Выявление одаренности у школьников
статья

Светлана Васильевна Степанова

В работе показаны методики по выявлению одаренности ребенка для учителя, для родителей и самодиагностика для школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_odarennosti_u_shkolnikov.docx60.98 КБ

Предварительный просмотр:

                          Выявление одаренности у школьников.

          Новые федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

            Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.

               Для выявления способностей ребенка использую следующие методы:

- анкетирование,

- наблюдение во время уроков;  

-анализ проектной и групповой деятельности учащихся;

-беседы с родителями и учащимися.

           Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:

- применение индивидуального подхода в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время;

  -использование метода проектов;

  -участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.;

 - проведение предметных недель;

              Какие бы способности ни таились в ребёнке, сам он мало что сможет в себе развить и воспитать. Поэтому основными помощниками в этом ребенку должны стать учителя и, конечно же, родители. Эта связка видится как социальное партнёрство. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя.

                Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:  

-повышение психолого-педагогических знаний родителей;

-  включение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- взаимодействие учителя и родителей в развитии способностей ребёнка.

                В своей деятельности использую следующие диагностики:

                           

 

Тест - опросник                            самодиагностика для  определения уровня самооценки одаренного школьника

Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов

  1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
  2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
  3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
  4. Многие мне завидуют.
  5. Меня считают безынициативным.
  6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
  7. Я боюсь выглядеть смешным.
  8. Я считаю себя малосимпатичным.
  9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
  10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.
  11. Я не считаюсь с мнением собеседника.
  12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
  13. Меня считают эгоистом.
  14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
  15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
  16. Я чрезмерно скромен.
  17. Я чувствую никчемность своего существования.
  18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
  19. окружающие ждут от меня многого.
  20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.
  21. Бремя моих способностей меня удручает.
  22. Я склонен к риску и авантюрам.
  23. Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями
  24. Я смущаюсь от похвал.
  25. Мое высокомерие меня выручает.
  26. Я раз, что меня не понимают.
  27. Я чувствую себя в безопасности.
  28. Спорить я ни с кем не хочу.
  29. Я чувствую себя скованным.
  30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.
  31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
  32. Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под        мнения        других        людей,        «маскирует»        свои        способности,        избегает        случаи самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

Первичная диагностика одарённости детей педагогом

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.

Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик.. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики; 2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

  1. – если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время. Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.
  1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

1 2 3 4

  1. Обладает обширным запасом по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей это возраста).

1 2 3 4

  1. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4

  1. Легко «схватывает» причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задаёт много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4

  1. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке          

Умножьте на соответствующий коэффициент        1 2 3 4

Сложите полученные числа Общий показатель

Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Информация, полученная о ребенке по результатам данной учительской оценки, представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик                        Дата         Класс        Учитель                         Школа                  

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика.

Учебные характеристики.

 1. Имеет необычно большой запас слов.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

 3. Понимает смысл и причины действий людей.

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

 5. Поступил в данный класс, читая лучше, чем требуется в этом классе.

 6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики.

 1. Настойчив в поиске решения задания.

 2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

 3. Обычно прерывает других.

 4. Прилагает усилия для завершения действия.

 5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

 6. Упорный в отстаивании своего мнения.

 7. Чувствителен к мнениям других.

 8.Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может рассуждать о людях, событиях, вещах.

 9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики.

 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

 2.Проявляет        интерес        к        интеллектуальным        играм,        фантазиям (интересно, что случилось бы, если ...).

 3. Часто предлагает необычные ответы, с богатым воображением, рассказывает истории, склонен к преувеличению.

 4. С увлечением стремится рассказать другим о своих открытиях (голос возбужден).

 5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

 6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

 7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики.

 1. Берет на себя ответственность.

 2. Его любят одноклассники.

 3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, «налицо». Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа, мы здесь этих сложностей касаться не будем.

Эта характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в неполную среднюю или из неполной средней в старшие классы.

Методика оценки общей  одаренности

Общая характеристика. Разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4-        свойство        заметно        выражено,        но        проявляется        непостоянно,        при        этом        и противоположное ему проявляется очень редко.

    3- оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2- более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

О   - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдаленных во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введенных детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной        цели.        Умение        концентрировать        собственные        усилия        на        предмете деятельности,   несмотря   на   помехи.        Проявляется   в   поведении        и   во   всех        видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Диагностика творческого мышления учащихся

  1. Разминочный блок.
  1. Даётся слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 минуты). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребёнок записывает и свои слова. Высокий уровень развития способности – 9 и более слов.

Средний уровень – 7,8 слов. Низкий уровень – 6 и менее слов.

  1. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Р – И – С – Н – К –

Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении должны быть согласованы по родам, числам, падежам.   Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).

Экран оценки результатов задания.

Возраст детей

Уровни

высокий

средний

низкий

10-11 лет

4 и более

3

0-2

12 лет

5 и более

4

0-3

13 лет

6 и более

5

0-4

  1. Из трёх скороговорок выбрать одну и как можно быстрее её проговорить (устно).

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

Свинья тупорылая весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не доросла.

Быстро, чисто – 2 балла.

С погрешностями – 1 балл.

  1. блок.

Выберете тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

  1. Если бы я строил детский городок, то:

а) построил такой городок, которого нет нигде – 2

б) построил городок по предложенному типовому проекту -0

в) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1.

  1. Если я приглашаю друзей на свой день рождения, то:

а) пишу сценарий и готовлю сюрпризы – 2

б) говорю им время и надеюсь на родителей -0

в) участвую в приготовлении блюд для гостей -1.

  1. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:

а) простой – 0 б) сложный – 1

в) оригинальный – 2.

  1. Когда я чем то сильно очарован то:

а) пишу стихи – 2

б) просто любуюсь объектом очарования – 1 в) чувствую умиротворение – 0

  1. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:

а) читаю много дополнительной литературы – 2 б) подбираю материал попроще – 1

в) надеюсь на помощь учителя – 0.

  1. Для меня в общении самое главное:

а) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное – 2 б) поделиться своими бедами с друзьями – 1

в) просто провести время – 0.

  1. Если бы я стал учёным, то:

а) ездил часто за границу – 0

б) написал бы много полезных книг -1

в) совершил бы открытия на пользу всему человечеству -2.

  1. Из трёх тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:

а) которая Вам удобна -0

б) о которой Вам рассказали знакомые

в) которая является неизвестной тропинкой -2

  1. Мне хочется, чтобы в школе:

а). все учились в меру своих возможностей -1 б).все были дружными – 0

в). узнавали как можно больше нового – 2.

  1. Произнесите громко, отчётливо три скороговорки:

а) Жужжит над жимолостью жук. Зелёный на жуке кожух.

б) Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли. В) Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

  1. блок.

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих людей. Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:

полностью согласен - 0 не согласны - 2

не готов оценить данное высказывание – 1.

Идеи могут быть обезврежены только идеями (О. Бальзак).

Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

Способности, как и мускулы, растут при тренировке (И. Тимирязев).

Только глупцы и покойники не меняют своих мнений (Д. Оруэлл).

Беда, коль пироги начнёт печь сапожник, а сапоги тачать пирожник (И.Крылов).

Льстят тем, кого боятся (А.Чехов).

Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды (Р.Тагор).

Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён (В.Геге).

      Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой (Л.Толстой).

Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей (Д.Дидро).

Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В.Белинский).

  1. блок.

Способность преобразовывать структуру объекта. 22-24

В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь       или какое-то соотношение.

Вы должны определить какая связь или какое соотношение существует между этими

двумя словами и выбрать из четырёх предложенных ответов пару слов, между которыми существует также связь или то же соотношение.

Запишите в карточку номер ответа (правильный ответ – 2 балла).

22 МОРЕ - БАССЕЙН

  1. река – труба
  2. река – душ
  3. река – лука
  4. река – вода
  1. ВОЗРОЖДЕНИЕ - ПОБЕДИТЕЛЬ
  1. подъём – высота
  2. подъём – учитель
  3. подъём – гора
  4. подъём – спуск
  1. ПЧЕЛА – МЁД
  1. собака – шерсть
  2. кабан – мясо
  3. коза – молоко
  4. лошадь - хвост

25-27

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом соотношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор – 2 балла).

  1. БОЛЬНИЦА – ЛЕЧЕНИЕ

Институт

а) профессор

б) преподавание в) обучение

г) учреждение д) студент

  1. МУХА –ПАУТИНА

Рыба

а) паук

б) треска в) сеть

г) удочка

д) плавание

  1. СМЕХ – ПЕЧАЛЬНЫЙ

Горе

а) лёгкий б) клоун в) апатия

г) радостный д) мрачный

  1. блок.

Словесные ассоциативные способности.

Вам предлагаются в стимульном материале три слова.

Вы подбираете к ним такое четвёртое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.

Постарайтесь , чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными.

Вы можете менять грамматическую форму слова, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.

Стимульный материал

Наиболее типичные ответы

терпение, самолёт, идея        испытать

пустая, мозг, садовая                                                                     голова

  купить, душа, крутой        подарок

сердце, Вася., пойти        именины

случайный, дом, тайный        свидание

рыжий, морда, хитрый        лиса

надежда, соваться, сплошной        огонь

сразу, истоки счастье        находить

слабый, поход, монолит        знания

дуб, нутро, машина        бюрократ

море, много, особа        лень

светлый, идиот, крылья        мечта

карман, песок, юноша        часы

собака, сила, колесо        жизнь

змей, красный, печать        бумага

цветы, изумруд, крыша        ваза

Все результаты сводятся в общую таблица, где по вертикали заносятся фамилия, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы.

За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные – 1 балл.

Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).

Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.

Вы купались реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.

Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла.

Но Вы узнали, что 2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия?

Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия? Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа – 0 тривиальный ответ – 1 оригинальный ответ – 2.

Перечислите как можно больше способов применения каждого предмета (на обратной стороне карточки).

Велосипедная спица.

Зубная щётка.

Полиэтиленовая бутылка.

  1. блок ( контрольный ).

Да – 2 балла, трудно сказать -1, нет -0.

Мне приятно ощущать чувство новизны.

Мне удаётся представить то, что не бывает в действительности. 53.Хорошо ориентируюсь в трудной ситуации.

Часто ощущаю прилив творческих сил.

Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.

Оригинальные идеи часто посещают меня.

Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.

Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.

Я научился распознавать причины своих неудач.

Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей.

Я верю в свои способности и возможности.

Результат диагностики определяется следующим образом:

а) более 2/3 выполненных заданий с баллом - 2 (высокий уровень творчества),

б) не менее 1/2 выполненных заданий с баллом – 2 (средний уровень творчества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигат...

Проблемы выявления одаренности школьников

Проблемы выявления одаренности школьников...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой).

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)....

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями...

«Выявление одаренности школьника на уроках физической культуры, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности»

Цели:Совершенствование системы сохранения и  укрепления здоровья детей; Создание условий  для эффективного использования здоровьесберегающих технологий; Совершенствование системы в...

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)...