Методическая разработка классного часа по теме: «Поле боя - сердце человека. Как не проиграть?»
классный час (10 класс)
Вопросы формирования патриотизма являются одними из самых насущных для современного времени. Связано это не только с геополитической ситуацией в мире, но и с теми культурными трансформациями, которые происходят под воздействием цифровых технологий. Мир меняется. Меняется стремительно. И тем важнее становится осознание сродства со своей страной для сохранения национальной идентичности и культурного кода нации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря»
Методическая разработка классного часа
по теме:
«Поле боя - сердце человека. Как не проиграть?»
Тематическое направление:
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Автор разработки:
Лебедева Людмила Николаевна,
учитель математики, информатики и технологии.
г. Анадырь
2024 год
1.Пояснительная записка
1.1 Тематическое направление
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснования ее выбора
(актуальность)
Тема воспитательного мероприятия: «Поле боя - сердце человека. Как не проиграть?».
Вопросы формирования патриотизма являются одними из самых насущных для современного времени. Связано это не только с геополитической ситуацией в мире, но и с теми культурными трансформациями, которые происходят под воздействием цифровых технологий. Мир меняется. Меняется стремительно. И тем важнее становится осознание сродства со своей страной для сохранения национальной идентичности и культурного кода нации. В эпоху глобализации и стирания границ за счет коммуникационных технологий, в эпоху нивелирования традиционных устоев и морали, беспрестанного и мощного транслирования через виртуальные социальные площадки идей и идеологий, чуждых национальной культуре, патриотизм, понимаемый не как набор лозунгов и воззваний [1], а как глубокое, проникновенное осознание ценности и ценностей своей Родины, является тем якорем, который может удержать подрастающее поколение от эйфории передела, стать одним из цензов, не пропускающих губительные идеи, основанные на отказе от духовности и нравственности.
При этом мы все понимаем, что патриотизм зиждется на трех основных постулатах, о которых в том числе говорил и лидер нашей страны на встрече с участниками форума «Все для Победы!»[2]: любовь к своей семье, любовь к своей Малой Родине, любовь к своей стране. И именно в этих трех направлениях необходимо двигаться при рассмотрении практических подходов к воспитанию патриотизма. И если любовь к семье невозможно сформировать без участия родителей, то любовь к Малой Родине и к своей стране в большей мере воспитываются через образовательные воздействия и работу с информационным материалом. При этом необходимо учитывать, что современный мир – это мир «цифры». И подрастающее поколение не мыслит себя вне цифрового пространства. А потому при планировании воспитательных воздействий необходимо учитывать современную информационно-коммуникационную среду, ориентируясь на нее и максимально используя ее потенциал.
Таким образом, говоря о воспитании патриотизма, необходимо прежде всего акцентироваться не на соблюдении внешней ритуалистики (хотя и она без сомнения важна), а на работе с информацией и практических действиях, целью которых является улучшение того маленького пространства (территориального, социального, информационного), которое окружает конкретного человека в конкретное время. Патриотизм должен проявляться не в словах, а в действии, основанном на внутреннем убеждении, подкрепленном фактами, которые, между тем, могут быть преднамеренно искажены.
Нельзя забывать, что эпоха «цифры»- это еще и эпоха информационных войн и технологий влияния на социум через цифровые ресурсы, позволяющих покорить государство без введения войск и человеческих потерь со стороны захватчика. Надо всего лишь заставить жителей государства разлюбить свою страну. Заставить критиковать ее и сравнивать с тем, «где нас нет». Заставить бояться и уважать врага, почувствовать стыд, собственное бессилие и неспособность что-либо изменить.
И, именно это объясняет то, почему при воспитании патриотизма важно, во-первых, научить ребенка работать с информацией а, во-вторых, помочь осознать важность и осуществимость личного вклада в процветание государства. Необходимо грамотно выстроить для ребенка стройную систему духовно-нравственной ориентации, невозможной без идеологии, представляемой в виде галереи образов для подражания, и существующей абсолютно у каждого человека. Важно, чтобы эта галерея состояла не из блогеров, а из подлинных героев прошлого и настоящего, и давала значимые аргументы при оценке поступающей информации и при принятии решений после ее анализа.
Важно научить ребенка противостоять направленному информационному давлению, выработать способность ориентироваться в цифровой среде, работать с информацией, верифицировать ее. И в этом случае оружие врага уже легко обращается против него же. Создание цифрового контента, отражающего реальную жизнь нашей страны в том месте и времени, в котором находится ребенок, проведение информационных просветительских кампаний, посвященных насущным проблемам общества, сохранению исторической памяти, формирование галереи образов для подражания, наполнение сети Интернет информацией с добрым, наполненным духовным смыслом содержанием – вот только некоторые практические шаги, приводящие ребенка к осознанному выбору своей гражданской позиции.
Подобная деятельность позволяет учащимся не просто услышать информацию патриотической направленности, но и пропустить ее через себя, осознать, сделать свои выводы, сформировать собственное мнение. А значит, она напрямую влияет на формирование гражданской позиции. Работа с цифровыми площадками формирует соответствующие компетенции.
Воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном становлении личности человека, выступает как основной составной элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием
возраста/класса)
Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 15‒17 лет, обучающихся в старших классах. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к самовыражению, познанию нового, максимализм, креативность.
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в старших классах, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Важное значение в реализации задач патриотического воспитания имеет проектная деятельность. Данное воспитательное мероприятие является одним из воспитательных мероприятий, в рамках цикла мероприятий, посвященных цифровой гигиене и противодействию информационному давлению.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия ‒ создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через изучение исторического прошлого нашей страны и внесения личного вклада в формирование цифрового имиджа страны.
Задачи воспитательного мероприятия:
1) воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать её, в том числе в информационном пространстве.
2) формирование цифровых компетенций и навыков верификации информации;
3) побуждение старшеклассников к личностному вкладу в развитие страны;
4) Донесение важности общественного и его превалирования над личным в глобальных вопросах;
Результат: создание цифрового видео-контента для размещения в социальных сетях, для отправки на фронт, для проведения патриотических акций.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора. Форма проведения: эвристическая беседа, которая дает старт работе над цифровым проектом.
Используемые методы и технологии: проектный метод, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Для проведения необходимы кадровые ресурсы: на каждом этапе работы обучающихся сопровождает педагог, который соблюдает технологии проведения.
К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.
Материально-техническая база предполагает наличие помещений (кабинетов, рекреаций), интерактивной доски для проигрывания презентации и видеоматериалов, инструментов видеосъемки: (камера, микрофон), а также программного обеспечения для редактирования видео.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данный методический материал предполагает взаимодействие педагога и детей в ходе создания видеопроектов, а также определения тех малых шагов, которые могут уже сейчас предпринимать дети для улучшения окружающего социального и природного пространства.
2. Основная часть:
2.1 Подготовка классного часа:
Подготовка к мероприятию:
- подобрать пословицы, стихотворение, иллюстрации по дезинформации населения нашей страны за последние годы;
- подготовить презентацию;
- составить вопросы для обсуждения;
- подборка книг для выставки.
2.2. Конспект классного часа:
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой. Деление на команды.
2. Индуктор. Наведение на тему.
На доску выводится картинка: «заблудился в лесу».
Как вы думаете, как можно заблудиться в лесу? Или в городе? Почему вообще такое происходит, что человек вдруг заблудился? (Диалог надо вывести на дезориентацию. Заблудился потому что много новых объектов, которые мелькают перед глазами, которые в сплошном потоке не не запоминаются. Потому что местность незнакомая и т.д.
3. Объявление темы классного часа. «Поле боя - сердце человека. Как не проиграть?»
Как вы думаете, почему в начале нашего разговора по такой теме вам была показана такая картинка? (Выслушиваются ответы.)
«Как вы думаете, что такое дезинформация? Расшифруйте термин» (Выслушиваются ответы.)
И мы с вами сегодня будем говорить о реалиях современного времени: об информационной и о том, что лично вы можете сделать, чтобы в этой войне не проиграть.
Как вы думаете, что такое информационная война? (Выслушиваются ответы.)
4. Работа в командах.
И сейчас я предлагаю вам в командах обсудить и составить список средств и методов, используемых в информационных войнах. У вас 3 минуты. Потом вы по очереди зачитаете составленные вами списки.
5. Мини-социализация.
Какие средства используются в информационных войнах? (фейки, медленное расшатывание ценностей, ложка дегтя в бочке меда, капелька неправды, но значительной в море правды)
6. Информационные технологии - это оружие. А соц сети - хорошая площадка для его использования. И далеко не всегда, человек, находящийся на поле информационного боя, понимает, что за его сердце идет война. Именно за сердце, потому что из него, как говорит Библия, идут источники жизни. То, что человек считает правильным на подсознательном уровне, обязательно прорвется во вне. Именно внутренние посылы сработают в критической ситуации. И человек либо сбехит, либо станет героем, либо станет предателем тех ценностей, которые постулировались в его окружении. Примером этому может стать Великая Отечественная война и другие героические события истории, например, оборона Смоленска, когда жители выдержали длительную осаду но не сдались до последнего, оттянув тем самым основные войска поляков на себя. И прорвать оборону удалось только благодаря предательству, которое было обусловлено меркантильностью и желанием славы и власти. Самый богатый купец не только спокойно переживал осаду, ничуть не похудев, но и вышел на связь с королем Сигизмундом, передав тому план крепости. А потом, еще один человек, который из своих личных соображений непринятого и отвергнутого мужчины и солдата, передал последние сведения об укреплениях и слабых местах в стене, окружавшей крепость. Об этом можно прочитать в повести Мединского «Стена». Интересно, что и сами предатели погибли. А многие из тех, кто стоял до конца, остались живы.
Еще интересен момент того, как купец склонял горожан к тому, чтобы принять власть Сигизмунда. Это тоже пример информационного противостояния.
Всегда и во все времена информация является решающим фактором, благодаря которому люди принимают те или иные решения.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Давайте приведем примеры:
Информационная война начинается с того, что вас заставляют усомниться в том, во что вы верите. Как еще в самом начале человеческой истории змей в Эдемском саду задал каверзный вопрос: «А правду ли сказал Бог?». Не пример ли это информационной войны, которые уже вели наши предки, хотя еще и не было компьютеров и средств массовой информации. Но прежде чем напасть, полководцы пускали о себе слух, как об страшных и ужасных, а главное – непобедимых, чтобы сломить сопротивление прежде его начала. Или подговаривали кого-то, чтоб открыли ворота.
С сомнения начинается расшатывание твердыни. Иногда это хорошо. Иногда – плохо. Важно не позволять собой манипулировать. Важно оставаться трезвыми и опираться не на доводы, которые нашептывает меркантильность, желание быть богаче, желание личного благополучия, а смотреть по сторонам. Смотреть, анализировать, оценивать. Не с точки зрения уже вложенных догматов, типа все плохо или все хорошо, а с точки зрения
Маленькая ложь в большом объеме правды становится тем инструментом, который ломает все. Это как направленный взрыв, который складывает многоэтажное здание.
Фашисты в оккупированных городах распространяли оистовки с неправдой. Подполье, рискуя собственными жизнями, выпускали свои листовки, где говорили о том, что сопротивление не сломлено, что Советский Союз еще жив и продолжает воевать. Они дарили людям надежду, в то время как фашистская пропаганда ее отбирала. То же самое происходит и сейчас. Средства массовой информации наводнены фейками, которые распространяют целенаправлено. Идеологи информационных войн считают, что не обязательно вести войну самим. Достаточно найти упертого человека, недовольного своей страной, вложить ему в голову фанатичные идеи. И он сделает всю работу сам и бесплатно. И если дело провалится, то и отвечать будет именно этот человек, а не те, кто его «вооружили» дезинформацией. Она так и называется: дезориентирующая.
Патриотизм – это тоже не слепое следование каким-то догматам. Лучше всего соответствующая гражданская позиция выражена еще Пушкиным: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражает, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
Патриотизм заключается в том, чтобы делать то маленькое дело, которое можешь сделать лично ты. Не думать, что ты маленький человек и от тебя ничего не зависит. От миллиарда маленьких человечков зависит очень многое. Есть такая теория – теория шести или семи рукопожатий, которая имеет строгое математическое доказательство. Эта теория говорит о том, что с каждым! Человеком этой Земли, в том числе и президентом, принимающим решения, каждый человек знаком через шесть-семь рукопожатий(в зависимости от окрестности). Но значит, если ты можешь повлиять на свое ближайшее окружение, а оно - на свое окружение, то всего в шести шагах от тебя окажется тот, кто принимает самые главные, самые мощные решения. Всего в шести шагах!
Патриотизм заключается в конкретных поступках: можешь что-то сделать на благо не себя, а страны – сделай! Где под страной подразумевается как раз таки твой ближний круг, на который ты можешь влиять. И это очень важно.
7. Работа в командах. Создание памятки.
Давайте подведем итоги и запишем общую памятку из методов информационной гигиены. Вы сначала посовещаетесь и запишете свой перечень методов. А затем мы объединим все ваши идеи в один список и создадим информационный буклет для других ребят школы.
8. Минисоциализация.
9. Работа в командах. Продумывание идеи проекта, который могут сделать сами дети.
Сейчас вам предстоит подумать, а что можете сделать здесь и сейчас лично вы? И какой проект вы сможете сделать в течение ближайшей недели.
8. Теперь мы перейдем к реализации маленького общего проекта. Заснимем ролик для бойцов СВО со словами нашей поддержки и тепла.
9. Рефлексия. Попробуйте мысленно ответить себе на вопросы: «Насколько важно то, что я сегодня услышал?». А на предложенных листочках напишите, будете ли вы применять методы информационной гигиены по отношению к себе.
Спасибо. Теперь я предлагаю эти листочки забрать с собой и положить ваше решение на видно место.
Всем спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)
Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

Методическая разработка классного часа «Мама – ближе человека нет»
Методическая разработка содержит сценарий для проведения классного часа к Дню Матери в старших классах...

Методическая разработка классного часа "Положительные и отрицательные качества человека"
Классный час «Положительные и отрицательные качества человека». Цели:- Познакомить учащихся с понятиями отрицательных и положительных качеств личности. - Расширить понятия личнос...
Методическая разработка классного часа «Открой свое сердце для доброты»
Методическая разработка классного часа «Открой свое сердце для доброты»...
Методическая разработка классного часа " Дружба в жизни человека"
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час прохо...
Методическая разработка классного часа тема: "Научите своё сердце доброте"
Добиваться умения размышлять о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора....
- Мне нравится (1)