Урок мужества: "Нет в России семьи такой... "
классный час (8 класс)

     Война. Великая. Отечественная. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 50 лет!                                                                                              
  Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро 80 лет  со дня Великой Победы, бабушки-дедушки и даже прабабушки- прадедушки  современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод и лишения.                                         
  Я думаю, что сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, работавшими в поле, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.                                                                              
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_80_let_v0v.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

Цель:

Формирование патриотического сознания, воспитание чувства гордости за свою Родину, изучение истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны.

Задачи:

Создать условия для осмысления таких духовно-нравственных категорий, как: Родина, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину.

Способствовать укреплению связей между поколениями, развитию семейных ценностей обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Использовать содержание темы классного часа и его диалоговое пространство для нравственного воспитания учащихся, формирования их Я – концепции, основанной на ценностных ориентирах современного общества.

Ожидаемые результаты проведения мероприятия ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Личностные результаты образования:

– формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Дня Победы как священного праздника для всего народа, мощного фактора единства нации;

– воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе формирования принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

Метапредметные результаты образования:

– умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

– применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

– умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, умение работать в материальной и информационной среде общего образования в соответствии с содержанием конкретного исторического материала;

– знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов,

– умение устанавливать причинно-следственные связи, использовать логические построения при анализе событий Великой Отечественной войны;

– проявление творческих задатков, способностей и навыков проектной деятельности у школьников на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.

Актуальность темы

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. И такие классные часы помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формы воспитательной работы:

Фронтальная беседа.

Поисково-исследовательская работа учащихся, презентация результатов этого исследования.

Наглядная агитация (презентация, видео- и аудиозаписи).

Оформление и оборудование:

Фотографии военных лет

Презентация

Видеозапись с песнями военных лет.

Компьютер, проектор.

Ход мероприятия

Звучит песня в исполнении Эдуарда Хиля

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

Учитель:

Война. Великая. Отечественная. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 50 лет!

Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро 80 лет со дня Великой Победы, бабушки-дедушки и даже прабабушки- прадедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод и лишения.

Я думаю, что сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, работавшими в поле, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.

Вы – четвертое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье вам рассказывали о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. А что для Вас, поколения 21 века, значит слово война? ( ответы уч-ся)

На протяжении почти четырех лет войны Вооруженные силы СССР разгромили 607 дивизий фашистского блока. На Восточном фронте немецкие войска и их союзники потеряли почти 10 млн. человек. Были истреблены десятки тысяч танков и боевых самолетов. Тем самым военная машина фашизма была разбита, вместе с ней рухнул фашистский третий рейх, государственный строй нацистской Германии. Тяжелая война окончилась победой СССР.

2025 год знаменателен особой датой – 80 -летием Победы в Великой Отечественной войне. Это была не просто война за территории или зоны влияния. Эта война ставила вопрос о жизни или смерти нашего народа. В ходе неё СССР не только отстоял свою свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

Великая Отечественная война… Она прошла по судьбам миллионов людей, оставив на сердце и радость великой Победы, и горе утраты. В один из прекраснейших праздников в России – 9 мая – люди с гордостью рассматривают награды ветеранов войны, с интересом слушают их рассказы, смотрят старые и совсем новые фильмы о той далекой войне, зачитываются книгами о героических фронтовых буднях.

Во многих семьях как большие реликвии хранятся пожелтевшие странички писем с фронта, фотографии близких, навсегда оставшихся такими молодыми и счастливыми. Но есть семьи, в которых имеется один документ со страшной фразой «пропал без вести».

Ученик:

Я из без вести пропавших

На войне в чужом краю.

Не отмечен среди павших

В том отчаянном бою.

На заре, ещё живого,

Завалил землёй снаряд.

Из состава рядового

Исключил меня комбат.

Надо мной прошла пехота,

Танки грозные прошли,

Пронесли в санбат кого-то,

А меня вот не нашли…

Нет меня среди погибших,

Нет меня среди живых.

Так о нас, пропавших, пишут

В донесеньях фронтовых.

На листок, войной пропахший,

Слёз немало пролилось…

«Сын Ваш…без вести пропавший…»

Остальное всё слилось…

Борис жаров

Учитель:

Поиском пропавших без вести занимаются не только официальные структуры, но и простые, обычные люди, живущие среди нас.

Учитель:

Вглядитесь в эти лица…. Они защищали Отчизну. Мы остаёмся перед славными Героями войны в неоплатном долгу, этот долг зовёт каждого из нас добрыми делами и поступками ответить на призыв ныне живущих – Помните! Наш долг перед ними – память о них!

видео «Родина! Светлой памяти павших в борьбе против фашизма. Минута памяти 9 мая»/

Тысячи людей до сих пор разыскивают сведения о своих погибших в годы Великой Отечественной войны родственниках, надеются найти их место захоронения, узнать, где и при каких обстоятельствах настигла их вражеская пуля или осколок. Отныне у многих появилась надежда получить достоверную информацию. Раньше такие списки нужно было самостоятельно искать в архивах и газетных подшивках. Теперь поиском сведений занимаются специалисты Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). К ним поступает информация со всех регионов страны и из-за рубежа. О судьбе своих близких, защищавших и освобождавших нашу Родину в 1941 - 1945 годах, с помощью объединённой базы данных () можно узнать судьбу погибшего воина.

Мы уверены, нет в нашей стране равнодушных людей к судьбе своей Родины, её истории. Информация будет полезна всем тем, кто интересуется историей своей семьи, кто хотел бы узнать, где воевал дед или прадед; какие награды получил и за что, где и как погиб, не был ли в плену, немецких концлагерях на оккупированной территории СССР или территории Германии и других стран Европы, в гетто, лагерях НКВД, не воевал ли в партизанском отряде, не умер ли в госпитале от ран, не найден ли его медальон. А также тем, кто хотел увидеть подлинные документы времен войны, получить информацию из архивов … и ответить на многие для себя вопросы.

Давайте не будем забывать тех, кто отдал жизнь за нас. Фраза «Кто не уважает прошлого, тот лишен будущего!» должна стать девизом нашего поколения.

Учитель:

А сейчас мы поговорим с Вами о жителях нашего села, которые мужественно защищали нашу Родину в годы ВОВ.

Примерный список жителей села Соктуй – Милозан, погибших, или пропавших без вести в период Великой Отечественной войны

Беломестнов В.Д.

Беломестнов В.И.

Викулов И.Н.

Викулов Н.Н.

Викулов Н. Ш.

Викулов Ч.И.

Зайцев Е.А.

Зырянов В.А.

Иванов Н.В.

Ивашкеев Г.И.

Ивашкеев П.Г.

Ивашкеев П.П.

Китаев И.Я.

Кудрявцев М.В.

Кудрявцев В.

Кудрявцев П.В.

Мирсанова И.Е.

Мирсанов Г.Е.

Номоконов И.К.

Окладников С.Н.

Раздобреев К.М.

Томилов Ф.В.

Федотов П.С.

Харитонов И.Т.

Эпов А.И.

Эпов А.т.

Эпов А.Я.

Эпов Д.И.

ЭповИ.В.

Беломестнов Степан Дмитриевич.

Умер от болезни 5 мая 1943 года, в госпитале. Служил в 148-ой отдельной стрелковой бригаде.

Викулов Николай Николаевич, лейтенант, командир взвода. Служил в 131 гвардейском стрелковом полку 45 гвардейской стрелковой дивизии Убит 1944 года.

Эпов Динис Иннокентьевич, стрелок. Служил в штабе 109 стрелковой дивизии. Умер от ран 1942 года.

Китаев Николай Васильевич.

Родился в 1918 году в селе МусоркаНовобуяновского района Куйбышевской области.

В 1939 году, призван в армию.

Воевал с милитаристкой Японией, в составе 12-ой воздушной армии.

После войны работал в селе Соктуй-Милозан механизатором.

Награжден медалями: «За победу над Японией», «XX лет победы 1941-1945 гг.», и другие.

Федотов Семен Иванович

Родился в 1912 году в селе Казаково-Балейского района.

В 1926 году переехал в Соктуй.

В 1942 году, призван в армию. Воевал на III Белорусском фронте, дошел до Берлина.

Имеет награды: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», и другие.

«Жители села Соктуй-Милозан кавалеры ордена Славы III степени и ордена Красной Звезды»

Беломестнов Петр Лукич

Когда началась война, Петру было 28 лет. Как и любой советский человек, он стремился попасть на фронт. Но победа на военном фронте не возможна без победы на трудовом. Петр Лукич был направлен телеграфистом в Борзю. Через некоторое время он был вызван в военкомат, здесь ему поручили важное задание. Подготовить взвод девушек-снайперов.

В делах прошел первый год войны. А далее поход в военкомат, теплушка, жаркий вагон, и Москва. А оттуда, сразу же молодые ребята были отправлены на передовые позиции.

Так с конца 1943 года начинается военная биография Петра Лукича.

Более двух месяцев сражались забайкальцы под Москвой. А затем перешли в наступление Витебск-Орша. В составе 97 дивизии 3 Белорусского фронта прошёл Петр Лукич Белоруссию, принимал участие в освобождении литовских городов Вильнюс и Каунас. Подошел к границам Восточной Пруссии. Здесь немцы создали сильное укрепление, так как отсюда начиналась прямая дорога на Германию. В ходе ожесточенных боев советские войска сокрушили оборону врага, и к концу января 1945 года вышли к Кенигсбергу, а 9 апреля наши войска штурмом овладели Кенигсбергом. Заняли всю Восточную Пруссию. Здесь, в Восточной Пруссии встретил Петр Лукич долгожданную победу. Бойцы со слезами на глазах слушали приказ о безоговорочной капитуляции Германии. Конец войне! Но до конца еще было несколько месяцев.

У советского народа был еще враг- милитаристская Япония.

Петр Лукич попадает на 1 Дальневосточный фронт.

Бойцам дали отдохнуть только один месяц. А дальше бесконечные учения в Уссурийском крае. А дальше СССР объявил войну Японии.

Наступление советских войск проходило в очень сложной ситуации. Сложность представляли горы - Большой Хинган. В августе прошли проливные дожди. Дороги размыло.

В упорных боях советские войска прорвали оборону противника, преодолели горные хребты. Части 1 Дальневосточного фронта заняли крупные города Гирин и Харбин. Петр Лукич принимал участие в боях за город Муданьцзен и Леулин. За 23 дня советские войска нанесли сокрушительное поражение Квантунской армии. В мае 1946 года был издан приказ о демобилизации и Петр Лукич вернулся в родное Забайкалье.

Викулов Валентин Николаевич

Попал на фронт Валентин Николаевич 7 августа 1943 года, до этого трудился в строительном батальоне. Валентин Николаевич принимал участие в строительстве аэродромов. Приходилось работать несколько суток с перерывом 2-3 часа.

Когда Валентин Николаевич демобилизовался на фронт, то попал в 5 гвардейскую тяжелую артиллерийскую дивизию, которая сражалась в составе 2 Белорусского фронта. В составе этой дивизии прошел Валентин Николаевич всю Смоленскую область.

Наступал на Витебском направлении в Белоруссии. Дивизии, в которой сражался Валентин Николаевич, было дано задание пересечь железнодорожную линию Витебск-Орша. По донесению советских разведчиков, эта дорога вела в ставку Гитлера, и по этой дороге ездят офицеры немецкой армии. Получив задание группа бойцов перешла линию фронта и засела у дороги. Два бронепоезда бойцы пропустили, а третий был задержан.

После тяжелых боев на Смоленщине и в Белоруссии, дивизия где сражался Валентин Николаевич была изрядна потрепана, и ее отправили на отдых на два месяца на ст. Сросную Смоленской области.

После укомплектования. Дивизия была отправлена под Ленинград, в Карело-финскую область. Летом 1944 года дивизия перешла в наступление. Местность была трудная. Здесь Валентин Николаевич получил ранение, был направлен в госпиталь в Ленинград. Валентин Николаевич был ранен в щеку. Ранение было не такое тяжелое, но 12 суток он не мог пить и есть. Затем Валентина Николаевича перевезли во Владимир, где он пролежал более двух месяцев. После выздоровления он был направлен в автороту, где и прослужил до конца войны.

Учитель:

Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии был подписан в пригороде Берлина 8 мая в 22:43 по центрально-европейскому времени (по московскому времени 9 мая в 0:43). Именно из-за этой разницы во времени День окончания Второй мировой войны в Европе отмечается 8 мая, а в Советском Союзе - 9 мая.

Минута молчания

Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Заключительное слово «Мы помним»

Учитель:

Ребята, какая богатая история у наших семей и нашей страны. Что мы с вами можем сделать для ее сохранения?

(Общаться с ветеранами, носить георгиевские ленточки, принимать участие в митинге, при любой погоде, участвовать в конкурсах и викторинах о ВОВ, рассказывать друг другу о подвигах …)

Учитель:

А в завершении предлагаю спеть песню «День Победы»

Видеоролик-караоке «День Победы» - дети поют песню

День Победы

(Композитор Давид Тухманов, слова Владимира Харитонова)

1. День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, —

Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах.

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

2.Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели —

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

3.Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, пол-Земли, —

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Литературно - музыкальный вечер "Нет в России семьи такой..."

Внеклассное мероприятие, посвящённое военно-патриотической тематике....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

Сценарий урока памяти "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Урок памяти посвящен годовщине Великой Отечественной войны. Урок построен на мини-исследованиях учащихся 6класса об участии их прапрадедов в Великой Отечественной войне. Мероприятие сопровождается пре...