Коммуникативные формы девиантного поведения.
статья
Формы и причины коммуникационного девиантного поведения личности в современном обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ольга Александровна Дмитренко
ВВЕДЕНИЕ
Формирование человека как личности – процесс социальный. Известно, что уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности человек входит в бесконечное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самой личности. И эти отношения человека с окружающей действительностью, по мнению Л.С. Выготского, есть отношения, «осуществляемые с помощью или через другого человека» [3], реализуемые в общении. Целью общения является удовлетворение людьми своих социальных и духовных потребностей. Основными мотивами общения являются потребности в познании и самопознании, в духовном и эмоциональном контакте, в безопасности, в психологической защите, в признании, в престиже.
В настоящее время – время прогресса и постоянного потока информации, как положительной, так и негативной – актуальной становится проблема коммуникативных девиаций и их последствий. Страх, враждебность, угрозы – как следствия некоторых форм поведения – чаще всего разрушительно действуют на людей и затрудняют межличностное взаимодействие. Такие стрессовые факторы, как изменение образа жизни, бытового уклада и характера трудовой деятельности, смена привычных стереотипов поведения неизбежно сказываются на состоянии психического и психологического здоровья, снижая эффективность социализации и уровень социализированности личности, что приводит к коммуникативным девиациям.
Установлено, что в ответ на жизненные трудности у людей возникают переживания чувства неуверенности в своих силах, незащищенности, неопределенности, тревоги и потери опоры, которые проявляются в нервно-психических и психосоматических расстройствах, в девиантном поведении.
В результате несоответствия индивидуальных, коммуникативных, этнокультурных, возрастных, социально-психологических особенностей личности требованиям и условиям современной жизни многие люди становятся «жертвами социализации», что проявляется через разнообразные девиации поведения.
Выбор темы «Коммуникативные формы девиантного поведения» обусловлен необходимостью повысить уровень психологических и педагогических знаний.
Цель данного исследования: изучить формы и причины коммуникационного девиантного поведения личности в современном обществе.
Задачи:
- описать формы коммуникационного девиантного поведения;
- рассмотреть причины коммуникационного девиантного поведения.
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятия «норма» и «девиантное поведение» при общении
Трудность в распознании коммуникативной патологии личности состоит в том, что девиации (лат. deviatio – отклонение) чаще проявляются скрытно и касаются нормальных людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами [5]. Взяв за исходную точку понятие «норма», мы, вслед за Г.А. Аванесовым, под девиациями понимаем «действия, несоответствующие заданным обществом нормам и типам» [2].
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Хотя во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, бороться или хотя бы корректировать девиации личностей.
С развитием глобальной сети коммуникаций возросла необходимость обмена имеющейся информацией между людьми. Однако этот обмен и та скорость, с которой он происходит, несёт в себе не только положительные стороны, но и негативные, такие как возникновение непонимания между людьми, отсутствия общения «для души», а не только общения, связанного с выполнением одного вида деятельности. Одной из таких отрицательных сторон является возникновение коммуникативных девиаций, то есть нарушений в процессе общения, которое, как известно, имеет в своем составе потребности, мотивы к общению и средства общения (речь, жесты, движения, мимика с эмоциональными реакциями и т. п.). Эти нарушения, прежде всего, связаны с формированием определённых особенностей характера и зависят от того, что нарушается у человека: потребности, мотивы или средства общения.
1.2. Коммуникативные формы девиантного поведения
Коммуникативные девиации заключаются в недостижении адресатом коммуникативной цели, в отсутствии взаимопонимания и согласия между участниками коммуникации.
Наиболее известные коммуникативные девиации:
- аутистическое поведение,
- гиперобщительность,
- конформное поведение,
- конфликтность,
- псевдология,
- елейность,
- агрессия,
- фобическое поведение.
Одним из важных признаков аутистического поведения является невовлеченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется нежеланием приспосабливаться к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, грёз, отказом от общения и выбором одиночества, несмотря на глобальную сеть коммуникаций. Одиночество – это не только самоизоляция, ограничение контактов и внутренняя направленность интересов, это еще и эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Именно на основании эмоциональной самооценки возможно разделение одиночества на гармоничное и дисгармоничное, то есть сопровождающееся негативными переживаниями по поводу изоляции и отсутствия контактов или принимающее безэмоционально и неоценочно как данность положение вне общества и контактов. Первое следует обозначить как собственно одиночество, второе – как аутизм.
Таким образом, понятие одиночества включает и переживание его, а аутизма – чисто внешние показатели одиночества и изоляции. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причём у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособны к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.
Одинокая личность – это депрессивная или подавленная личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Одинокому человеку более чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности. Кроме этого одиночество влечёт за собой специфические межличностные проблемы. Человек легко раздражается в присутствии других людей, очень агрессивен, склонен к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывает психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках.
Психологами установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что длительный опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая её более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества, и как следствие снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкая самооценка, в конечном счёте, подрывает чувство собственного достоинства у человека и, как следствие, влечёт за собой девиантное поведение личности. Предпочитаемый способ реагирования человека не одиночество – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое поведение. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение и развитие одиночества заключается в в нежелании человека принять реальность такой, какая она есть, и соответственно нежелании принимать и понимать окружающих людей с учётом их недостатков и достоинств. Одиночество – это один из путей, помогающих человеку уйти из реального мира, однако, имеющий достаточно серьёзные последствия в виде различного рода проявлений девиантного поведения.
Противоположный тип поведения – это гиперобщительность [5], которая буквально «захлёстывает» человека. Его представители – люди общительные до неприятного: с повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такой личности становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, а иногда и хронической манией – состоянием длительного повышения настроения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает окружающих, поскольку конфликты у такой личности происходят из-за ее неумения и нежелания слушать собеседника. Такая личность постоянно стремится во что бы то ни стало быть в центре общения, для неё это самое главное. Суперобщительному человеку другой человек нужен только как предмет для собственного самовыражения.
Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящее. Конформист – это человек без свойств. Основная его способность – быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы.
Конфликтное поведение наоборот, сопровождается напряженностью в отношениях и необходимостью разрешить противоречия. Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, трафаретно говорить, используя, к примеру, бюрократический язык.
Особой разновидностью коммуникативных девиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме отклоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать ложные высказывания. Он лжёт не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения внимания к собственной персоне или для провоцирования окружающих. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечение внимания, радость от введения в заблуждение или запутывание собеседника, успокоение от причинения партнеру вреда) [4].
В сфере общения выделяется такой феномен как елейность поведения. Данный тип коммуникативной девиации встречается часто при эпилептических изменениях личности, а также в рамках эпилептоидных черт характера. Под елейностью понимают слащавость, умильность и угодливость в обращении с окружающими, которая воспринимается как неестественность и нарочитость, тем более, что за подобным внешним поведением редко стоят истинные чувства и эмпатия [4].
Одной из наиболее социально значимых и потенциально опасных является коммуникативная девиация в виде поведения, основанного на агрессии. Агрессия – это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, она возникает в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость, раздражительность, быстрая потеря самообладания. Неадекватно резкую реакцию часто вызывают даже мелочи.
Часто встречается такая форма коммуникативной девиации, как фобическое поведение, которое характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, базирующегося на каком-либо реально обоснованном или необоснованном навязчивом страхе (фобии) [5].
2. ПРИЧИНЫ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Если проблема общения ставится как психологическая, то, несомненно, следует говорить о процессе, в который вовлекается личность. Изучение собственно личностного общения предполагает учёт основной характеристики личности – наличия субъективного внутреннего мира [7]. Рассматривая личность в общении, психологи связывают выбор поведения личности с индивидуальными детерминантными свойствами, такими как эмоциональная чувствительность, раздражительность, агрессивность, склонность к насилию – с одной стороны, и сдержанность, уступчивость, конформизм – с другой.
В целом причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в общении, весьма различны. Для удобства проблемы общения объединяют в три основные группы:
1) установки, отрицательно влияющие на процесс общения;
2) эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;
3) поведение, осложняющее процесс общения.
Такое деление весьма условно, потому что трудности, возникающие на одном из уровней, затрагивают и остальные [7].
Проблемы общения, вызванные неверными социальными установками, являются распространенными, но в то же время они легко поддаются коррекции. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом и, особенно, с представителями противоположного пола. Среди упомянутых представлений можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе.
Различные эмоциональные состояния, которые затрудняют общение, связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны. Их можно обозначить как жалобы: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь» и т.п.
Поведение, затрудняющее общение с другими людьми, можно охарактеризовать через трудности, которые человек испытывает в сфере общения: ригидность, странность, противоречивость в поведении с другими людьми. Обобщим эти трудности в виде схем, подобных схемам межличностного конфликта, предложенных К. Хорни:
1) чрезмерная направленность на других – повышенная активность в приобретении контактов, которая чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетится, говорит, звонит);
2) чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок;
3) чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты [7].
«При анализе личностных поступков необходимо помнить о том, что в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным. Часто коммуникативные расстройства обусловлены тем, что например, к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Поэтому особенно часто страдают неврозами дезадаптированные школьники» [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев предложенную проблему, изучив ряд психологической и социологической литературы, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, улучшение материальной жизни современного общества, создание техники, облегчающей выполнение той или иной деятельности, влечет за собой отнюдь не положительное влияние на психическое состояние личности и взаимоотношения людей. Одной такой отрицательной стороной является возникновение коммуникативных девиаций личности.
Во-вторых, причины и механизмы коммуникативных девиаций разнообразны и могут лежать в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий, языковой компетентности коммуникантов.
В-третьих, наиболее распространенными коммуникативными девиациями личности в современном обществе являются аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, елейное поведение, конфликтность и фобическое поведение.
В-четвертых, огромное разнообразие типов коммуникативных девиаций требует их систематизации и классификации, так как в социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения. Это происходит потому, что учёные используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций.
В-пятых, изучение причин, механизмов и типов коммуникативных девиаций дает возможность осуществлять отбор наиболее адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность (изоляцию, лечение, коррекцию и развитие, психотерапию или их комбинации).
Практическая ценность исследования состоит в том, что я, в своей работе учителя, смогу распознавать и определять различные коммуникационные девиации, планировать индивидуальную работу с учащимися в качестве классного руководителя.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Е.Н. Основы теории языковой коммуникации. – Севастополь, 2008.
- Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. – М., 1980.
- Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребёнок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М., 1993.
- Косырев В.Н. Клиническая психология: учебно-методич. комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии. – Тамбов, 2003.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособ. – М., 2001.
- Поцулко Е.А. Коммуникативные девиации личности / Журнал Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42).
- Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суицид как форма девиантного поведения подростков
В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....
Различные классификации и формы девиантного поведения
Документ содержит информацию о различных классификациях и формах проявления девиантного поведения...

Доклад. Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...

Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...

Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков.
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков. Добрый день – уважаемые родители! Я социальный педагог школы . Большое внимание в своей работ...

Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике
Вот они вечные истины эти:Поздно заметили…мимо прошли…Не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли! С. Давидович...
