Культуры народов России
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 9»
Методическая разработка
(Подходит для проведения классных часов, факультативных занятий, мероприятий в школьном лагере в 6-9 классах)
«Культуры народов России»
Автор: Евстифеева И.О., учитель истории
Тема: Культура и религия разных народов России
Цель: создание благоприятных условий для воспитания мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций разных стран, цивилизаций, народов;
Задачи:
Воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека; способствовать воспитанию ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю, поликультурный мир, свобода личная и национальная;
Развивающие: способствовать развитию умения планировать деятельность по рациональному плану выполнения задания; способствовать развитию умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы; способствовать развитию логического, наглядно-образного мышления, произвольного и устойчивого внимания;
Образовательные: способствовать формированию понятий «религия» и «культура», понимания их взаимосвязи; способствовать развитию умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Планируемые результаты:
Личностные: трепетное отношение и любовь к Родине; чувство ответственности и причастности к истории России; учебно-познавательный интерес к новым знаниям и способам решения новых учебных задач; способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; воспринимать научный текст на слух, анализировать, выделять главное; преобразовывать информацию;
Формирование регулятивных УУД: определять и формулировать цель своей деятельности; составлять план действий; сохранять цель деятельности на протяжении всего занятия; анализировать результаты своей деятельности;
Формирование коммуникативных УУД: работать в группах; прислушиваться к мнению других членов группы; добывать научные знания из общения с учителем; не допускать агрессивного поведения в группах; аргументировать и доказывать свою точку зрения;
Предметные: умение добывать информацию из различных источников; строить высказывание по теме урока из 4-5 предложений;
Уровни внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: Приобретение школьником социального знания. Достигается во взаимодействии с педагогом.
Основные образовательные ресурсы: интерактивная доска, карточки для работы, толковый словарь.
Возрастная аудитория: 6-9 классы
Ход занятия
- Подготовительный этап.
- Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас в полном составе и в хорошем настроении.
- Подумайте, как правильно организовать успешную работу на занятии, какие правила нужно соблюдать?
- Как вы думаете, почему вы разделены на группы? Вспомните правила работы в группах. Как нужно себя вести, чтобы группа была дружная и активно работала? Чего нельзя делать? Молодцы.
- Выберите командира вашей группы. Командир должен правильно и честно распределять обязанности в группе, следить, чтобы все участники группы были заняты работой, еще командир отвечает за работу всей группы.
- Приступим к работе.
- Актуализация знаний
- Мы с вами часто говорим о культуре. А кто сможет объяснить, что это такое? (Учащиеся пытаются объяснить значение слова.) Я вам предлагаю вывести краткое значение слова «культура», прочитав значение в толковом словаре.
- Вы очень плодотворно поработали в группах и смогли прийти к общему мнению. Вы все правы, так как культура - это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом
- Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. Например, становится более заботливым, менее ленивым. Главное в культуре – это причина, по которой человек решает поступать так, а не иначе.
- Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах. Мы с вами сейчас в этом сможем убедиться. Я предлагаю отправиться вам в небольшое путешествие по нашей стране
3. Основной этап
На территории нашего государства проживает более 190 народов.
Северные народы
Начнем мы наше путешествие с полуострова Камчатки и Чукотского автономного округа.
На земле Камчатки и Чукотки проживали и проживают такие малочисленные народы, как: Чукчи, Ительмены, Коряки, Алеуты, Эвены, Камчадалы. На полуострове Таймыр проживают ненцы.
Слайд 2 Остановимся мы на чукчах и ненцах.
Чукчи
Слайд 3. Название народа произошло от слова «чаучау», то есть богатый оленями. Есть кочевые представители, а есть оседлые. Вспомним из курса истории, кто такие кочевники? Кочевники не сидят на месте, а бродят по всему северу вместе с оленями в поисках пастбищ. Оседлые жители занимаются рыболовством и охотой на морских обитателей. На сегодняшний день численность нации составляет около пятнадцати тысяч человек. Основная их часть проживает на российской Чукотке.
Слайд 4. Жильё чукчи – яранга, оно представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи.
Слайд 5. Одежда. Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу. В летний сезон надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором.
Слайд 6. Культура и религия. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиям. Чукчи относятся к анимистам. Основные психологические черты обитателей – это чрезмерная возбудимость.
Праздники. Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.. Праздник кита. Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона. Праздник оленя Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.
Слайд 7. Ненцы
Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.
Основными занятиями ненцев, как и у чукчей, издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья.
Слайд 8. Жилье. Схожее с жильем чукчей. С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья.
В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры.
Слайд 9. Культура и традиции. Религия как у чукчей – анимизм.
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя.
Ненцы считают, что олень приносит счастье. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага. К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Характер. В отличие от чукчей, ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов
Ненцы, как и чукчи широко празднуют день оленя. Одежда ненцев практически не отличается, отличия можно отметить лишь в орнаменте. Ненцы носят кухлянки, сшитые из шкур оленя. В целом образ жизни чукчей и ненцев схож.
Слайд 10. Народы Кавказа.
Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев.
Слайд 11. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.
В 2020 г. носителями этнических культур являются: адыгейцы, аварцы, ахвахцы, балкарцы, ингуши, кумыки, ногайцы, черкесы, мегрелы, осетины, чеченцы, даргинцы и др.
Слайд 12. Еда. Местная кухня отличается большим разнообразием, свою лепту внесли все народы Кавказа. Большинство блюд готовятся на открытом огне, на раскаленных углях. Вкуснейшие блюда, которые обязательно надо попробовать, если не довелось сделать это раньше, - знаменитый кавказский шашлык, плов, сациви, чахохбили, ачма, харчо и еще обилие аппетитных и лакомых яств.
Слайд 13. Семейные традиции
На Кавказе главой семьи является мужчина. Ему беспрекословно подчиняются все члены семьи. Со своей стороны, он с почтением относится к женщине. Хозяйственные дела не должны интересовать мужчину, это удел женщины.
Традиция относиться с уважением к старшим здесь крепка, как нигде. С этой традицией связывают феномен кавказского долголетия.
Если в помещение входит старший, младшие встают и приветствуют его первыми. За стол нельзя садиться и начинать еду, пока не придут старшие.
Народы Кавказа гордятся своими традициями и обычаями и, передавая их из поколения в поколение, учат ценить наследие предков, уважать свою культуру, любить Родину.
На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются две традиции народов Северного Кавказа:
- Радушная встреча. Понятия Кавказ и гостеприимство давно считаются синонимами. Обычаи, связанные с радушным приемом гостей, прочно укоренились в этносе горцев и стали одним из самых важных аспектов их быта.
- Похищение невест. Этот обычай можно отнести к самым неоднозначным, но широко распространенным на всем регионе. Изначально инсценировка должна была помочь родным жениха избежать уплаты калыма. Но впоследствии сюжет похищения, согласованного с обеих сторон, стал применяться для разных ситуаций. Например, когда родители не одобряют чувств своих детей или, когда младшая дочь планирует выйти замуж раньше другой… В подобных ситуациях «кража» невесты – подходящее решение. Кстати, сейчас за реализацию подобной затеи виновников торжества могут наказать по закону, ведь традиция похищения преследуется Уголовным кодексом РФ.
Религия
Жители Кавказа проповедуют ислам. Осетины остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание
Татары.
Татары — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Крыму и на Дальнем Востоке.
Татары являются вторым по численности этносом после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.
Традиционным жилищем татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью.
Праздники татарского народа зависели от сельскохозяйственного цикла.
Весенне-летний цикл
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Сабантуй.
- Обряды, связанные с началом сева.
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Джиен.
Осенне-зимний цикл
выделяет такие особенности данного сезона:
- Святки. Период зимнего солнцестояния — Нардуган. Особым элементов этих праздников были гадания.
- Новый год. Данный праздник встречался лишь эпизодически.
- Масленица. Один из самых распространённых праздников.
Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних работ у татар.
Праздник празднуется один день на специально отведенной площадке, которая называется майдан. Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, президент Татарстана.
После торжественного открытия начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры. После окончания концерта объявляют место и время для проведения состязаний.
Главным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба – корэш ( победителю по традиции как приз дают живого барана).
Завершается праздник в 3 часа дня, чаепитием.
Слайд 17. Одежда. Женский костюм состоит из головного убора, камзола, платья с оборками, шали и обуви. Самый распространенный девичий убор - калфак. Его закрепляют на голове с помощью специальной повязки – украшения, а конусообразный конец вместе с кисточками откидывается назад или набок.
В мужской костюм входят широкая длинная рубаха, длинный кафтан (бешмет) и штаны (шальвары). На голове тюбетейка, оформленная золотошвейной гладью растительного или геометрического орнамента. Обязательным элементом традиционной одежды татарина является пояс из ткани, связанный из шерсти.
Наиболее распространенным видом обуви у татар были сапоги и туфли из кожи с загнутыми вверх носками – так как нельзя было носком сапога царапать мать-землю. А мягкие сапоги – ичиги дошли и до нас в виде домашней обуви, очень удобной и красивой.
Русские.
Самым многочисленным народом нашей страны являются русские. Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Используют письменность кириллицу. С русской культурой вы знакомились еще с начальной школы, многое уже знаете, поэтому теперь я предлагаю вам немного посостязаться.
Слайд 18. Интеллектуальная викторина
«Что вы знаете о русской народной культуре?»
Слайд 19. 1 раунд «ЖИЛИЩЕ». На слайде представлены слова, учитель задает вопросы, дети ищут ответы на слайде.
Вопросы:
1. Как у древних славян называлась деревянная изба без окон из цельных не ошкуренных брёвен? (Сруб.)
2. Как называлась оправа окон, украшенная искусной резьбой? (Наличники.)
3. Как называлась верхняя часть крыши - оберег дома от злых сил? (Конёк.)
4. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме? (Ставнями.)
5. Что располагалось в углу дома, противоположном красному углу? (Печь.)
6. Что помещали в красном углу дома? (Икону.)
7. Как называлась крепкая изгородь вокруг поселений, сделанная из обтесанных, заостренных и обожженных на огне бревен? (Частокол.)
8. Как назывался шест, прикрепленный к потолку в избе, на котором подвешивалась люлька? (Очеп.)
9. Как назывался столб, на который навешивались ворота, косяк у дверей, ворот? (Верея.)
Традиционным русским жилищем являлась бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол — место с иконами.
Слайд 20
Слайд 21 2 раунд «ОДЕЖДА». Способ проведения как в первом раунде.
1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)
2. Что на одежде служило украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка.)
3. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея.)
3. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы? (Кокошник.)
4. Как назывался высокий стоячий воротник нарядной мужской одежды? (Козырь.)
5. Как называлась грубая, толстая будничная одежда? (Рубище.)
6. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка.)
7. Как назывался крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна длиной до колен? (Зипун.)
8. Как называлась одежда замужней женщины типа юбки, края которой не были сшиты между собой? (Понева.)
Слайды 22-23. Русский национальный костюм
Женский костюм. Женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге – рубаху, юбку-поневу и кичку. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться.
Головные уборы у женщин также были разными - замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.
Мужской костюм. Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой холстовой рубахи – косоворотки и также штанов, в основном полосатых. Рубаху шили из льняных и хлопчатобумажных тканей. Рукава у кисти узкие. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
Из мужских головных уборах наиболее распространены были высокие барашковые шапки, катанные из шерсти.
Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти.
Вы все знаете, что русская народная культура очень богата. Русский народ славится сказками, песнями, танцами, пословицами.
Слайд 24. 3 раунд «ТАНЦЫ» Россия богата и народными танцами.
Из представленных названий танцев уберите нерусский танец
барыня, трепак, мазурка (пол.); вальс (австр.), крыжачок (белорус.), перепляс, кадриль; казачок, полька (чешс.), венгерка (рус.)., хоровод
Самыми популярными были: Казачок, Трепак, Хоровод, Камаринская, кадриль, барыня.
Слайд 25 4 раунд «ПОСЛОВИЦЫ»
Переведите» пословицу, поговорку на русский язык:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведет».
«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) – «На безрыбье и рак рыба».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Слайд 26. 5 раунд «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ» Команды отвечают на вопросы по принципу «Кто быстрее»
- Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
- Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
- Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
- Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
- Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
- Какое национальное дерево России? (Берёза.)
- Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
- Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
- Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
- Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
- Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
- Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)
Подводятся итоги.
#1047;аключительный этап.
Итак, сегодня на нашем мероприятии мы познакомились с особенностями народов севера, татар, жителей северного Кавказа, вспомнили русскую народную культуру. Мы увидели, что разные народы имеют и общее, и различие в культуре и традициях. Но мы должны быть толерантными по отношению друг к другу. А что значит быть толерантным, это значит, мы должны принимать мнение других людей, мы должны уважительно относится к другим народам, к их культуре, традициям и обычаям, ведь мы все живем в одной стране, и мы все являемся частью российского общества, носителями культур.
Надеюсь, что нашем мероприятии вы обогатили себя новыми знаниями.
- Спасибо за работу, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...

Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» по разделу «Православное искусство России» 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА«Основы духовно-нравственной культуры народов России» ...
БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"
laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...