Сценарий родительского собрания "Выбор профессии - выбор будущего"
методическая разработка (8 класс)
Родительское собрание проводится совместно сучащимися.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего»
Цели мероприятия:
- Показать учащимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии.
- Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
- Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
- Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
- Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
- Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Ход мероприятия
Школьники и родители рассаживаются группами.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3 как в сказке, а 40 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий в мире. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Разминка. Давайте проверим насколько хорошо вы знакомы с таким многообразием профессий:
- Ножницы в руках, расчёска —
Вот и новая причёска.
Чёлку быстро подстрижёт,
Кудри пышные завьёт.
Это мастер красоты.
Кто такой, ответишь ты?
(Парикмахер)
Строит он высокий дом,
Много окон будет в нём,
В них заглянут свысока
Солнце, птички, облака.
Столько радостных людей
Там поселятся скорей.
Дети, их родители
Благодарят … (Строителя)
Может вам укол поставить,
Нужное лекарство дать,
Без заботы не оставит,
Если хворь пришла опять.
Бинт наложит, раны смажет,
Ставит градусник с утра.
Кто в больнице очень важен?
Ну, конечно,… (Медсестра)
Нам в аптеке помогает,
Про лекарства много знает.
Подадим ему рецепт —
Даст, что нужно … (Фармацевт)
Его работа непростая,
Порой опасна и трудна.
Он уголь в шахте добывает,
Чтобы в тепле жила страна. (Шахтёр)
Знает цифры назубок,
Подсчитать сумеет в срок
Все налоги и зарплаты,
Сложит прибыль, вычтет траты,
Ничего чтоб не терять.
Кто он? Сможешь угадать? (Бухгалтер)
В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. В связи с переходом к рыночной экономике появились новые профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Читаем в газете объявление «Крупная компания приглашает помощника мерчендайзера в отдел промоакций с опытом работы промоутером». Чтобы понять данное объявление, необходимы элементарные знания в мире современных профессий. Давайте проверим, кто лучше знаком с современными профессиями. (карточки с названиями раздают командам родителей и детей) Расскажите о данной профессии.
ХОСТЕС. Профессия хостес родом из Англии. В переводе с английского «хостес» означает «хозяйка». Изначально так называли только стюардесс, но позже хостес стали называть и хозяек зала в ресторане, и старших официанток, и даже хозяек гостиниц.
Профессия хостес довольно молода. Еще несколько лет назад хозяйку зала можно было встретить только в самых дорогих и престижных ресторанах, сегодня же своя хостес есть практически в любом кафе. Ее обязанности – встречать посетителей, интересоваться, какой зал они предпочитают (для курящих или для некурящих), провожать их к столику и предоставлять меню. Часто хостес приходится координировать работу официантов и следить за тем, как они справляются.
АНДЕРРАЙТЕР (англ. «underwriter») (на рынке ценных бумаг) – юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Более распространенное значение слова «андеррайтер» – специалист в области страхования. Дословно «андеррайтер» означает «подпись под рисками». Андеррайтер описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. Главная задача андеррайтера – оценка рисков по договорам страхования.
ТИТЕСТЕР происходит от английских слов «tea» — чай и «tеst» — пробовать. Для большинства людей в мире чашка ароматного чая — это момент отдыха, но есть люди, для которых чаепитие — это работа. Титестеры занимаются дегустацией чая и составлением купажей (или по-английски блендов чая) из различных сортов.
МЕРЧЕНДАЙЗЕР — это специалист который отвечает за то, как продаются товары в торговых точках. Он следит за наличием товаров на прилавках, придумывает, как выложить ассортимент таким образом, чтобы он привлекал внимание покупателей, контролирует порядок в торговом зале и в целом организовывает работу магазина. Некоторые задачи мерчендайзера:
оформление витрин
Размещение товаров.
Контроль запасов.
Создание привлекательного магазинного пространства.
Проведение акций и распродаж.
Как сориентироваться в таком многообразии? Какую профессию выбрать? Кто уже сделал свой выбор? И кому его придется сделать уже на следующий год.
Анализ статистики по результатам анкетирования по выбору профиля и выбору профессии
Помочь в этом непростом деле как выбор профессии может профессиональное самоопределение. Эти границы очерчены формулой профессии «хочу-могу-надо». Что это значит?
В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).
Давайте посмотрим какие профессии интересны и актуальны для нашего класса
(слайд с результатами родителей и ребят) Что привлекает в данных профессиях?
«Могу» — любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; творческими — литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, негигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, геологов, археологов.
1. Какие качества личности нужно развивать в себе, которые полезны в любой профессии? (работа в группах)
Топ-10 качеств для любой профессии
Исполнительность
Способность адаптироваться
Внимание к деталям
Совместная работа
Коммуникабельность
Умение разрешать конфликты
Креативность
Критическое мышление
Задание: командам собрать квадраты Никитина (как показатель умения работать в команде)
Странное дело, а может быть нет
Жил был на свете когда – то сапожник
Был он сапожником 45 лет.
Но про него говорили – художник
Странное дело, а может быть нет.
Жил был на свете когда – то художник
Был он художником 70 лет
Но про него говорили – сапожник
Странное дело, а может быть нет. О каком еще важном качестве идет речь?
Психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей открыто для него. Поэтому чрезвычайно полезно пробовать себя в самых разных сферах: в рисовании, пении, математике, плетении кружев, стрельбе из лука, выращивании растений...
«Надо» — это востребованность конкретной профессии на рынке труда. В начале 90-х гг. XX в. в связи с перестройкой экономики и сменой административно-планового хозяйства свободными рыночными отношениями в нашей стране возникла острая необходимость в квалифицированных экономистах и менеджерах (управленцах). Начался бум — один за другим открывались новые экономические вузы и факультеты. В итоге к 2002— 2003 гг. наметилось «перепроизводство» этих специалистов, и спрос на них несколько упал. Другой пример изменения ситуации на рынке труда — бурное развитие с середины 90-х гг. информационных технологий, в связи с чем увеличился спрос на программистов, инженеров-электронщиков, математиков и др.
По данным социологов в мире существует около 40 тысяч профессий, но ежегодно появляются до 50 новых. Сегодня самыми востребованными на рынке труда являются следующие профессии (Анализ списка самых востребованных профессий)
Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается. Тем не менее
Более 20 % студентов ВУЗов разочарованы в выбранной профессии, Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 15% увеличивает производительность труда, в 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Давайте посмотрим все ли родители довольны своим выбором (анкетирование)
Задание командам:
Родители: Каких ошибок нужно избегать при выборе профессии?
(советы как сделать правильный выбор на основе своих ошибок )
Примерные ответы:
1. Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди- то все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.
2. Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.
3. Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где всё богато, блистательно. …У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом! ) Готовы ли прислушаться к мнению родителей? (анализ анкет)
Дети: Какие вопросы по профориентации Вас интересуют, и Вы бы хотели получить на них ответ?
Заключение. Неважно, какую профессию выберете вы, станете знаменитым или нет, главное – хорошо делать свое дело, любить свою профессию. Помните слова В.М. Шукшина «Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник, живи и выкладывайся весь, без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба».
Рекомендации учащимся от психолога по профориентации
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Выбор профессии - выбор будущего
Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...
Выбор профессии - выбор будущего.
Воспитательное занятие для 9 класса....

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"
Представлены материалы для выпускников и родителей...

Сценарий родительского собрания о выборе профессии детьми
Сценарий родительского собрания о выборе профессии детьми...

