Воспитательная система класса
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ирина Геннадьевна Романенко

Юнармейское движение. Класс= отряд 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Различные типы воспитательных систем (они выделяют четыре основных типа воспитательных систем в зависимости от доминирующей ориентации: рационально-познавательной, нравственно-культурной, социальной, индивидуально-личностной) детерминируют ведущие роли классного руководителя:

- "контролер", обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный

процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выясне-

ние отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирую-

щими учебно-воспитательный процесс);

- "проводник по стране знаний", создающий условия для развития познавательного

интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особен-

ностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных ме-

роприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразо-

вании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

- "нравственный наставник", содействующий соблюдению учащимися норм и пра-

вил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между

учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нрав-

ственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуаль-

ная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном

учреждении);

- "носитель культуры", помогающий освоить культурные ценности, на основе ко-

торых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, кол-

лективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о

культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

- "старший товарищ", помогающий включиться в различные виды деятельности,

берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, ор-

ганизация коллективной творческой деятельности);

- "социальный педагог", способствующий решению различных социальных

проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, за-

щита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

- "фасилитатор", оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопреде-

лении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная рабо-

та с учащимися).

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в

соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики, как:

- тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

-методика М.И. Шиловой "Изучение воспитанности учащихся

- методика Б.П. Битинаса "Диагностика ценностных отношений школьника"

- тест А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"

- анкета "Я и моя школа"

- методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина

- методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С.

Немова

- методика Л.В. Байбородовой "Исследование мотивов участия школьников в сов-

местной деятельности"

- методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой "Диагностика лич-

ностного роста школьников

Использование классным руководителем в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.

Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.

 задачи:

1) совершенствовать работу творческого объединения бумажного моделирования, из-

брав его системообразующим фактором воспитательной системы;

2) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каж-

дого ребенка;

3) развивать познавательную активность учащихся;

4) способствовать формированию основ культуры общения и построения межлич-

ностных отношений;

5) осуществлять коррекцию поведения и развития учащихся.

6)научить детей конструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и

культуросообразно выражать свои чувства и мысли.

. Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы класса

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной систе-

мы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение трех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями  образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности;

- нравственный (ценностный) потенциал - восприятие и понимание учащимися таких

ценностей, как "семья", "школа", "учитель", "Родина", "природа", "дружба со сверст-

никами", "уважение к старшим", потребность выполнять правила для учащихся, уме-

ние различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия

и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, обществен-

ных местах, правила уличного движения;

- познавательный потенциал - наблюдательность, активность и прилежание в учебном

труде, устойчивый интерес к познанию;

- коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умения-

ми и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувство-

вать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность

первичных навыков саморегуляции;

- художественный потенциал - эстетическая восприимчивость предметов и явлений в

окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, ин-

дивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

- физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремле-

ние стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Связи с внешкольными учреждениями

Расширение культурно-образовательного пространства, как свидетельствуют ре-

зультаты многочисленных исследований, позитивно влияет на процесс интеллектуального,духовно-нравственного и физического развития детей. В этой связи представляется педагогически целесообразным использовать воспитательный потенциал действующих в микрорайоне школы и других частях города учреждений дополнительного образования,культуры и спорта (Дом детского творчества, планетарий, центр образования "Подросток" стадион "Локомотив", кинотеатр "Смена", детская библиотека и др.). Например, регулярное посещение детской библиотеки № 7 позволяет ученикам более глубоко и детальноознакомиться с основными направлениями работы этого учреждения, научиться правильно вести себя в нем и пользоваться его услугами

С каждым годом воспитательное пространство класса расширяется. Это связано с тем,

что ежегодно увеличивается число памятных мест Пскова и Псковской области, где побы-

вали ученики 7 "Б" класса

II. Ценностное основание воспитательной системы

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном со-

обществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к

реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей,

52

индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопо-

знания, самостроительства и саморефлексии.

Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию образован-

ной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыраже-

нию.

Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:

1) способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и

эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

2) внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей,

поддерживать и обеспечивать ее становление;

3) пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной

самооценки и чувства самоуважения.

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллек-

тивное ценностное самоопределение посредством осознания и приятия таких ценностей,как:

- свобода (реализация права выбора одного из возможных варианта проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);

- требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения  намечен

ных целей);

- любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир,познавай и самого себя);

- самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийтина помощь);

- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценива-

ется как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);

- сотворчество  (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...