ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ детей, имеющих школьные трудности. 2023г
материал (5 класс)
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ детей, имеющих школьные трудности. 2023г
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
детей, имеющих школьные трудности
Составитель:
Шубина Е.А.
Березовский ГО
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ…………………………6
1. 1. Этапы психологической работы с неуспевающими……………………………6
1. 2. Типы детей, имеющих школьные трудности…………………………………..9
1. 3. Алгоритм работы с отстающими……………………………………………….11
1. 4. Причины неуспеваемости……………………………………………………….12
1. 5. Методы работы………………………………………………………………….13
1. 5. 1. Психологическая коррекционно-развивающая работа……………………14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. По данным исследования, проведённого (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:
В 1-5 классах (7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.
В 6-8 классах (12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.
В 9-11 классах (15-17 лет) - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.
Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми.
Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих школьные трудности, разработана в соответствии с требованиями пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30.05.2011, утвержденного 07.06.2011 № ПР-1580 ГС,
Цель психологического сопровождения:
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей «группы риска»:
1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
4. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Причины возникновения трудностей у учащихся:
· мотивационная незрелость,
· нарушения интеллекта,
· нарушения динамики психической деятельности,
· особенности асимметрии (левшество),
· недостатки анализаторов (зрения, слуха),
· логопедические нарушения,
· личностные особенности (частично).
В чем проявляется у учащихся:
· трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
· неспособность освоить программу,
· неуспеваемость,
· ошибки в выполнении учебных заданий,
· нарушения поведения.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:
1. первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;
2. далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;
3. на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. 1. Этапы психологической работы с неуспевающими
Таблица 1
Этапы психологической работы с неуспевающими
№ | Название этапа | Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с учащимся | Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка |
II | Диагностическая работа | Определение типа неуспеваемости подростка; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы |
Таблица 2
Необходимые психолого-педагогические меры по преодолению трудностей в обучении
Симптомы | Задачи | Методы |
Нарушение высших психических функций | Ориентация на зону ближайшего развития, создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка. Формирование целостной психологической основы обучения. | Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. |
Нарушение взаимодействия педагогами | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Низкая познавательная мотивация | Определить сильные стороны ребёнка, повысить познавательную активность ученика, организовать ориентированную на каждого ученика в отдельности воспитательную работу. | Создать ситуацию успеха, понимания, позитивного самовосприятия, повышение самооценку, поощрение. Установить контакт и доверие с учащимся. |
Неадекватное | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Таблица 3
Индивидуальная коррекционная программа
Участники | Направления коррекционной работы с подростком |
Учителя- | Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку |
Классный руководитель | Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения |
Педагог- | Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях |
Социальный | Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований |
Педагог- | Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов, родителей и учащихся; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; помощь в нахождении способов личностного развития |
1. 2. Типы детей, имеющих школьные трудности
Все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам:
1. Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности, общие черты:
- постоянные отвлечения на уроках
- невнимательность
- частые нарушения дисциплины
- домашним заданиям уделяется мало времени
- замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время
- отсутствует всякое желание заниматься, вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
- Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу
- Пониженный интерес к предмету из-за недостатков в методике преподавания учителя
- Межличностные отношения учитель-ученик
- Недостаточное внимание со стороны родителей
Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно- воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям:
- В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха
- При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами
- В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
- Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям
2. Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности, общие черты:
- Это дети, которые внимательны, старательны на уроках.
- На решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
- Несформированность умений и навыков - как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви.
- Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни.
- Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности.
- Недостаточность развития способности к обобщению.
- Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий.
Комплекс корректировки направлен на формирование приемов анализа и синтеза.
- С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием.
- Когда ученик знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.
3. Неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях:
- Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
1. 3. Алгоритм работы с отстающими
- Ознакомление родителей с результатами тестирования
- Составление диагностичекой карты
- Мониторинг уровня обученности по темам
- Составление плана индивидуальной работы(с указанием соответствующих упражнений)
- Составление графика консультаций
- Подбор и разработка дидактического материала
Алгоритм индивидуальной работы:
- Учащиеся получают индивидуальные задания с указанием срока их сдачи
- Формировать уверенность в себе
- Акцентировать улучшения в учебе.
- Мотивировать на учебу
- Демонстрировать свою веру в успех.
- Признавать трудность задач.
- Опираться на объективные данные.
- Ограничивать время выполнения задачи.
- Напоминать прошлые успехи
- Анализировать прошлые успехи.
- Разрешать повторять прошлый успех.
- Признавать достижения
Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:
1. Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал, пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.
2. Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.
3. Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения
4. Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств
5. Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
6. Слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения».
Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:
- Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.
- Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения).
- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе
- Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную.
- Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.
- Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.
- Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием.
- Не унижать ученика и постараться найти к нему подход.
1. 4. Причины неуспеваемости
1. Внутренние по отношению к школьнику:
Недостатки биологического развития:
- дефекты органов чувств;
- соматическая ослабленность;
- особенности ВНД, отрицательно влияющие на ученика;
- психологические отклонения;
Недостатки психического развития личности:
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- слабое развитие воли;
- отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
- недостатки в развитии моральных качеств личности;
- недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу. Семье и пр.;
- недостатки трудной воспитанности.
2. Внешние по отношению к школьнику:
Недостатки образования личности:
- пробелы в знаниях и специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
- недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
- недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.)
Недостатки влияния внешкольной среды:
- недостатки влияний семьи;
- недостатки влияний сверстников;
- недостатки влияний социального окружения.
1. 5. Методы работы
Врем проведения диагностики:
- В течение учебного года.
- Работа по школьному плану.
Причины проведения:
Работа по запросам:
- от педагогов;
- от родителей;
- анализ результата наблюдения психолога;
- вводная (первичная);
- адаптация первых классов;
- переход из младшего звена в среднее;
- динамическая (по итогам середины и конца года).
Виды диагностики:
- по запросу;
- динамическая (по итогам середины и конца года);
- наблюдение;
- изучение документации (анамнеза);
- тестирование.
Методы диагностики:
- психологический анамнез
- беседа (с родителями и ребенком)
- изучение результатов деятельности
- тестирование
1. 5. 1. Психологическая коррекционно-развивающая работа
Цели коррекционно-развивающей деятельности:
- Определение, разработка и реализация эффективных мер и условий (развивающей среды) психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами нарушении
- Оказание психологической помощи детям, их родителям и педагогам при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, что негативно влияет на психическое развитие
Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя:
- Системное сопровождение детей (развивающая деятельность) – ориентированно на создание социально-психологических условии для целостного развития школьников.
- Индивидуальное сопровождение детей (коррекционная деятельность) – ориентированно в процессе целостного развития школьников на решение конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия.
Психологическое консультирование и просвещение родителей:
1) Выработка рекомендации - Родительские собрания.
2) Формы взаимодействия - Памятки для родителей.
3) Индивидуальные консультации.
Психологическое взаимодействие и просвещение педагогического коллектива:
1) Выработка рекомендации (на школьном консилиуме) - Педагогический совет.
2) Формы взаимодействия - Памятки для педагогов.
3) Индивидуальные консультации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Презентация к сказке "Жадность" по программе психолого-педагогических занятий для детей 6-7 лет "Цветик- семицветик" Куражева Н.Ю., Козлова И.А.
Презентацию можно использовать к сказке "Жадность" по программе Н.Ю,Куражевой "Цветик-семицветик" ( "Приключение будущих первоклассниколв"). Текст сказки представить нет возможности...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"
Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Школьная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении
Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении...
