Классный час "День родного языка"
классный час (10 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Классный час "День родного языка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "День родного языка"28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 21 февраля – День родного языка.

Цели: Познакомить учащихся с «Международным Днем родного языка»; формировать понятие «родной язык»; воспитывать уважение и любовь к родному языку; обогащать духовный мир детей; обогащать речь детей пословицами, поговорками.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.  (1 слайд)

  1. Постановка задач

Тема классного часа сегодня – Международный день родного языка. И мы поговорим о том, как важен для всех их родной язык, как в России сохраняют национальные языки,  проведем небольшую викторину на знание русского языка и поговорим, как нам сохранять родной русский язык.

  1. Рассказ учителя

Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила  21 февраля  Международным днем родного языка. Этот праздник призван   способствовать языковому и культурному разнообразию. Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передают все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них стараются всеми силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

Россия всегда была многонациональной страной. Каждая нация – это наповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.  Более 160 языков звучат в нашей стране. Назовите, народы каких национальностей проживают на территории России.

Татары, чеченцы, башкиры, армяне, украинцы, турки, дагестанцы, чуваши, якуты, ненцы, осетины, коми, евреи, марийцы, карелы, чукчи, удмурты,… и многие другие. Более 160 национальностей, говорящих на собственных языках, проживает на территории России.

Наше государство заботится о сохранении  языков народов нашей страны. Один из основных принципов государственной национальной политики России – поддержка и защита культуры и языков народов нашей страны. Государство гарантирует всем ее народам, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения, признает равные права всех языков народов РФ на их сохранение и развитие. В школах России функционирует более 100 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык изучают в качестве предмета и факультативно. Создан фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ.

Но государственным языком является только один язык – русский. То есть русский язык является не только средством общения в быту и на работе, но и официальным языком государства. Это язык науки, производства и, конечно, культуры.

И для нас с вами родным языком является русский. Русский язык – один из самых богатых языков мира.

«…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!», - писал  Иван Сергеевич Тургенев.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - говорил  Константин Георгиевич  Паустовский

  1. Стихи

Даниил, Даниил, Галя и Илья подготовили стихи о родном русском языке.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

Он язык Земли и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться в праве ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

На языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже семнадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

«За Родину!» - народ сказал

На русском языке!

  1. Викторина

А сейчас мы проведем небольшую викторину на знание языка.

Мудрость каждого народа заключается в устном народном творчестве: пословицах поговорках, сказках, народных песнях.

1 конкурс «Продолжи пословицу»

Поспешишь… – людей насмешишь

Не спеши языком…- торопись делом

Что посеешь… - то и пожнешь

Без труда… - не выловишь и рыбку из пруда

Семь раз отмерь… - один отрежь

Глаза боятся… - а руки делают

Сам пропадай… - а товарища выручай

В гостях хорошо…- а дома лучше

Готовь сани летом…- а телегу зимой

За двумя зайцами погонишься…- ни одного не поймаешь

Крепкую дружбу топором…- не разрубишь

Землю солнце красит, а человека… - труд

Хочешь есть калачи…- не сиди на печи

Делу время…- потехе час

Правильно говорить и писать на родном языке – значит, уметь размышлять и выражать свои мысли.  Ваши младшие друзья (начальные классы) покажут,  как бывает, когда не учат родной язык…

(показывают учащиеся начальных классов)

  1. Сценка “Словечки-колечки”.

Автор.

Грустный, сонный, невеселый

Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка

“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Женя сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Женя! Женя! Брось лениться!

Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

Получить образованье.

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас –

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Женя в полминуты

Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Автор.

Женя вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту

Взялся за работу.

3 конкурс «Словарик»

Вот мы сейчас проверим, как вы знаете словарные слова. Надо вставить пропущенные буквы в слова.

Беседа, вагон, восток, комната, завод, морковь.

Всем нужно стараться грамотно писать. А для этого изучать русский язык. И если вы не знаете, как писать то или иное слово, надо посмотреть в словаре или спросить в интернете.

3 конкурс «Один – много»

Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном.

Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Мука - … (нет мн.числа)

Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)

День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)

Цыплёнок - … (цыплята)
Щенок - …(щенки)

Молоко - … (нет мн. числа)

Теленок - … (телята)

Мечта - … (мечты)

Панда – (нет мн. числа)

4 конкурс «Крылатые выражения»

Объяснить смысл крылатых выражений:

Во весь дух – быстро

Кривить душой – лгать

Знать назубок – выучить

Оказаться у разбитого корыта – остаться ни с чем

В час по чайной ложке – медленно

Зарубить на носу – запомнить

Чесать языком – болтать

Делать из мухи слона – преувеличивать

Ушки на макушке – внимательно

Витать в облаках – мечтать

Кожа да кости – худой

Раз, два и обчелся – мало

Вставлять палки в колеса – мешать

В двух словах – коротко

Язык проглотить – молчать

Повесить голову – печалиться

Мастер на все руки – умелец

Играть первую скрипку – быть главным

Идти в ногу – действовать согласованно

Стреляный воробей – опытный человек

Бросать слова на ветер – говорить зря

Говорить сквозь зубы – неохотно

А теперь по картинкам определите, какое крылатое выражение спрятано.

ФИЗМИНУТКА

  1. На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
  2. Сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э).

На одном выдохе произнести скороговорки: «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки», «На скамеечке у дома целый день рыдала Тома».

5 конкурс «Ударный»

 И писать и говорить надо грамотно. Часто бывают ошибки в постановке ударения. Вот сейчас вам надо расставить ударение в словах. Какая команда справится быстрей.

Банты, торты, шарфы, баловать, звонит, свекла, завидно, логин.

А если вы не знаете, как правильно произносить слово, то нужно посмотреть в словаре или спросить в интернете.

Вот какой многогранный русский язык.

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку, и вызвать слезы, породить веру в человека, и заронить недоверие».

  1. «Стена добрых и вежливых слов»

Записать на доске как можно больше добрых, вежливых слов.

  1. Сценка «Сбережем русский язык!»

Автор:

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

1 ученик: Эй, Федька, братан! Прикинь, че вчера было. Мы токо

классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то

прибило, потом накрыло и я залип.

2 ученик: Так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И вообще, что за слова?! Где ты таких  набралась?!

1 ученик:  Оооу... Тяжелый случай... По-моему, ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все подростки общаются.

2 ученик: Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти ваши словечки засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания...

Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно.

1 ученик: По-моему, ты  преувеличиваешь ...

2 ученик: Мне так не кажется. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.

Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая  погода хорошая». А он мне: « ( ».

Я ему: «А может тогда в кино?». Он: « ) ».

Я ему «Попкорн с собой возьмем?». Он « ))».

Я ему: «Увидимся». И он мне: « ))) »

Вот и поговорили! Он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

1 ученик: Ну, и что тебя не устраивает? И так же все понятно! И время

экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю,

скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.

2 ученик: Что? И как ты себе это представляешь?

1 ученик: Да легко! Во, смотри.

«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

Пушкин

(все это на экране показано с помощью смайликов)

2 ученик: Дааа, с такой речью мы скоро к наскальной письменности вернемся.

Коверкают речь, слова искажают,

Картинки и смайлики всем отправляют.

Слов иностранных тьма появляется,

От этого речь наша лишь засоряется!

На русском писали Тургенев и Горький,

Есенин, Толстой, Пастернак и не только…

Так будем язык сохранить мы стремиться,

Чтоб наши потомки могли им гордиться!

  1. «Вирусы»

Посмотрите,  на нашу стену добрых слов пробрались вирусы! (че, ок, короче, типа, в натуре, прикинь) Что будем делать с ними? Избавляться! (учащиеся срывают надписи, сминают и выбрасывают в урну)

Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

  1. Цитаты

Русские писатели всегда говорили о том, что надо беречь русский язык

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» Виссарион Григорьевич Белинский

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками!»
Иван Сергеевич Тургенев


«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является… необходимостью»
Александр Иванович Куприн

  1.  Памятки

Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой? (учитель раздает памятки)

Говори грамотно и вежливо!

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Говори вежливые слова.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если тебя поправляют, прислушивайся.

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

8. Избавляйся от слов-паразитов.

9. Если это возможно, старайся употреблять русские слова вместо иноязычных.

10. Правильно ставь ударение в словах.

11. Если не знаешь, как правильно произнести или написать слово, посмотри в словаре.

  1. Итог

Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять ее культуру и традиции, владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Знай и береги родной язык"

В рамках реализации ФГОСов  учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся....

Презентация классного часа Международный день родного языка

21 февраля-Международный день родного языка...

Классный час "Путешествие в прошлое родного языка"

Цель:Проследить основные этапы развития родного языка,формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его в...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Классный час, посвященный родному языку

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален....

Классный час "День родного языка"

Разработка классного часа по теме "День родного языка"....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...