Изучение психологического климата коллектива
материал (5, 6, 7 класс)
Изучение психологического климата коллектива
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108 КБ | |
| 53.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-диагностическая карта «Опросник школьной тревожности Филипса»
Название методики – Опросник школьной тревожности Филипса
Автор: Филипс
Литературный источник: http://www.vashpsixolog.ru/
Опосник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Назначение: Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.
Инструкция.
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны». Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы а которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58. Σ = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 Σ =11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 Σ = 13 |
4. Страх самовыживания | 27,31,34,37,40,45 Σ = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2,7,12,16,21,26 Σ = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17,22 Σ = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14,18,23,28 Σ = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32,35,41,44,47 Σ = 8 |
Ключ к вопросам:
« + » - ДА
« - » - НЕТ
1 | ─ | 11 | + | 21 | ─ | 31 | ─ | 41 | + | 51 | ─ |
2 | ─ | 12 | ─ | 22 | + | 32 | ─ | 42 | ─ | 52 | ─ |
3 | ─ | 13 | ─ | 23 | ─ | 33 | ─ | 43 | + | 53 | ─ |
4 | ─ | 14 | ─ | 24 | + | 34 | ─ | 44 | + | 54 | ─ |
5 | ─ | 15 | ─ | 25 | + | 35 | + | 45 | ─ | 55 | ─ |
6 | ─ | 16 | ─ | 26 | ─ | 36 | + | 46 | ─ | 56 | ─ |
7 | ─ | 17 | ─ | 27 | ─ | 37 | ─ | 47 | ─ | 57 | ─ |
8 | ─ | 18 | ─ | 28 | ─ | 38 | + | 48 | ─ | 58 | ─ |
9 | ─ | 19 | ─ | 29 | ─ | 39 | + | 49 | ─ |
|
|
10 | ─ | 20 | + | 30 | + | 40 | ─ | 50 | ─ |
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов),
б) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Стимульный материал:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? | |
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? | |
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? | |
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? | |
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? | |
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? | |
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? | |
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? | |
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? | |
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? | |
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? | |
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? | |
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? | |
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? | |
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? | |
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? | |
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? | |
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? | |
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе? | |
20. Похож ли ты на своих одноклассников? | |
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | |
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? | |
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? | |
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески? | |
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников? | |
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? | |
27. Боишься ли ты временами вступать в спор? | |
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? | |
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? | |
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? | |
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? | |
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? | |
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? | |
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? | |
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? | |
36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? | |
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? | |
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? | |
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники? | |
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? | |
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? | |
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? | |
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? | |
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? | |
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? | |
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята? | |
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? | |
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? | |
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? | |
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? | |
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? | |
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? | |
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним? | |
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? | |
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? | |
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? | |
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо? | |
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? | |
Методика Филипса. Бланк.
Ф.И Школа Класс
1 | 7 | 13 | 19 | 25 | 31 | 37 | 43 | 49 | 55 |
2 | 8 | 14 | 20 | 26 | 32 | 38 | 44 | 50 | 56 |
3 | 9 | 15 | 21 | 27 | 33 | 39 | 45 | 51 | 57 |
4 | 10 | 16 | 22 | 28 | 34 | 40 | 46 | 52 | 58 |
5 | 11 | 17 | 23 | 29 | 35 | 41 | 47 | 53 | |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация Инструкция. Я буду читать утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прослушайте внимательно каждое предложение и напишите одну из цифр, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете. № Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда 1. Я спокоен 1 2 3 4
ТЕСТ ФИЛЛИПСА. Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На бланке для ответов вверху запишите свою фамилию и имя. Отвечая на вопросы, записывайте ответ "+" (ДА), если Вы согласны с ним, или "-" (НЕТ), если не согласны".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...

Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...

Методика полярных профилей для изучения психологического климата класса по А. В. Лутошкину
Методика для изученияпсихологического климата класса...

Изучение психологического климата в учебной группе
Методика изучения психологического климата в учебной группе в помощь классному руководителю....

«Психологический климат коллектива»
Выявить особенности развития психологического климата.https://www.youtube.com/watch?v=6V9vp6JSGAo...