Разработка и апробирование методических разработок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
статья
Существует огромное количество форм работы по профилактике ДДТТ. На сегодняшний день наиболее актуальны:
- лекции и пресс-конференции с использованием мультимедийных и компьютерных технологий, показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
- задания по составлению простых и сложных кроссвордов по тематике безопасности дорожного движения; изучение иллюстраций с выявлением нарушителей правил дорожного движения или определения типичных опасных дорожных ситуаций и пути выхода из них;
- сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения;
- моделирование ситуаций, игры-викторины, тренинговые занятия, работа в автогородке и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Атарщикова Екатерина Сабировна, учитель французского языка МОУ Гимназии № 13 г. Волгоград
Разработка и апробирование методических разработок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Добрый день, уважаемы коллеги.
Тема моего выступления «Разработка и апробирование методических разработок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». Я не буду говорить о том, как важна и актуальна сегодня работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, потому что все собравшиеся здесь прекрасно осознают необходимость этой работы.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики ДДТТ возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.
Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
1. Учебный процесс:
- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЗР;
- изучение ПДД по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;
- проведение учебных экскурсий;
- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.
2. Внеурочная деятельность
- проведение тематических классных часов;
- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися;
- участие в мероприятиях по ПДД, проводимых на районном и городском уровне;
- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках акций различного уровня;
- обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;
- проведение бесед с учащимися-нарушителями ПДД;
- ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;
- создание и работа отряда юных инспекторов движения.
3. Информационное и материально-техническое обеспечение
- программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЗР, ответственного за организацию работы по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении;
- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
- наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;
- инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;
- создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.
4. Работа с родителями
- обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на заседаниях родительского комитета;
- проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
5. Контроль со стороны администрации
- проверка правильности и систематичности заполнения журналов;
- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;
- посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий представителями администрации образовательного учреждения, ответственных за организацию работы по профилактике ДДТТ.
Существует огромное количество форм работы по профилактике ДДТТ. На сегодняшний день наиболее актуальны:
- лекции и пресс-конференции с использованием мультимедийных и компьютерных технологий, показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
- задания по составлению простых и сложных кроссвордов по тематике безопасности дорожного движения; изучение иллюстраций с выявлением нарушителей правил дорожного движения или определения типичных опасных дорожных ситуаций и пути выхода из них;
- сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения;
- моделирование ситуаций, игры-викторины, тренинговые занятия, работа в автогородке и т.д.
Это многообразие форм работы позволяет нам выбирать те, которые соответствуют уровню материально-технического оснащения учебного заведения, целям и задачам профилактической работы.
Кроме того, существующая методическая база, включающая в себя готовые разработки мероприятий, позволяет использовать их в своей работе, корректируя в соответствии со своими целями и планируемыми результатами, а также миксовать их, получая абсолютно новый продукт.
Хотелось бы остановиться на одной форм работы по профилактике ДДТТ.
Вид урока: сюжетно-ролевая игра «Час суда»
1. Сценарий урока по ПДД для обучающихся 10 класса Тема: «Законодательство в области дорожного движения. Ответственность несовершеннолетних»
Возраст участников: учащиеся 10 класса, 16–17 лет.
Количество участников: 15–30 человек.
Продолжительность: 40 минут.
Требования к локации: учебная аудитория. Необходимое мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, звуковые колонки.
Цель занятия: закрепление имеющихся знаний о дороге, дорожном движении, безопасности. Изучение законодательства (в первую очередь ПДД) для участников дорожного движения. Формирование общей культуры поведения на дороге. Знакомство обучающихся с правовыми и юридическими терминами.
Форма закрепления: коллективно-творческое дело (класс делится на лиц, участвующих в судебном заседании. Каждый участник получает конверт с заданием. Далее — обсуждение, поиск верного решения и представление перед классом в форме открытого судебного заседания. В каждом конверте определены роли: судья, истец, ответчик, адвокат, свидетели, сотрудники ГИБДД — и расписан алгоритм их действий). Учитель при этом выступает в качестве секретаря суда.
По сути, мы совершим виртуальное путешествие в зал суда, где идет рассмотрение дел участников дорожного движения, ставших участниками дорожно-транспортных происшествий. В течение урока мы повторяем Кодекс административных правонарушений, правильное применением норм ПДД и, конечно, говорим об ответственности участников дорожного движения.
Итак, секретарь суда оглашает материалы дела. Описывается конкретная, часто случающаяся ситуация, в которой несовершеннолетний становится потерпевшим в ДТП. Ситуация может, и даже будет лучше, если она будет носить неоднозначный характер. Например: «Несовершеннолетний переходил дорогу по неуправляемому пешеходному переходу и был сбит автомобилистом».
В ходе судебного заседания участниками процесса выясняются все подробности данного ДТП. Как то: несовершеннолетний пересекал проезжую часть в капюшоне, который ограничивает обзор. Во время движения по пешеходному переходу потерпевший «сидел» в телефоне. Водитель двигался без нарушения скоростного режима. Или: несовершеннолетний вышел на проезжую часть на неуправляемом пешеходном переходе из-за укрытия. Водитель двигался без нарушения скоростного режима в условиях плохой видимости.
Виновным в ДТП безусловно признан водитель транспортного средства. Но данные ситуации носят неоднозначный и даже, в какой - то степени, провокационный характер с целью привлечения внимания учащихся к деталям, способствующим совершению ДТП. Главная задача – донести до учащихся мысль о том, что безусловное и справедливое наказание водителя транспортного средства (средства повышенной опасности) НЕ может вернуть здоровье, а тем более ЖИЗНЬ потерпевшему. Обстоятельства, сопровождавшие ДТП (капюшон, сотовый телефон, укрытие) являются нарушением ПДД со стороны потерпевшего, и именно они усугубили его последствия.
Наша главная цель – сохранение жизни и здоровья учащихся. донести до детей, что соблюдение ПДД поможет избежать ситуаций, в которых несовершеннолетние становятся жертвами ДТП. Фраза «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» применима и к соблюдению ПДД.
(РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ)
Важной составляющей в работе по профилактике ДДТТ является робота с родителями. Причем не просто «пассивная» работа в виде выдачи информации, а непосредственное вовлечение родителей в профилактику ДДТТ.
Одной из эффективных форм работы по профилактике ДДТТ и вместе с тем, хорошей возможностью повысить ответственность родителей за воспитание своих детей, может стать деятельность добровольного объединения родителей «Родительский патруль»
Алгоритм создания подобного объединения знаком всем нам:
1. Создается приказ «Об организации работы Родительского патруля», которым утверждается: - состав родительского патруля на учебный год;
- график работы родительского патруля на учебный год;
- назначается ответственный за организацию и координацию работы родительского патруля.
2. Разрабатывается и утверждается Положение о добровольном объединении родителей
«Родительский патруль» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»
3. Определяются цель и задачи деятельности «Родительского патруля».
Целью работы Родительского патруля является снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма через привлечение родительской общественности к профилактической работе в образовательной организации.
Родители имеют наибольший авторитет в глазах ребенка. Именно к их словам ребенок прислушается в первую очередь. «Родительский дорожный патруль» – это одновременно и личный пример, и средство воспитания, и средство профилактики на дороге.
Механизм реализации деятельности родительского дорожного патруля помимо непосредственного профилактического эффекта, несет за собой длительный, пролонгированный эффект. Данные, собранные во время проведения подобных мероприятий, позволяют проанализировать существующие проблемы, как в знаниях несовершеннолетних, так и выявить наиболее опасные участки улично-дорожной сети, на основе чего прорабатываются пути решения и меры по устранению выявленных недостатков.
Как показывает опыт, наиболее эффективным взаимодействием с родительской общественностью является точечная работа, так как в каждой территории есть своя проблематика, и родители внимательнее воспринимают информацию о том, что творится непосредственно рядом с ними.
В состав Родительского патруля МОУ Гимназии № 13 входят 6 человек. Это родители учащихся 5-11 классов.
Задачи «Родительского патруля»:
- обеспечение безопасности несовершеннолетних и контроль за соблюдением ими Правил дорожного движения;
- пропаганда необходимости неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения водителями;
- привлечение внимания родительской общественности к проблеме безопасности дорожного движения детей-пассажиров и использования детских удерживающих устройств при перевозке детей в качестве пассажиров;
- контроль и пропаганда необходимости использования несовершеннолетними
световозвращающих элементов на одежде;
- контроль за детьми и подростками, управляющими вело- и мототехникой;
- повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей навыка правильного, безопасного поведения на проезжей части.
Специфика расположения нашей гимназии такова, что подойти к ней со стороны улицы Ополченской довольно сложно. Надежные управляемые пешеходные переходы есть в районе Рынка ТЗР и остановки Старт. И один, и тем более, второй расположены довольны далеко от гимназии. Между ними управляемый пешеходный переход в районе Привоза, на котором в час пик очень сложная обстановка и он крайне перегружен и неуправляемый пешеходный переход со стороны улицы им. Быкова. Именно он является основным при переходе учащимися проезжей части. Именно на нем происходит больше всего ДТП. И именно он является наиболее опасным участком улично-дорожной сети и главной территорией дежурства Родительского патруля. Родители, члены Родительского патруля, сами, будучи водителями, видят все особенности и сложности данного участка дороги и уделяют ему особое внимание.
(ВИДЕО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем»
Положение, методическая разработка, презентация, памятка помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма Игра «Лучший пешеход» (для учащихся 2 - 3-х классов)
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является очень актуальной. Данная методическая разработка в игровой, доступной форме поможет детям закрепить свои знания по ПДД....

Методическая разработка занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Осторожно - скутер"
Сценарий викторины по профилактике ДДТТ, основное внимание уделено правилам езды на скутерах, мопедах...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка « Дидактические игры для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
представленный материал является картотекой дидактических игр с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста по Правилам дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА воспитательного мероприятия «ПО СЛЕДАМ КОТА ЛЕОПОЛЬДА» или «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО», направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
Данная методическая разработка предназначена для обучающиеся старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «Знатоки ПДД»
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «...
