Методическая разработка классного часа " Дружба- это важно"
классный час (5 класс)
- формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
- воспитание добрых качеств детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу, стремления к взаимопомощи, сотрудничеству;
- развитие навыков эффективного общения и повышение коммуникативной компетентности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дружба- это важно»
5 класс
Составитель: классный руководитель 5 класса
Кривошеева Наталия Александровна
КГБОУ «Железногорский кадетский корпус»
структурное подразделение
Мариинская женская гимназия
ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край
Цель:
- формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
- воспитание добрых качеств детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу, стремления к взаимопомощи, сотрудничеству;
- развитие навыков эффективного общения и повышение коммуникативной компетентности.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования нравственных качеств: умения дружить, ценить дружбу;
- для развития умения слушать, понимать, сопереживать;
- определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных возможностей у учащихся, умения правильного общения в обществе;
- для формирования умения высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Воспитательные
- создать условия для формирования положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других.
Форма организации: классный час (на сплочение коллектива).
Оборудование: доска, проектор, листы бумаги.
На доске - цитаты:
«На земле нет ничего более ценного, чем настоящая дружба» (Фома Аквинский).
«Настоящий друг — тот, кто остаётся с вами тогда, когда от вас уходит весь мир»
(У. Винчелл).
«Дружба кончается там, где начинается недоверие» (Сенека, римский философ)
Ход классного часа:
- Вступительная часть.
Притча:
В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Что имел ввиду глава семьи? Какой основной смысл этой притчи? Какой класс можно назвать дружным? А можно ли наш класс назвать дружным? Почему? Сегодня мы посмотрим, насколько дружен наш классный коллектив и сможем ли мы действовать сообща в сложных ситуациях.
Учитель:
- Что значит сплоченный коллектив?
- Для чего нужна людям сплоченность?
- Какой класс можно назвать сплочённым?
- А ученики нашего класса сплочённые? Почему?
Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Деление класса на группы.
Но прежде чем продолжит этот классный час мы должны распределиться по группам.
(Из коробочки дети, не глядя, достают вырезанные фигуры разных цветов).
Те, у кого детали одного цвета – будут в одной группе. И таких групп у нас 3. Придумать название команд и оформить на листе А 4.
II. Основная часть.
1. Беседа о дружбе.
Ребята, представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство.
Какая чаша перевесит? Что важнее?
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба? Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените? Как люди должны общаться между собой, чтобы им было приятно дружить? (ответы детей).
Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
Дружба - это устойчивые взаимоотношения, основанные на доверии.
Дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту
Дружба – главное чудо. Всегда с ней любая беда – не беда.
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность.
Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет... (С. Михалков)
Дружба – это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения.
К сожалению, не у всех из нас есть друзья. Если у вас нет друга, почему так случилось? (Дети высказывают свое мнение)
Чаще всего человек сам не готов стать настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требовать слишком многого, ничего не предлагая взамен.
2. Разберем ситуации в группах, дискуссия.
Ситуация №1 (общая ситуация)
Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
2. Знаете ли вы такие примеры?
3. Какие качества вы цените в друге?
Ситуация №2 (общая ситуация)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения.
#1063;то случилось с Мишей?
2. Почему он повел себя так?
3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?
4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?
5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Ситуации по группам для обсуждения (учитель раздает по 1 ситуации для каждой группы). Время обсуждения – 3 минуты.
1 группа: «Друг выдал тайну»
У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он поделился с одноклассником. Что это? - предательство, желание утвердиться за чужой счет или простая болтливость, к которой можно отнестись снисходительно? Вы сурово осудите друга или простите ему эту оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили?
Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои поступки. Ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.
2 группа: «Друг просит о помощи»
Вечером, во время просмотра интересной передачи по телевизору, тебе позвонил друг и попросил срочно помочь разобраться с заданием по математике. Ты ждал эту передачу всю неделю, так хотел ее посмотреть, а тут, друг со своей математикой. И вот, ты весь вечер просидел за книгой. Но, зато, как признателен тебе твой друг за помощь. Теперь, если тебе понадобится помощь, твой друг обязательно поможет тебе. Как бы ты поступил в данной ситуации?
3 группа: «Друг говорит плохие слова»
Твой друг употребляет в речи плохие слова и выражения. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы примете в том или ином случае.
3. Составить цветок «Качества друга».
Пожалуй, вы согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить.
- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте сейчас составим ЦВЕТОК «Качества друга» (Работа в группах. Участники группы пишут на отдельных лепестках качества друга, после собирается цветок от каждой группы, обсуждается).
Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.
- А теперь предлагаю вспомнить пословицы о дружбе.
Игра «Закончи пословицу».
(можно предложить детям самим вспомнить пословицы о дружбе).
Необходимо объяснить ее смысл.
Старый друг… (лучше новых двух)
Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)
Один за всех…(и все за одного)
Человек без друзей…(что дерево без корней)
Дружба – как стекло…(разобьешь – не сложишь)
Недруг поддакивает…(друг спорит).
Новых друзей наживай, а старых… (не забывай)
Друзья познаются… (в беде)
Легко друзей найти, а трудно… (сохранить).
- Составление «Правил дружбы».
Определите правила взаимоотношений в коллективе, позволяющие всем быть друзьями.
Напишите, пожалуйста, правила, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести в свои группы, потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.
На слайде показаны правила дружбы:
Быть вежливым и приветливым. Всегда приветствовать собеседника, благодарить за помощь.
Внимательно слушать. Не отвлекаться на телефон или другие занятия во время разговора.
Уважать личное пространство. Не нарушать границы окружающих.
Поддерживать позитивный настрой. Фокусироваться на позитивных моментах, избегать постоянных жалоб и критики.
Не перебивать собеседника. Дать возможность высказать свои мысли, даже если мнение не совпадает.
Интересоваться другими. Расспросить об увлечениях и хобби, чтобы узнать собеседника получше.
Делать комплименты. Искренние комплименты могут поднять настроение и наладить контакт.
Приглашать на совместные мероприятия. Например, поход в кино, на концерт или спортивное занятие.
Относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
На каждый стол можно раздать памятки о дружбе.
Существует несколько законов дружбы:
- Уважайте друг друга.
- Радуйтесь вместе с друзьями.
- Не обижайте друзей.
- Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
- Берегите своих друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг, лучше новых двух.
Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
- Теперь вы должны найти что-то общее для всех членов команды.
На каждом столе лежит листок бумаги, напишите на нём не менее пяти признаков, которые вас объединяют, признаков можно написать как можно больше (время 1 минута).
Ну что ж, ребята, какая команда не смогла найти 5 признаков, вас объединяющих? Нет таких? А кто нашёл больше?
Ребята зачитывает признаки своей команды.
Золотое правило общения: «Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
- Заключительная часть.
Рефлексия.
Беседа с детьми.
О чём сегодня говорили? Что нового узнали? Какие правила дружбы запомнили? Чему научились? О чём задумались? Какие чувства возникли во время урока?
Каковы основы настоящей дружбы? Кого можно назвать настоящим другом? Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?
Пусть на жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.
Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
Подарите сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Если другу хорошо
Смейтесь, пойте песни!
Коль час радости пришёл
Веселитесь вместе!
Ну а если огорчён
Друг твой почему-то,
Ты подставь ему плечо
В трудную минуту.
Много добрых слов скажи,
Пожелай удачи
И совместно с ним реши
Сложные задачи.
Не завидуй никогда
Другу ты в успехах.
Зависть дружбе навсегда
Может стать помехой. (О. Огланова.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "В дружбе - сила!"
Методическая разработка классного часа "В дружбе сила!" для учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка классного часа "Есть такое чувство-дружба!"
В старших классах школы всё чаще присутствуют классные часы с темами о становлении имиджа, о совершенствовании личностных и профессионально-значимых качеств. Считается, что говорить с подростками о др...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа " Дружба в жизни человека"
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час прохо...

Методическая разработка классного часа «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: поддержать бережное отношение к женщине – матери, укрепление устоев значимости семьи и роли матери – хозяйки, заступницы, хранительнице семейного очага....

Методическая разработка классного часа на тему: «ДРУЖБА»
Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.Задачи:• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;• формиров...
