувств на войне, который ускользает от взгляда  мужчины. Если мужчину захватывает война как действие, то женщина чувствовала и переносила всё иначе: бомбёжка, смерть, страдание- это ещё не вся война для женщины. Женщина сильнее мужчины ощущала быт войны. И то, что она запомнила, она вынесла из смертельного ада.

Они ещё живы, участники боёв. Но человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, лишь она побеждает время .

(ученики рассказывают биографии героинь романа «» У войны не женское лицо»)

Из воспоминаний:

Клавдии Григорьевны Крохиной

Елены Сергеевны Сапрновой

Ксении Сергеевны Осадчевой

Тамары Илларионовны Давидович

Софьи Константиновны Дубняковой

Марии Семёновны Кулаковой

О подвиге женщин на войне снято много фильмов, но не один из них не превзошёл фильм «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева. Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

(просмотр последних 25 минут фильма)

Итог: Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час тащила с поля раненого солдата, истекала кровью, но выполняла задание. Умирала во имя жизни в то время, когда дома её ждали близкие? Нет! И подвиг этот навсегда останется в памяти людей!  

8.Я выбираю Россию.

Форма занятия - деловая игра

Цели: Сформировать представления о демократии.

Развивать чувства патриотизма, национальной гордости и самоуважения

Воспитывать чувства коллективизма, сплоченность классного коллектива.

Оборудование:  раздаточный материал для каждой команды, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Учащиеся делятся на  группы. В каждой группе на столе лежат цветные карандаши, простой карандаш, ручка,

Вступительное слово учителя:

   Юным гражданам России предстоит  жить в третьем  тысячелетии. И от того, какими вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Отечества.

Задуматься о том, в какой стране мы живем, вам позволит одно путешествие, в которое мы сейчас отправимся.

Итак,  началось все с того, что…

Учитель рассказывает историю, как корабль потерпел бедствие и его пассажиры попали на необитаемый остров.

 Инструкция детям. Представьте, что вы та, спасшаяся часть пассажиров, находитесь на необитаемом острове. Спасетесь вы тогда, когда выполните все задания.

 Итак, задание первое, это письмо, которое вы отправите. В нем должны содержаться сведения о том, откуда вы прибыли.

 

Первое задание  группам (карточки в конвертах)

Наша планета называется _____________________________-

Материк, на котором мы живем, называется _________________

Страна, в которой мы живем, называется, ____________________

Область, край, в которой мы живем, называется _____________________

Город, в которой мы живем, называется ____________________

Второе задание группам.

Ребята, а вы знаете символы нашего государства. Сейчас  я предлагаю вам прослушать 3 отрывка из музыкальных произведений и ответить на вопрос, под каким номером звучал гимн России, под каким гимн нашего края, под каким другое произведение.

Заполните бланк ответов

Первое произведение

Второе произведение

Третье произведение

Третье задание группам. Наш флаг и герб.

Среди имеющихся на столе изображений гербов, определить какой номер относится к гербу России, какой – Алтайский край, какие -посторонние. Заполнить бланк.

Герб России - № _______             Герб  Татарстана- №________

Изобразите флаги России и Татарстана

 

Четвертое задание группам. Заполните пропуски.

Выборы в нашей стране.

Участвовать в выборах может любой человек, достигший ___  лет. Имея на руках документ (какой) _________, человек приходит на избирательный участок. Там Члены избирательной комиссии дают ему бюллетень, где записаны все кандидаты. Человек заходит в специальную кабинку для тайного голосования, там он внимательно читает список кандидатов и выбирает одного из них. Сделав отметку, он опускает бюллетень в  _______. Таким образом, выигрывает самый достойный.

Пятое задание группам.

(Раздаются заготовки, где нужно надписать столицу нашей Родины, обвести ярким цветом ее границы, и другие задания, раскрасить рисунки.)

 Ребята вы сейчас выполните задания и раскрасьте рисунки.

(звучит медленная музыка)

Заключительное слово учителя

А сейчас, ребята, у меня к вам последнее задание .

 На столах у вас лежат маленькие квадратики. Возьмите и опустите их  коробочек. Если занятие вам понравилось, то, опустите красный квадратик, если не очень, то синий, а если не понравилось, то черный.

И заполните анкету, которую можно не подписывать.

На этом наш классный час окончен. Спасибо вам.

Вопросы анкеты.

1. Какие задания вам показались наиболее легкими?

2. Какие задания вам показались наиболее сложными?

3. Какие задания вам показались наиболее интересными?

4. Какие задания вам показались наиболее скучными?

5. Вам понравилось работать в группе?

6. Что особенно понравилось?

7. Что не понравилось в игре?

9.Классный час "Их было только 28…"

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о подвиге советских людей в годы ВОВ.

Воспитывать гражданско-патриотические качества, уважение и благодарность к людям, защищавшим Родину.

Продолжать формирование коммуникативных навыков в процессе коллективной работы.

Оборудование:

презентация;

музыкальный центр;

песни военных лет;

письма военных лет.

Раздаточный материал:

листы в виде языков пламени;

ручки.

Ход занятия

Эпиграф:

Помните!
Через века,
Через года,-
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда,-
Помните!

1 этап – вызов (10 минут)

- Ребята, прочтя эпиграф и посмотрев слайды, определите, о чём пойдёт речь на нашем классном часе. (Показ слайдов 1-5)

- Итак, о чём же мы поговорим? (Видеофрагмент)

- С какими словами ассоциируется у вас слово “война”? (Составление детьми кластеров и представление их)

- Почему о ВОВ необходимо говорить?

- Какие памятные места есть в нашем районе?

- Какую дату мы отмечаем в этом году и не раз на эту тему говорили? (Слайд 6)

- Есть события, происходившие в дни ВОВ, которые в памяти людей останутся навсегда. Об одном из таких событий мы сегодня и будем вести речь. Посмотрите видеоряд и попытайтесь догадаться, что это за событие? (Звучит 3 куплет песни “Я по свету не мало хаживал” и одновременно показ слайдов 7-11).

- Давайте сформулируем тему классного часа, (тема появляется на экране, слайд 12).

- Что вы знаете, о подвиге панфиловцев? (Учитель фиксирует на доске)

2 этап – осмысление (20 минут)

- Сегодня, мы постараемся расширить свои знания о панфиловцах и их подвиге. Представьте, что вы наблюдатели тех лет. Ребята, сейчас расскажут вам, что писали в те тяжёлые годы в газете “Красная звезда” от 27 ноября 1941 года. Вы очень внимательно слушаете и фиксируете на листах бумаги то новое, что услышите. (Речь детей сопровождается слайдами военных событий. После каждого выступающего проводится беседа по тексту - новое).

1 ребёнок (слайд 13)

“Несколько дней тому назад под Москвой свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии Панфилова. Фашистские танки приближались к окопам, в которых притаились наши бойцы.

Сопротивление могло показаться безумием. Пятьдесят бронированных чудовищ против двадцати девяти человек! Но советские бойцы приняли, его не дрогнув. Они не попятились, не отступили. “Назад у нас нет пути”, — сказали они себе.

Смалодушничал только один из двадцати девяти. Когда немцы, уверенные в своей легкой победе, закричали гвардейцам “Сдавайс!” — только один поднял руки вверх. Немедленно прогремел залп. Несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды выстрелили в труса и предателя. Это гвардейцы Красной Армии, не колеблясь, уничтожили одного, хотевшего своей изменой бросить тень на двадцать восемь отважных”.

2 ребёнок (слайд 14)

“Затем послышались спокойные слова политрука Клочкова: “Ни шагу назад!” Разгорелся невиданный бой. Из противотанковых ружей храбрецы подбивали танки, бросали навстречу им бутылки с горючим. В этот час горстка героев не была одинока. С ней была доблесть и честь Красной Армии, ее боевые знамена, великое народное благословение на беспощадную борьбу с врагом.

Один за другим выходили из строя смельчаки, но и в ту трагическую минуту, когда смерть пыталась закрыть им глаза, они из последних сил наносили удары по врагам. Уже восемнадцать исковерканных танков недвижно застыли на поле боя. Бой длился более четырех часов, и бронированный кулак фашистов не мог прорваться через рубеж, обороняемый гвардейцами. Но вот кончились боеприпасы, иссякли патроны в магазинах противотанковых ружей. Не было больше и гранат”.

3 ребёнок (слайд 15)

“Фашистские машины приблизились к окопу. Немцы выскочили из люков, желая взять живьем уцелевших храбрецов и расправиться с ними. Но и один в поле воин, если он советский воин! Политрук Клочков сгруппировал вокруг себя оставшихся товарищей, и снова завязалась кровавая схватка. Наши люди бились, помня старый девиз: “Гвардия умирает, но не сдается”. И они сложили свои головы — все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага! Подоспел наш полк, и танковая группа неприятеля была остановлена.

Мы не знаем предсмертных мыслей героев, но своей отвагой, своим бесстрашием они оставили завещание нам, живущим. “Мы знали, во имя чего идем на смерть, мы выполнили свой воинский долг, мы преградили путь врагу. Идите на бой с фашистами и помните: победа или смерть! Другого выбора у вас нет, как не было его и у нас. Мы погибли, но мы победили!”

Учитель.

“Погибшие герои Отечественной войны — двадцать восемь доблестных гвардейцев из дивизии Панфилова — завещали нам упорство и твердость, стойкость и презрение к смерти во имя победы над заклятым врагом” (слайд 16,17).

Герой подтянутый и строгий,
Стоит Панфилов у дороги,
Глядит в обветренные лица,
На поступь твёрдую полков
Глаза смеются, он гордится:
- Боец! Он должен быть таков!
Его боец!.. Пускай атака,
Пусть рукопашная во рву –
Костьми поляжет и, однако,
Врага не пустит на Москву!

Советское правительство наградило 28 гвардейцев, павших в боях под Москвой смертью храбрых. Им присвоено звание Героев Советского Союза (слайд 18).

...Они были стойкими до конца, они отдали жизнь свою, но врага не пропустили. На призыв политрука Клочкова: „Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!" — они, как один, ответили — ни шагу назад. И не отступили! Честь им и слава! (Слайд 19)

(Звучит 1 куплет песни “Тёмная ночь”)

- Вечерами, ночами, между боями солдаты вспоминали своих родных и близких и старались найти время, чтобы отправить им весточку, письмо с фронта.

- Вспомните, как выглядели письма во время ВОВ?

- Послушайте фронтовые письма. (2 девочки читают письма с фронта). (Слайд 20)

Письмо 1

Милая жена и любимая дочь!

...Наша часть действует хорошо. Иногда сила противника превосходит в 5-6 раз нашу, но мы сдерживаем его атаки.

Наши самолёты не дают немцам покоя. Особенно, Нина, “гитары” наводят ужас на фашистов. “Гитары” - это такое мощное оружие, что ты и представить не можешь... Когда воет “гитара”, немцы рвут на себе волосы...

Соскучился здорово, но ничего не попишешь, разобьём Гитлера - вернусь, обниму и поцелую. Пока до свидания...

Ваш любимый и любящий вас папа.

Младший политрук роты Василий Клочков погиб в бою у разъезда Дубосеково в ноябре 1941 года.

Письмо 2

Здравствуй, дорогая Мурочка.

Во-первых, спешу вместе с тобой разделить радость.

Мура, ты, вероятно, не раз слышала по радио, да очень много пишут в газетах о героических делах бойцов, командиров и в целом [про] мою часть. То доверие, которое оказано мне защита нашей родной столицы,оно оправдывается. Ты, Мурочка, себе представить не можешь, какие у меня хорошие бойцы и командиры, это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердцах каждого одно не допускать врага к родной столице, беспощадно уничтожать гадов. Смерть фашизму!

Мура, сегодня приказом фронта сотни бойцов и командиров дивизии награждены орденами Союза. Два дня тому назад я награжден третьим орденом красного Знамени. Это еще, Мура, только начало. Я думаю, скоро моя дивизия должна быть гвардейской. Есть уже три героя, наш девиз быть всем героями. Мура, пока все. Следи за газетами, ты увидишь о делах большевиков.

Теперь, Мурочка, как там вы живёте, как дела в Киргизии? Как учатся ребята? Очень о вас соскучился, но, думаю, скоро будет конец фашизму и мы вернёмся домой с победой!.

Целую, твой Иван Панфилов.

- 16 ноября 1941 год (видео фрагмент, слайд 21).

Бекхожин “Двадцать восемь” (слайд 22).

Кругом снега... Одни снега!
В лицо колючий ветер бьет,
Но двадцать восемь человек
По грудь в снегу идут вперед.

Иного нет у них пути,
Идут вперед они в снегу,
Чтоб стала русская метель
Могильным саваном врагу.

Чтоб с пулей в сердце мертвым пал
Отчизны нашей хищный враг.
И двадцать восемь залегли
На подступах к Москве, в снегах.

Вот с треском рухнула сосна,
За ней — вторая, — и пошло!
Горбатый танк немецкий полз,
Покачиваясь тяжело.

Бойцы пред боем поклялись:
- Отчизна-мать, пока мы тут,
Пока сердца стучат в груди,
К столице танки не пройдут!..

И двадцать восемь храбрецов,
Снег кровью обагрив, лежат
Изранены, почти без сил,
И в сумках больше нет гранат.

Вы смертью победили смерть!
Недаром ваша кровь лилась.
Все двадцать восемь — вы всегда
Бессмертны, будете для нас.

- Давайте, вернёмся к нашим записям – это то, что мы знали, а что мы узнали нового? (Сравнение)

3 этап – рефлексия (10 минут)

- Мы, люди, живущие в 21 веке, не можем не помнить событий ВОВ и оставаться равнодушными. Каждая семья хранит память о родных, погибших во время войны. Многие из наших близких встали на защиту Родины. Мы приглашали к себе в гости бабушку Дениса Жданова и беседовали с ней. Многие рассказывали о своих прабабушках и прадедушках. Мы ездили в город – герой Брест, где подробнее узнали о защитниках Брестской крепости. Мы знаем памятные места в нашем районе. Сегодня мы больше узнали о 28 героях-панфиловцах и их подвиге. Давайте свои мысли, чувства, эмоции, впечатления, возникшие сегодня в течение нашей беседы, запишем на цветных листах, которые есть у вас на партах. Эссе в виде 3-4 предложений. Работаем в группах по 3 человека, (звучит песня “Эх, дороги…”).

На доске появляется звезда. (Ученики выходят к доске и зачитывают эссе. На доске из языков пламени появляется вечный огонь).

- Я не могу остаться безучастной, и также написала несколько строк (…).

На доске появляется надпись: Никто не забыт, ничто не забыто.

- Вот и в нашем классе горит вечный огонь – огонь памяти и скорби героических подвигов наших воинов, которые отдали свои жизни, ради мира на земле, ради вас, ради будущего страны. Каждый язычок пламени, словно частичка вашего сердца. Почтим память героев минутой молчания (звук метронома, слайд 23).

Р. Рождественский

Помните!
Через века,
через года,—
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда,—
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,—
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,—
Пожалуйста, помните!
Во все времена бессмертной земли
Помните!
К мерцающим звёздам, ведя корабли,-
О погибших помните!
Заклинаю, -
Помните!

10.О патриотизме … О Родине.

Цели:

Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

Раскрыть значение слова «патриот».

Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для 
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

Вступительное слово.

Информационный блок.

Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Выводы.

Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». 
Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский — кто из нас не знает это имя? 
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33) 
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе. 
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»? 
– Обратите внимание на третью фотографию 
(звучит музыка «Священная война»)
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти. 
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков 
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни. 
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.

«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
Л.М.Леонов

«Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 класе по теме "Сталинградская битва"

Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения пр облемного урока с использованием информационных техн...

тест по теме "Сталинградская битва"

В материале представлен тест по теме "Сталинградская битва" для контроля знаний учащихся по истории по данной теме...

презентация на тему "Сталинградская битва"

Презентация может быть полезной для урока по истории, классного часа...

Урок сообщения новых знаний. Тема "Сталинградская битва" 9 класс

На данном уроке формируется у обучающихся общее представление о Сталинградской битве,  разъясняются планы немецкого командования; рассказывается о героической борьбе сталинградцев; показыва...

Классный час по теме: Сталинградская битва

Классный час, посвященный 70-летию Победы под Сталинградом...

Интеллектуальная игра "Умники" на тему "Сталинградская битва"

Материал можно использовать как закрепление изученного материала по теме "Великая Отечественная война",                         ...

Классный час на тему: "Сталинградская битва"

Сталингра́дская би́тва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецко...