Классный час «Право для тебя и для меня»
классный час (8 класс)

Жаглина Татьяна Владимировна

Классный час разработан для учащихся 8 класса с целью раскрыть смысл понятий «право», «закон», «правонарушение», «уголовная ответственность», «обязанность»; осознать общественную значимость и важность законопослушного поведения; аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СШ №31 г. Липецк

Конспект классного часа в 8 классе

«Право для тебя и для меня»

подготовила

преподаватель английского языка

Жаглина Татьяна Владимировна

Липецк 2025

Цель: мотивировать восьмиклассников на анализ и синтез правовых и морально-этических норм бытия; сформировать представление о Конституции как об основном законе РФ, о правах и обязанностях гражданина России.

Задачи: раскрыть смысл понятий «право», «закон», «правонарушение», «уголовная ответственность», «обязанность»; осознать общественную значимость и важность законопослушного поведения; аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оснащение: компьютер, экран, презентация.

        Ход

I. Вступление

Учитель:  (слайд 2) Тема сегодняшнего классного часа «Право для тебя и для меня».

В повседневной жизни мы всё время выступаем в разных ролях и участвуем в разных играх. Какие вы знаете социальные роли? (Ребёнок, водитель, ученик, учитель, чиновник, рабочий, покупатель. пассажир, гражданин, и т. д.) (слайд 3)

II. Работа с понятиями в группах

1. Работа над понятием «закон» (слайд 4)

Учитель:  Используя слова для справок, в которых содержится характеристика данного понятия, закончите предложение. Сформулируйте определение понятия «закон». Закон - это установленные государственной властью....

Слова для справок: общеобязательные правила, нарушение закона, судьи, полиция и другие государственные службы, карается государством, за соблюдением следят.

Закон - это установленные государственной властью общеобязательные правила, за соблюдением которых следят судьи, полиция и другие государственные службы. Нарушение закона карается государством.

Учитель:  Самый главный Закон нашей страны - Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (слайд 5)

Слово «конституция» произошло от латинского «constitutio» - устройство, установление. В конституции записано самое главное: как устроено государство, каковы права и обязанности граждан, что представляет собой государственная символика. Все законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией. Цель закона - установление порядка.

2. Работа над понятием «право» (слайд 6)

Учитель:  В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Право - это совокупность ... и ... государственной властью ... и ... , регулирующих ... людей в обществе, а также наука,... эти ... нормы.

Слова для справок: устанавливаемых, норм, правил, охраняемых, изучающая отношения.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Учитель:  Вспомните сказку А. Толстого «Приключения Буратино». Определите, какое право сказочного героя нарушено. (слайд 7)

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право ...

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ....

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ....

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино ....

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на....

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом …

Слова для справок: образование, уехать из своей страны и вернуться на родину, пользование учреждениями культуры, неприкосновенность имущества, иметь имущество в собственности, личная неприкосновенность.

(1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность.

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на образование.

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользования учреждениями культуры.

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на неприкосновенность имущества.

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.)

Право регулирует отношения между государством и его гражданами. Права человека: права личности (гражданские, политические и социально-экономические), право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, отдых, образование.

3. Работа над понятием «правонарушение» (слайд 8)

Учитель:  Прочитайте отрывок из статьи и, пользуясь словами для справок, сформулируйте определение понятия «правонарушение».

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость.

Слова для справок: носящее, общественно опасный характер, на установленный порядок, посягающее, деяние лица, деяние лица, противоправное, общественных отношений.

Правонарушение - противоправное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений.

Учитель:  Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. И проступки, и преступления причиняют вред. Главное их отличие.

(слайд 9)Преступление - деяние, которое представляет общественную опасность.

Однако большинство правовых предписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека к уголовной ответственности. Такие деяния называются проступками.

Учитель:  Во многих случаях юридическая квалификация правонарушения - преступление это или административный проступок - не вызывает трудностей. Убийство, разбой, измена Родине всегда относятся к числу преступлений.

А безбилетный проезд в общественном транспорте, небрежное хранение паспорта и его потеря, без сомнения, относятся к разряду административных проступков.

Учитель:  (слайд 10) Определите , что относится к проступкам, а что  к преступлениям.

1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.

2. Нарушил правила дорожного движения.

3. Позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах.

4. Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.

5. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.

6. В автобусе залез пассажиру в карман.

7. Опоздал на работу.

8. Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу.

9. Продавец предложил покупателю некачественный товар.

10. Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл.

11. Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.

12. Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120, но деньги так и не вернул.    

Проступки: 2, 3, 7, 9,12. Преступления: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11.

Всё вышеназванное - нарушение чьих-либо прав.

4. Работа над понятием «юридическая ответственность» (слайд 11)

Учитель:  В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Юридическая ответственность - ... последствие, результат применения к ... лицу норм ... права за совершённое им....

Слова для справок: виновному, правовое, уголовного, преступление.

Юридическая ответственность - это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством.

Юридическая ответственность - правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершённое им преступление

Учитель:  Напишите синквейн к понятию «юридическая ответственность» (слайд 12)

Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность.

Осознавать, соблюдать.

Управляет, защищает.

Законная, повсеместная, обязательная.

Необходимая, законная, справедливая

Регулирует действия граждан.

Управляет поведением людей в обществе.

Законность. Обязанность.

Обязанность.

Для справки

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка - три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка - короткое предложение, фраза, в которой автор высказывает свое отношение к данному понятию.

5 строка - резюме, вывод, одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Возможные ответы:

1)Юридическая ответственность.

   Законная, обязательная.

   Осознавать, соблюдать.

   Регулирует действия граждан.

   Обязанность.

2) Юридическая ответственность.

    Законная, справедливая.

    Управляет, защищает.

    Управляет поведением людей в обществе.

    Обязанность.

5. Работа над понятием «обязанность» (слайд 13)

Учитель:  Прочитав предложения, подумайте, какие обстоятельства могут вынудить вас совершить эти действия? Пользуясь словами для справок сформулируйте определение понятия «обязанность».

Слова для справок: возложенных на кого-либо, круг действий, определенный, намеченный, для выполнения, им самим, или.

Обязанность - это определённый круг действий, возложенных на кого-либо или намеченный им самим для выполнения.

Учитель:  

1) Пойти в школу на занятия.

2) Купить и принести лекарство бабушке.

3) Перейти дорогу на зелёный свет.

4) Напечатать фотографии и отдать одноклассникам, как и обещали.

5) Беспрекословно выполнять правила для учащихся.

6) Видя, что уничтожают редкие растения, сделать замечание.

7) После 11 часов вечера выключать музыку, чтобы не мешать соседям.

Эти действия мы совершаем, так как у каждого из нас есть определённые обязанности.

Учитель:  (слайд 14) Обязанность бывает двух видов: конституционная и личная. Заполните таблицу, ответив на вопрос, какие обязанности могут возникать на основе конституционных и личных обязанностей.

Конституционные

  • Сохранять природу.
  • Получить основное общее образование.
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники

истории и культуры.

  • Заботшпься о старшем поколении.

Личные

  • Посадить дерево.
  • Ходить в школу, посещать кружки, секции.
  • Собирать материал для музея школы, города.
  • Но просьбе бабушки сходить в магазин, аптеку.

6. Учитель:  (слайд 15) В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ прописаны  права граждан.

Права 

Обязанности 

право на жизнь; 

защищать Отечество; 

право на образование; 

платить законно установленные налоги и сборы; 

право на участие в культурной жизни; 

право на свободу и личную неприкосновенность; 

право на благоприятную окружающую среду; 

сохранять   природу   и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам 

право на труд; 

право на отдых; 

право на охрану здоровья; 

право на социальное обеспечение; 

право на жилище; 

право на семью; 

право на детство; 

свобода литературного, художественного, научного, 

технического и других видов творчества; 

право на получение квалифицированной юридической помощи 

IV. Заключение.

Учитель:  Для кого прописаны права в Конституции?

(Для гражданина РФ)

Учитель:  Обязательно ли знать законы?

(Да. Главная обязанность граждан — знать и соблюдать законы)

Учитель:  Что нам даёт знание законов?

(Соблюдая законы, люди избегают возможных конфликтов, по крайней мере, сами не становятся их)

Учитель:  Кто такие граждане?

(Лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующиеся всеми правами и исполняющие все обязанности, установленные конституцией).

Учитель:  Школьники являются гражданами?

(Да. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения).

Учитель:  Школьники могут пользоваться правами, записанными в законе?

(Да, гражданин от рождения обладает всеми конституционными правами, но решать, как воспользоваться некоторыми из прав, можно, достигнув определённого возраста.)

Учитель:  Каким образом защищаются права гражданина?

(Законы восстанавливают нарушенные права и заставляют компенсировать нанесённый ущерб. За невыполнение законов обязательно наступает юридическая ответственность).

IV. Итоги.

Учитель:  (слайд 16) Давайте вернёмся к эпиграфу. Почему Цицерон решил, что быть свободными, нужно быть рабами закона? (Если человек знает свои права и пользуется ими, он сумеет их защитить или обратиться в суд. Полной свободы человека в обществе быть не может, он должен подчиняться законам.)

Мы должны хорошо знать свои права, пользоваться ими, но и не забывать о своих обязанностях.

V. Рефлексия. (слайд 17)

На занятии я узнал(а)…

Меня удивило, что…

Теперь я знаю, что…

Использованные материалы: 

Методическое пособие для классных руководителей 1 -11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка «Я – Липчанин» (Шишкина Л. В. Раздел «Право для тебя и для меня»): Липецк, 2011г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Право для тебя и для меня Классный час, 8 класс. Автор: Жаглина Татьяна Владимировна, учитель английского языка МБОУСШ №31 г. Липецк

Слайд 2

ПРАВО ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ МЕНЯ

Слайд 3

Мы должны быть рабами законов, ч тобы быть свободными. Цицерон (древнеримский оратор, государственный деятель, политик , философ и адвокат)

Слайд 4

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ЗАКОН»: Закон-это установленные государственной властью .... Слова для справок: общеобязательные правила, нарушение закона, судьи, полиция и другие государственные службы, карается государством, за соблюдением следят. Закон - это установленные государственной властью общеобязательные правила, за соблюдением которых следят судьи, полиция и другие государственные службы. Нарушение закона карается государством.

Слайд 5

Г лавный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г.

Слайд 6

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ПРАВО»: Право - это совокупность ... и ... государственной властью ... и ... , регулирующих ... людей в обществе, а также наука,... эти ... нормы. Слова для справок: устанавливаемых, норм, правил, охраняемых, изучающая, отношения. Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Слайд 7

Слова для справок: образование, уехать из своей страны и вернуться на родину, пользование учреж­дениями культуры, неприкосновенность имущества, иметь имущество в собственности, личная не­прикосновенность.

Слайд 8

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ПРАВОНАРУШЕНИЕ»: Правонарушение - это Слова для справок: носящее, общественно опасный характер, на установленный порядок, посягающее, деяние лица, деяние лица, противоправное, общественных отношений. Правонарушение - противоправное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений.

Слайд 9

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - деяние, которое представляет общественную опасность. Однако большинство правовых предписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека к уголовной ответственности. Такие деяния называются ПРОСТУПКАМИ .

Слайд 10

1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся. 2. Нарушил правила дорожного движения. 3. Позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах. 4. Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку. 5. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения. 6. В автобусе залез пассажиру в карман. 7. Опоздал на работу. 8. Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу. 9. Продавец предложил покупателю некачественный товар. 10. Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл. 11. Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей. 12. Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги так и не вернул. 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ 2. ПРОСТУПКИ 2 1

Слайд 11

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ »: Юридическая ответственность - ... последствие, результат применения к ... лицу норм ... права за совершённое им.... Слова для справок: виновному, правовое, уголовного, преступление. Юридическая ответственность - это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством.

Слайд 12

Юридическая ответственность. Юридическая ответственность. Осознавать, соблюдать. Управляет, защищает. Законная, повсеместная, обязательная. Необходимая, законная, справедливая Регулирует действия граждан. Управляет поведением людей в обществе. Законность. Обязанность. Обязанность. Напишите синквейн к понятию « ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ »

Слайд 13

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ОБЯЗАННОСТЬ»: Обязанность – это … Слова для справок: возложенных на кого-либо, круг действий, определенный, намеченный, для выполнения, им самим, или. Обязанность - это определённый круг действий, возложенных на кого-либо или намеченный им самим для выполнения.

Слайд 14

1. Сохранять природу. 2. Ходить в школу, посещать кружки, секции. 3. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. 4. Получить основное общее образование. 5. Посадить дерево. 6. Заботиться о старшем поколении. 7. Собирать материал для музея школы, города. 8. По просьбе бабушки сходить в магазин, аптеку . Конституционные Личные

Слайд 15

Права Обязанности Право на жизнь Защищать отечество; Право на образование Платить законно установленные налоги и сборы Право на участие в культурной жизни Право на свободу и личную неприкосновенность Право на благоприятную окружающую среду Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам Право на труд Право на отдых Право на охрану здоровья Право на социальное обеспечение Право на жилище Право на семью Право на детство Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества Право на получение квалифицированной юридической помощи

Слайд 16

Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Цицерон ( древнеримский оратор, государственный деятель, политик , философ и адвокат)

Слайд 17

На занятии я узнал(а)… Меня удивило, что… Теперь я знаю, что…

Слайд 18

Интернет ресурсы: https:// avatars.mds.yandex.net/i?id=d816e0a11a75da9a0ea2823de6959a9f_l-5250085-images-thumbs&n=13 - изображение Конституции Российской Федерации. https:// avatars.mds.yandex.net/i?id=b43e5c26068594a07b6e15a887f1d45b_l-5333580-images-thumbs&n=13 – изображение обложки книги А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Классный час "Я- гражданин России.Что для меня ценно?"

Классный час  Тема:  Я - гражданин России. Что для меня ценно?...

Классный час "Что в жизни зависит от меня"

Цель данного классного часа: создание условий для формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью....

Классный час "Что в жизни зависит от меня"

Цель данного классного часа: создание условий для формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью....

Разработка классного часа "Я в станочника пошел, пусть меня научат!"

Среди множества принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии. В последнее время большинство обучающихся, ...