Классный час в 8 классе
классный час (8 класс)

Светлана Яншина

«Что значит быть патриотом сегодня?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_patriot.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Что значит быть патриотом сегодня?»

Цели:

- выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;

- определить роль патриотизма в жизни современного общества;

- сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Методы и приемы: метод «активного слушания», проблемные вопросы, требующие рассуждений, игровые методы.

Необходимое техническое оборудование: карточки с заданиями.

Основные понятия: патриотизм, патриот

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов. Упражнение “Салфетка”.Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?

Учитель: Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Учитель: Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.-Родина – это самое дорогое, что есть у человека, это святыня человека. Святыня! Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать. Родина для нас всё. - Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен.

-Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами.

Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о патриотизме.

Тема классного часа «Что значит быть патриотом сегодня?»….

В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение»… А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?

В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью классного часа“ Так давайте разберёмся, что есть патриот, патриотизм? Работа со словарями В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

“Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”. (Словарь В. И.Даля)

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”. (Словарь С.И.Ожегова) Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. (Д.Н.Ушаков. Толковый словарь).

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержание которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. ( Философский словарь)

Какого человека мы можем назвать патриотом? Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»

1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

5. Готов стать на защиту Отечества

6. Отстаивает престиж свой страны

7. Знает государственную символику

8. Готов отдать своей родине все силы и способности

9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

11. Знает свой родной язык

12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н.. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Так же многие поэты прославляли наше Отечество в своих произведениях, стихах , рассказах. Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники.

История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны,

1. Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам. (А. С. Пушкин)

О чем нам говорят эти строки? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы.

Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени, что-то вспомним, о чём-то вы услышите впервые.

Как вы думаете, каков он русский герой, защитник?

Самые первые защитники, имена которых дошли до наших дней – это русские богатыри. Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Богатыри».

Давайте вспомним их имена……

Образы богатырей, созданных Васнецовым, выразительны и индивидуальны. Известный художник Виктор Васнецов работал над своей картиной 17 лет. Художник, душа которого была наполнена беззаветной любовью к народу и к своей Родине, представил богатырскую заставу – заставу, мимо которой ни зверь не прошмыгнёт, ни птица не пролетит незамеченной.

Александр Невский.

Ученик: Великий полководец Александр Невский, который в тяжёлое время для Руси смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Димитрий Донской

Ученик: Великий полководец Димитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское войско на Куликовом поле, за рекой Дон. В Куликовской битве принимали участие и два монаха: Пересвет и Ослябя.

Ученик: Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Ученик: Прошли века, и на карте появилось государство Российская империя. И рубежи нашего государства были под надежной защитой.

Ученик: Александр Васильевич Суворов –За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения. Это было в период 18 века.

Ученик: Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

Ученик: В XX веке ко всем этим именам добавилось ещё имя великого полководца Великой Отечественной войны – Георгий Константинович Жуков. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых он проявил свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.

Ученик: Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству. Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. Это далеко не все патриоты своей Родины,было много других -известных и безызвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.

2. Каждый гражданин Российской Федерации должен знать историю своей Родины, её символику, её традиции. . Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

#1053;азовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

  • Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

  • Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.
  • Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

  • Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

  • Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги?

  • Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел?

  • Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

3. Служба в армии. Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной? (выступления учащихся) - А вы готовы выполнить свой гражданский долг? Конечно, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Учитель: Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней. Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов.

Проявить качества патриотизма можно и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю определить свою позицию в предложенной ситуации. Обоснуйте свой выбор.

Ситуационная игра

Ситуация 1.

Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы?

Ситуация 2.

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?

Ситуация 3.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Ситуация 4.

Закончив сочинение, Сережка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне было день рождения, и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая гуляла со своим внуком.

- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?

Ребята переглянулись, хочешь, не хочешь, а придется подобрать фантики.

-А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.

- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.

- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, поднимите её и выбросите!

Вот пристала. Сережка терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.

- Вот ещё,- ответил он старушке. – Будем мы ещё чужой мусор подбирать!.

- Значит, вы не патриоты! – вздохнув, сказала Никитична и подняла эту бутылку.

– Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!

Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:

- Оле-оле-оле-оле-оле! Россия – чемпион!

Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.

Дискуссия.

- Правы ли мальчики?

Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату. Но настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине.

- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами?

Если вы хорошо учитесь, помогаете своей школе, родителям, помогаете ветеранам, участвуете в различных акциях, например, «Помоги собраться в школу!» и т.д., то вы, конечно, пока юный, но истинный патриот.

Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.

Попробуйте составить портрет «гражданина-патриота России» (ученики заполняют рабочий лист)

Составление портрета «Гражданина-патриота России»

Продолжите предложения

Патриот – человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает___________________________________________________

Какого человека мы можем назвать патриотом сегодня?

Класс читает стихотворение:

Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Рефлексия: О чём говорили на классном часе?

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Неслучайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Растите хорошими людьми, достойными гражданами России! Я хочу, чтобы этот классный час побудил вас к активным действиям во благо школы, поселка, людей, живущих с вами рядом. Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Итоги можно рассматривать как некую памятку для ребят – по желанию ее можно распечатать и раздать учащимся.

«Как стать патриотом своей страны?»

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твой родители, где зародилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям.

Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше у тебя будет друзей. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных.

Проявляй себя с позитивной стороны, показывай свои знания и умения.

Не будь равнодушным и безразличным.

Испытывай гордость за людей, прославляющих нашу страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России.

В тяжёлое для Руси время пришлось действовать князю Александру Ярославичу.

-Знал я, что Ливонский орден, не в пример хвастливым шведам, куда опаснее и мощнее. Трубы позвали в новый поход! И встретились мы на Чудском озере – многое множество. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лёд на озере задвигался. Немцы бросились в ледяные просторы Чудского озера, которое поглотило большую часть ливонцев.

И мы как будто слышим голос древнего летописца:

-Такого поражения не знал до того времени орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Знать, запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского запомнились.

А сказал он такие слова:

-Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. И пусть без страха жалуют к нам гости. Но если кто с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет земля русская.

-Братья, не могу видеть вас побеждаемых. Хочу с вами общую чашу испить. И, коль придётся, умереть с вами той же честной смертью.

Над гривой его коня блеснул меч... И был треск и гром великий от переломанных копий и от стука мечей. Сеча для татар обернулась позорным поражением. Мамаево воинство обратилось в бегство

суворов.

-И это так, ведь истинная слава не может быть отыскана. Она проистекает из самопожертвования на пользу блага общего. Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества.

Личным примером завоевал Суворов сердца солдат. Всё, чему он учил их и чего от них требовал, было пройдено и проделано им самим.

Он отличился при взятии Кракова и крепости Туртукай. На реке Рымник он разбил стотысячное турецкое войско, за что получил высший русский орден Андрея Первозванного.

-Для окончательного изгнания турок с северных берегов Чёрного моря нужно было взять крепость Измаил. Я начал штурм, и вскоре крепость пала. Российские знамёна развевались на стенах Измаила.

Суворову было пожаловано звание фельдмаршала. Он разгромил непобедимых наполеоновских маршалов. Во время швейцарского похода он совершил переход через Альпы. Оказавшись в окружении, пробился сквозь неприятельские войска и вывел русскую армию из окружения. За эти подвиги ему было присвоено звание генералиссимуса.

Что такое символ?

Символ в переводе с греческого - знак опознание предмета.

Сегодня мы на уроке познакомимся с символами нашего государства. А это

Герб

Флаг

Гимн.

Символы государственного суверенитета закреплены законодательно. В Конституции РФ. Что такое суверенитет?

Герб Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. На гербе изображен двуглавый орел золотого цвета – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Иван 3.

. Этот герб появился в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван 3. Внутри российского герба – герб Москвы. Герб- это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

Герб Флаг РФ. Флаг РФ

Флаг. Сообщение обучающегося (использование презентации).

В 1693 году на корабле в Архангельске Петр 1 поднял флаг. Его официальное описание таково: Верхняя полоса – белая, Средняя полоса – синяя, Нижняя полоса – красная. На синей полосе – золотой с царской короной орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Георгием без змея. Красный цвет – цвет крови, символ отваги, синий – небесная сфера символ Богоматери, белый -- олицетворяет мир, чистоту

Флаг РФ

. 11 декабря 1993 г президент РФ подписал указ о государственном Флаге РФ. День государственного флага Российской Федерации – 22 августа.

гимн РФ

Гимн - торжественная, хвалебная песня. Первый официальный гимн появился после победы над Наполеоном. В 1815 г. появился под названием «Молитва русских». Автором был поэт Жуковский . Россия знала еще несколько мелодий. Одна из них принадлежит автору оперы М.И. Глинке «Жизнь за царя

Гимн РФ

. Далее были «Марсельеза», «Интернационал» оставался гимном СССР до 1944 г. Гимн современной России принят Гимн РФ в 2000 г. Музыку написал А. Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

Символы, о которых мы сейчас говорили часть нашей истории. Отношение к ним - это отношение к государству. Оно должно быть уважительным .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хроника событий третьей четверти (Отчёт-эссе учителя математики 6А,7Б,7В, 8А классов, классного руководителя 8А класса Тахтараковой В.А.)

Закончилась ещё одна учебная четверть. Самая длинная и тяжёлая. По итогам этой четверти 12 ребят стали ударниками учёбы....

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...

Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения.     1.1. Классный руководитель  является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Классный час на тему "А классный ли наш класс?"

Представляю вашему вниманию свою разработку классного часа. Тема классного часа ("Классный ли наш класс") является очень актуальной как для учащихся 5 класса, которые только начинают свой путь в средн...