Протокол классного родительского собрания
материал (6 класс)

Учанова Елена Юнионовна

Тема: «Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростка»

Цель:

1. Повысить знания родителей о роли семьи в  формировании  духовно-нравственных качеств подростка, в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

2.Довести до родителей информацию недопущении вовлечения детей в деятельность деструктивных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_klassnogo_roditelskogo_sobraniya.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол № 3

классного родительского собрания в 6 классе МКОУ Берёзовской СОШ

от 10.03.2023

Тема: «Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростка»

Всего по списку родителей: 9

Присутствуют: 9 человек

Отсутствуют: нет

Цель:

1. Повысить знания родителей о роли семьи в  формировании  духовно-нравственных качеств подростка, в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

2.Довести до родителей информацию недопущении вовлечения детей в деятельность деструктивных движений.

Повестка

                     1. Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростка.

2.Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.

3.Работа в группах.

4.Памятка « Рекомендации для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей в семье»

5.О деятельности деструктивных движений среди молодёжи. Рекомендации родителям по профилактике деструктивных поведений проявлений у детей и подростков.

По первому вопросу слушали выступление классного руководителя Учанову Е.Ю. о роли семьи в воспитании моральных качеств подростка.

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Вырастить эмоционально здорового ребенка становится все сложнее. Как правило, взрослые больше заняты улучшением благосостояния своей семьи. Их больше беспокоит то, чтобы их ребенок был накормлен, обут, одет, а на общение с ним нет уже сил, а часто и желания. Ребёнок остается один на один со своими переживаниями и проблемами. Какие бы метания не терзали ребенка, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к провалу детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что, не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» духовное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Уважаемые родители! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости
и опыта. Поэтому, традиции- это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Далее Елена Юнионовна остановилась на семейных традициях ,которые несомненно играют большую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка.

По второму вопросу Елена Юнионовна представила следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье (по Сухомлинскому В.А.):

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Однако, стоит помнить, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги» (П. Лесгафт), делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство родителя, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Отсутствие упреков.

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Наказание – крайняя мера.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Запрещение.

Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

8) Воспитание чувств. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Ограждение ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Ребёнок-зеркало семьи : как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.(В.А.Сухомлинский)
По третьему вопросу была проведена  работа в группах:

- Прошу вас порассуждать над вопросами

1 группа работает над вопросом

- Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

2 группа работает над вопросом

- Как семья может организовать безопасную среду для своего ребёнка?

Решение ситуаций

- Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить следующие ситуации в группах:

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил играть в компьютерные игры. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца разрешить ему посидеть за компьютером. Между родителями произошёл конфликт. Правильное ли наказание выбрал папа? Как бы вы поступили в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 6 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, аргументируя тем, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижался, но родители не реагировали на это. В чём ошибка родителей? Как не допустить подобной ситуации?

        По четвертому вопросу Елена Юнионовна раздала и ознакомила родителей с памяткой – рекомендацией для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей в семье.

Выводы (как памятка для родителей):

  • Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
  • Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
  • Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
  • Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
  • Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
  • Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
  • Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
  • Работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы.

По пятому вопросу Елена Юнионовна довела до сведения родителей информацию о деструктивном поведении подростков , вовлекаемых в различные группы.

Далее дала советы родителям:

Советы родителям

- Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

- Если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребенка или ваш домашний адрес).

- Стимулируйте ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем.

- Реагируйте, когда они этого не делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

- Будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь, кто его друзья в Интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет:

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.- Требуйте от вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.- Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

  1. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  2. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.
  3. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
  4. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
  5. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
  6. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  7. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  8. Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  9. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
  10. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  11. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз

Решение:

1.Родителям (законным представителям) обучающихся 6 класса взять к сведению полученную информация.

2. С целью недопущения вовлечения детей в деструктивные организации родителям усилить контроль за соблюдением правил Интернет-безопасности и руководствоваться рекомендациями родителям по профилактике деструктивных поведений проявлений у детей и подростков. (Постоянно)

3. Усилить контроль за соблюдением комендантского часа. (Постоянно)

             4.Рекомендовать родителям (законным представителям)в воспитании духовно-нравственной личности руководствоваться памяткой  для родителей. (Постоянно)

Классный руководитель 6 класса – /Учанова Е.Ю./

Председатель РК 6 класса - /Александрова  Н.С./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

протокол классного родительского собрания в 9 классе

классное родительское собрание по проблемам подросткового периода....

Протокол для родительского собрания (форма)

Форма протокола для родительского собрания....

Протокол организационного родительского собрания

Предлагаю классным руководителям протокол организационного родительского собрания....

Протокол общешкольного родительского собрания №1 от 29.11.2017г

Протокол общешкольного родительского собрания №1 от 29.11.2017г...

Протокол общешкольного родительского собрания №1 от 29.11.2017г

Протокол общешкольного родительского собрания №1 от 29.11.2017г...

Протокол 1 родительского собрания .

ТЕМА: Безопасность детей в руках взрослых.Повестка собрания:Безопасность детей в руках взрослых.Об учебных успехах и проблемах шестиклассников.Об организации внеурочной деятельности подростков.О ...