ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ детей, имеющих школьные трудности. 2023г
материал (5 класс)

Шубина Екатерина Александровна

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ детей, имеющих школьные трудности. 2023г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._ps.ped_._soprov.lichnosti.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

детей, имеющих школьные трудности

Составитель:

Шубина Е.А.

Березовский ГО

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….3

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ…………………………6

1. 1. Этапы психологической работы с неуспевающими……………………………6

1. 2. Типы детей, имеющих школьные трудности…………………………………..9

1. 3. Алгоритм работы с отстающими……………………………………………….11

1. 4. Причины неуспеваемости……………………………………………………….12

1. 5. Методы работы………………………………………………………………….13

1. 5. 1. Психологическая коррекционно-развивающая работа……………………14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. По данным исследования, проведённого (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:

В 1-5 классах (7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.

В 6-8 классах (12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.

В 9-11 классах (15-17 лет) - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.

Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми.

Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих школьные трудности, разработана в соответствии с требованиями пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30.05.2011, утвержденного 07.06.2011 № ПР-1580 ГС,

Цель психологического сопровождения:

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей «группы риска»:

1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

4. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Причины возникновения трудностей у учащихся:

·  мотивационная незрелость,

·  нарушения интеллекта,

·  нарушения динамики психической деятельности,

·  особенности асимметрии (левшество),

·  недостатки анализаторов (зрения, слуха),

·  логопедические нарушения,

·  личностные особенности (частично).

В чем проявляется у учащихся:

·  трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

·  неспособность освоить программу,

·  неуспеваемость,

·  ошибки в выполнении учебных заданий,

·  нарушения поведения.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

1.  первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;

2.  далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;

3.  на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

1. 1. Этапы психологической работы с неуспевающими

Таблица 1

Этапы психологической работы с неуспевающими

Название этапа

Основное содержание работы

I

Установление психологического контакта с учащимся

Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка

II

Диагностическая работа

Определение типа неуспеваемости подростка; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям

III

Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи

Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической

IV

Определение эффективности проделанной работы

Оценка эффективности и анализ проведенной работы

Таблица 2

Необходимые психолого-педагогические меры по преодолению трудностей в обучении

Симптомы 
нарушений

Задачи
развития

Методы
развития

Нарушение высших психических функций

Ориентация на зону ближайшего развития, создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка. Формирование целостной психологической основы обучения.

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Нарушение взаимодействия педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Низкая познавательная мотивация

Определить сильные стороны ребёнка, повысить познавательную активность ученика, организовать ориентированную на каждого ученика в отдельности воспитательную работу.

Создать ситуацию успеха, понимания, позитивного самовосприятия, повышение самооценку, поощрение. Установить контакт и доверие с учащимся.

Неадекватное 
отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

Таблица 3

Индивидуальная коррекционная программа

Участники

Направления коррекционной работы с подростком

Учителя-
предметники

Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку

Классный руководитель

Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения

Педагог-
организатор

Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях

Социальный
педагог

Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований

Педагог-
психолог

Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов, родителей и учащихся; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; помощь в нахождении способов личностного развития

1. 2. Типы детей, имеющих школьные трудности

Все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам:

1. Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности, общие черты:

  • постоянные отвлечения на уроках
  • невнимательность
  • частые нарушения дисциплины
  • домашним заданиям уделяется мало времени
  • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время
  • отсутствует всякое желание заниматься, вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу
  • Пониженный интерес к предмету из-за недостатков в методике преподавания учителя
  • Межличностные отношения учитель-ученик
  • Недостаточное внимание со стороны родителей

Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно- воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям:

  •  В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха
  •  При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами
  •  В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
  •  Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям

2. Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности, общие черты:

  • Это дети, которые внимательны, старательны на уроках.
  • На решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  •  Несформированность умений и навыков - как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви.
  •  Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни.
  •  Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности.
  •  Недостаточность развития способности к обобщению.
  •  Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий.

Комплекс корректировки направлен на формирование приемов анализа и синтеза.

  •  С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием.
  •  Когда ученик знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.

3. Неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях:

  •  Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

1. 3. Алгоритм работы с отстающими

  •  Ознакомление родителей с результатами тестирования
  •  Составление диагностичекой карты
  •  Мониторинг уровня обученности по темам
  •  Составление плана индивидуальной работы(с указанием соответствующих упражнений)
  •  Составление графика консультаций
  •  Подбор и разработка дидактического материала

Алгоритм индивидуальной работы:

  •  Учащиеся получают индивидуальные задания с указанием срока их сдачи
  •  Формировать уверенность в себе
  •  Акцентировать улучшения в учебе.
  •  Мотивировать на учебу
  •  Демонстрировать свою веру в успех.
  •  Признавать трудность задач.
  •  Опираться на объективные данные.
  •  Ограничивать время выполнения задачи.
  •  Напоминать прошлые успехи
  •  Анализировать прошлые успехи.
  •  Разрешать повторять прошлый успех.
  •  Признавать достижения

Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:

1. Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал, пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.

2. Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.

3. Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения

4. Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств

5. Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

6. Слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения».

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

  • Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.
  • Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения).
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе
  • Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную.
  • Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.
  • Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.
  • Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием.
  • Не унижать ученика и постараться найти к нему подход.

1. 4. Причины неуспеваемости

1. Внутренние по отношению к школьнику:

Недостатки биологического развития:

  •  дефекты органов чувств;
  •  соматическая ослабленность;
  •  особенности ВНД, отрицательно влияющие на ученика;
  •  психологические отклонения;

Недостатки психического развития личности:

  • слабое развитие эмоциональной сферы личности;
  • слабое развитие воли;
  • отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

  • недостатки в развитии моральных качеств личности;
  • недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу. Семье и пр.;
  • недостатки трудной воспитанности.

2. Внешние по отношению к школьнику:

Недостатки образования личности:

  • пробелы в знаниях и специальных умениях;
  • пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

  • недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
  • недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.)

Недостатки влияния внешкольной среды:

  • недостатки влияний семьи;
  • недостатки влияний сверстников;
  • недостатки влияний социального окружения.

1. 5. Методы работы

Врем проведения диагностики:

- В течение учебного года.

- Работа по школьному плану.

Причины проведения:

Работа по запросам:

 - от педагогов;

- от родителей;

- анализ результата наблюдения психолога;

- вводная (первичная);

- адаптация первых классов;

- переход из младшего звена в среднее;

- динамическая (по итогам середины и конца года).

Виды диагностики:

- по запросу;

- динамическая (по итогам середины и конца года);

- наблюдение;

- изучение документации (анамнеза);

- тестирование.

Методы диагностики:

- психологический анамнез

- беседа (с родителями и ребенком)

- изучение результатов деятельности

- тестирование

1. 5. 1. Психологическая коррекционно-развивающая работа

Цели коррекционно-развивающей деятельности:

- Определение, разработка и реализация эффективных мер и условий (развивающей среды) психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами нарушении

- Оказание психологической помощи детям, их родителям и педагогам при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, что негативно влияет на психическое развитие

Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя:

  • Системное сопровождение детей (развивающая деятельность) – ориентированно на создание социально-психологических условии для целостного развития школьников.
  • Индивидуальное сопровождение детей (коррекционная деятельность) – ориентированно в процессе целостного развития школьников на решение конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия.

Психологическое консультирование и просвещение родителей:

1) Выработка рекомендации - Родительские собрания.

2) Формы взаимодействия - Памятки для родителей.

3) Индивидуальные консультации.

Психологическое взаимодействие и просвещение педагогического коллектива:

1) Выработка рекомендации (на школьном консилиуме) - Педагогический совет.

2) Формы взаимодействия - Памятки для педагогов.

3) Индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Презентация к сказке "Жадность" по программе психолого-педагогических занятий для детей 6-7 лет "Цветик- семицветик" Куражева Н.Ю., Козлова И.А.

Презентацию  можно использовать к сказке "Жадность" по программе Н.Ю,Куражевой "Цветик-семицветик" ( "Приключение будущих первоклассниколв"). Текст сказки  представить нет возможности...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Школьная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении

Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих  трудности в обучении...