"Сердце отдаю детям"
классный час (11 класс)

Алена Владимировна Пуртова

Кураторский час. Цель: Показать тонкости нелегкой профессии педагога и способствовать осознанию величия подвига и роли педагога  в историческом прошлом и в настоящем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse_otdayu_detyam.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого внеаудиторного занятия

Тема: «Сердце отдаю детям»

Цель: Показать тонкости нелегкой профессии педагога и способствовать осознанию величия подвига и роли педагога  в историческом прошлом и в настоящем.

Задачи:

Обучающие: познакомить обучающихся с биографией некоторых педагогов;

Развивающие: развивать нравственные качества студентов на примерах педагогов – новаторов, педагогов - героев;

Воспитательные:  воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к будущей профессии, доброту, любовь, ответственность.

Педагогическая технология: критического мышления,  педагогика сотрудничества.

Форма: кураторский час.

Форма организации: этическая беседа.

Методы: работа в группе; использование мультимедийных средств; воспитывающих ситуаций.

Время проведения: 45 мин.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, раздаточные материалы.

  1. Организационная часть.

Проверка присутствующих, подготовка рабочих мест

  1. Начальная мотивация деятельности:

- Добрый день. Сегодня у нас очередной классный час. По традиции начнем нашу работу с  упражнения-разминки «Готовность к дальнейшей работе».

По моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным образом: кулаки, ладони или скрещенные на груди руки. Итак, …

Открытые ладони – вы готовы к работе.

Кулаки – я рвусь в бой.

Руки скрещенные – нежелание работать.

Попробуем еще раз? Один! Два! Три! Молодцы!

Я вижу, что вы готовы работать. Давайте возьмемся за руки и пожелаем себе хорошей работы.

- Наше занятие я хочу начать с притчи. «Что такое любовь?»

Послушник обратился к учителю с вопросом:

– Что такое любовь?

– Представь себе воду. Морская стихия может быть тихой гладью, ласкающей глаз, отражающей солнечные лучи и рождающей игривые блики. Может быть и бушующей смертью, топящей корабли, смывающей с лица земли маленькие деревеньки и большие города. Может обрушиться с небес и возродить пустыню, а может погубить всё живое на многие мили вокруг жестоким потопом. Может оказаться той каплей влаги, способной сохранить жизнь в пустыне, а может оказаться последней каплей терпения. Всё это и есть любовь.

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, есть ли связь между вашей будущей профессией и любовью?

Сегодня, мы с вами попробуем чуть глубже заглянуть в мир этой очень ответственной, но крайне интересной профессии.

- Эпиграфом к нашему  классному часу я взяла слова Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Вы согласны с высказыванием Л.Н. Толстого? Почему?

  1. Сообщение темы и целей занятия: -
  2. Изучение нового материала:

Педагог  – одна из древнейших профессий на свете. Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты. Вначале воспитателем называли того, кто учил добывать себе питание. Гораздо позже слово "воспитывать" стало обозначать учить манерам, поведению. На Руси первые учителя появились еще при Владимире Красное Солнышко. Уже тогда великий князь издавал указы, согласно которым, на службу к князю принимали только тех, кто умел читать, писать и считать. Поэтому родители старались научить всему своих детей. 

Предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Один день из жизни воспитателя».
Инструкция к игре. Сейчас вы должны составить рассказ о типичном трудовом дне работника педагогического труда с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных. Например, трудовой день врача можно представить так: «прием - пациент - планерка - вызов - ...». А теперь давайте то же проделаем с профессией «Воспитатель»  Время пошло… (Студенты зачитывают свои ответы).

В любом обществе, которое движется вперёд, стремится к прогрессу, профессии учителя, воспитателя неизменно будут оставаться почитаемой. Кропотливая работа педагогов незримо присутствует в результатах военных сражений в «горячих точках», мирного созидания, олимпийских победах, выдающихся научных исследованиях и деятельности на благо народа. Именно воспитатели, учителя помогают сохранять молодому поколению моральные ценности, знания, память о подвиге предков, оставаясь стратегическим резервом общества. Ну а когда на родине – беда, учителя первыми приходят на помощь, нередко ценой собственной жизни. И наш сегодняшний классный час – о лучших, о мужественных и самоотверженных педагогах.

Итак, я хочу вас познакомить с Василием Андреевичем Жуковским – наставником царских детей. (Рассказ о Жуковском)

Василий Андреевич Жуковский известен многим только как автор баллад. Однако с 1817 года в его жизни произошел крутой поворот: он становится учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы) Александры Федоровны. А в 1826 году ему предлагают должность наставника – воспитателя великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Близость Жуковского ко двору вызывала иронические и даже язвительные улыбки у многих петербургских либералов того времени. Но Жуковский смотрел на порученное ему дело иначе: «Моя настоящая должность, - писал он, - берет все мое время. В голове одна мысль, в душе одно желание… Какая забота и ответственность! Занятие, питательное для души! Цель для целой отдельной жизни!.. Прощай навсегда поэзия с рифмами! Поэзия другого рода со мною. Ей должна быть посвящена остальная жизнь». Жуковский сам подбирает педагогов, разрабатывает план воспитания наследника, рассчитанный на 12 лет. В основу положены гуманитарные науки, особое внимание уделено истории. Но главной задачей Жуковский считает развитие в питомце высокого нравственного чувства. Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца «великих реформ» 1861 году освободил крестьян от крепостной зависимости.

- Как по вашему, какие чувства, ценности руководили В.А. Жуковским? Какими качествами он обладал? Запишите, пожалуйста, их в ваших таблицах. Это должны быть имена существительны.

Следующая видная фигура - Л. Н. Толстой – народный учитель.

В течение трех лет, с 1859 по 1862 год, Лев Николаевич Толстой занимался только устройством школ в Ясной Поляне и в округе. А еще десять лет спустя он составлял свою «Азбуку» и писал в эту книгу рассказы для детей. За семь лет перед смертью Толстого биограф Бирюков спросил его: какое самое сильное увлечение испытал он в своей жизни?

Толстой все видал. Он знал войну, любовь, славу, богатство. Он перепробовал десятки занятий: писал романы и пахал землю, сочинял трактаты и шил сапоги, участвовал в переписи населения и служил офицером…

Но на вопрос Бирюкова он отвечал:

- Самый светлый период моей жизни дала мне … любовь к людям, детям. Это было чудное время…

Школа для него была радостью, «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Школа для него была связана с поиском жизни: «Я много думал и думаю об этом. А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, чего мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях».

- О чем говорил Л.Н. Толстой?

Задание аналогичное. Как по вашему, что двигало Л.Н. Толстым в его деятельности? Какими качествами он обладал? Ответ внесите в таблицу.

Я хочу вас познакомить с учителем Янушем Корчаком. Рассказ о Корчаке. 22 июля 1878 — 7 августа 1942

Подрастают ребята, которые ничего не слышали о Януше Корчаке, а всем, на чьей памяти Вторая мировая война, наверняка известно это имя. Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

Поляк Януш Корчак — один из самых известных учителей-героев. Ещё до войны он открыл в Варшаве приют для еврейских детей. Это место прозвали Домом сирот. Когда польскую столицу оккупировали немцы, Корчак вместе со своими воспитанниками отправился в Варшавское гетто. Там он даже смог поставить детский спектакль. Януш Корчак всячески пытался убедить руководство гетто в том, что его дети очень работоспособны и могут шить военную одежду для немецких солдат.  

Подвигом во имя детей стала и его смерть. Когда стало известно, что «Дом сирот» должны отправить в концлагерь, к Янушу Корчаку пришел один из его учеников и товарищей, Игорь Неверли. Пришел с пропуском на два лица – надеялся уговорить учителя спастись. Но Старый Доктор отказался: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких воспитанников и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Доктор Януш Корчак – автор всемирно известной сказки «Король Матиуш Первый» - был не только писателем, но и педагогом, создателем оригинальной системы воспитания. Всю свою жизнь он посвятил детям.

- Как вы думаете, счастлив ли был Януш Корчак? Почему?

Я снова попрошу вас обратиться к таблице и записать качества, чувства, которые двигали Янушом Корчаком.

Иван Константинович Каниди г. Беслан СОШ № 1. (1 сентября 2004г.)

Учитель физкультуры Иван Константинович Каниди. Один из заложников в Бесланской школе 1 сентября 2004года. Все три страшных дня плена стоял, уступая место на полу детям. Нескольких ребятишек Каниди спас еще в первые минуты захвата заложников, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не кавказцы и не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. Бандиты предложили ему свободу как самому старому заложнику - учителю было уже 74 года. Он отказался. Когда террористы направляли на детей оружие, Иван Константинович заслонял их собой. Учитель был убит при попытке обезвредить бандитов, решивших расстрелять заложников.

Какие качества, ценности были присущи Ивану Каниди? Запишите, пожалуйста, их в таблицу.

25 марта 2019 года всю страну потрясла трагедия в Кемерово, когда в торговом центре «Зимняя вишня» вспыхнул пожар, унесший жизни 64-х человек, в большинстве – детей. Учительница Татьяна Викторовна Дарсалия, пришедшая в кинозал с дочкой Элей, убедилась, что девочка вот-вот покинет опасное место, а сама выходить не спешила, хотя могла быстро это сделать. Она пропускала вперёд толпящихся детей и взрослых. Остаться в живых Татьяне Викторовне было не суждено: слишком долго она находилась в задымлённом зале и умерла от отравления угарным газом.

- Как вы думаете, почему Татьяна Викторовна не покинула центр вместе с дочкой? Что ей помешало это сделать? Запишите в таблицу те чувства, эмоции, которые ей двигали.

Эльвира Николаевна Игнатьева г. Казань гимназия № 175

О подвиге этой юной, но отважной девушки слышал, пожалуй, каждый. 11 мая 2021г в казанскую школу № 175, где 26-летняя Эльвира Игнатьева преподавала английский язык, ворвался вооруженный с ног до головы 19-летний Ильназ Галявиев. Услышав выстрелы, педагог сразу же вышла в коридор. По словам очевидцев, ей удалось оттолкнуть ребенка, стоявшего на пути у Ильназа, и заслонить его собой. Эльвира получила ранения, не совместимые с жизнью.

«Эльвира была умной, старательной, вкладывала все свои силы в детей, которых учила, даже подавала заявку на грант для учителей и заняла второе место. Она была целеустремленной, знала, чего хочет. По призванию она была учителем, работала вожатой в лагере, когда сама еще была подростком, и очень любила детей»…

- Давайте еще раз обратимся к нашей таблице и запишем качества, чувства педагога, который пожертвовал собой ради детей.  

- Так кто же такой педагог? (высказывания студентов). Педагог – это человек с огромной, чистой душой. Человек, который отдает часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в воспитанников свою любовь и заботу и ничего не требует взамен. Это человек, готовый в любой момент совершить подвиг.

Сейчас  я предлагаю вам вернуться к нашей игре «Один день из жизни воспитателя» и если есть желание дополнить его теми существительными, которые вы записали в таблице.  Что-то изменилось? (высказывания студентов).

Я вас снова порошу вернуться к приложению №2 и заполнить в таблице второй столбик: размышление: какими ценностями хотел(а) бы я руководствоваться в своей будущей профессии? (высказывания студентов).

3.        Сообщение темы и целей занятия:

В самом начале нашего урока, я пропустила один важный этап любого занятия. Как вы думаете, какой? (Не объявила тему и цель урока). А как вы бы назвали наше занятие? Я назвала его точно так же как называется одноименная книга   Василия Александровича Сухомлинского (может кто-то догадался?) «Сердце отдаю детям». Цель можете сами определить? (Показать тонкости нелегкой профессии педагога и способствовать осознанию величия подвига и роли педагога  в историческом прошлом и в настоящем).

  1. Обобщение и систематизация изученного материала.

 В конце нашего урока  хочу у вас спросить: «Всегда ли труд и профессия приносят радость и удовлетворение?»  (ответы)

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? Следовательно, профессия и труд приносят радость и успех только тогда, когда они по душе.

- А как вы считаете, будет ли ваша будущая профессия, вызывать у вас радость и желание трудиться?

Я желаю вам, чтобы ваша будущая профессия была вам по душе. Приносила не только материальный достаток, но и радость, любовь, желание приносить пользу людям.

  1. Итоговая часть:

Рефлексия. Закончить предложения:

  1. Я выбрал профессию «воспитатель», потому что …
  2. В профессии «воспитатель» самое важное…
  3. Счастье это когда…

Студенты по желанию зачитывают свои ответы.

Я благодарю всех за урок. Всем хорошего дня!

Приложение 1

Один день из жизни воспитателя

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

        ФИО

Качества, чувства, ценности

Размышление: какими ценностями хотел(а) бы я руководствоваться в своей будущей профессии?

Василий Андреевич Жуковский

Лев Николаевич Толстой

Януш  Корчак

Иван Константинович Каниди

Татьяна Викторовна Дарсалия

Эльвира Николаевна Игнатьева

Приложение 3.

Закончить предложения:

  1. Я выбрал профессию «воспитатель», потому что… __________________________

_______________________________________________________________________

  1. В профессии «воспитатель» самое важное… ________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Счастье это когда… _____________________________________________________

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

Портфолио и презентация "Сердце отдаю детям"

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» ПОРТФОЛИОучителя биологии изобразительного искусства Суровцевой Натальи Петровны...

"Талант и сердце отданы детям!"

Концерт, посвященный Дню учителя....

Как подготовиться к районному конкурсу "Сердце отдаю детям"

Предлагаются методические рекомендации по подготовке участников к районному конкурсу педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"...

Сценарий «Сердце отдаю детям»

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»...

Эссе. Сердце отдаю детям

Эссе к конкурсу Учитель года....