Сценарий классного часа в 7 классе "Толерантность: уважение к другим, умение жить вместе"
классный час (7 класс)
Цель
Формирование уважительного отношения к различиям, развитие эмпатии и коммуникативных навыков у учащихся 7-го класса.
Задачи
- Объяснить понятие «толерантность» простыми словами.
- Показать важность уважения к людям с разными взглядами, культурой, внешностью.
- Развивать навыки слушания, аргументации и разрешения конфликтов.
- Закрепить поведенческие навыки в игровых и практических ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Толерантность: уважение к другим, умение жить вместе
Цель
Формирование уважительного отношения к различиям, развитие эмпатии и коммуникативных навыков у учащихся 7-го класса.
Задачи
- Объяснить понятие «толерантность» простыми словами.
- Показать важность уважения к людям с разными взглядами, культурой, внешностью.
- Развивать навыки слушания, аргументации и разрешения конфликтов.
- Закрепить поведенческие навыки в игровых и практических ситуациях.
Возрастные особенности семиклассников, учтённые в сценарии
- Нужда в активной деятельности и эмоциональном вовлечении.
- Склонность к групповой динамике: важно балансировать работу в парах, малых и больших группах.
- Формирование самостоятельных суждений: давать задачи для рассуждения и рефлексии.
- Краткая продолжительность внимания: чередовать методы каждые 7–15 минут.
Длительность: 45–50 минут
Материалы
- Раздаточные карточки (с ситуациями, словами, определениями)
- Картинки с разными людьми и ситуациями
- Маркеры, бумага, стикеры
- Таймер
- Правила групповой работы на листе
Структура занятия
1. Вступление 5 минут
- Приветствие, создание позитивного настроя: короткая «разминка» — каждый по кругу называет своё имя и одну черту, которой гордится (1 слово).
- Постановка цели: коротко объяснить, о чём классный час и почему тема важна.
2. Активизация знаний 7 минут
- Мозговой штурм «Что такое толерантность» (вся группа).
- Учитель пишет ключевые варианты на доске, формирует общее определение простыми словами: «Толерантность — готовность уважать и принимать людей, даже если они отличаются от тебя».
3. Интерактивная мини-лекция 7 минут
- Ключевые понятия: терпимость vs уважение, эмпатия, стереотип, предубеждение, дискриминация.
- Короткие примеры: в школе, в семье, в Интернете.
- Вопросы для проверки понимания (ответы от 2–3 добровольцев).
4. Работа в малых группах (4–5 человек) 10 минут
- Задача группы: разобрать 3 карточки с житейскими ситуациями (конфликт в коридоре, шутки о национальности, новый ученик с отличной от большинства внешностью или традициями).
- Для каждой ситуации указать: а) в чем проблема; б) как мог бы вести себя участник, чтобы показать толерантность; в) какие последствия этих действий.
- Роли внутри группы: секретарь (записывает), докладчик, таймкиллер, наблюдатель за порядком.
5. Представление результатов и обсуждение 8 минут
- Каждая группа кратко (1–2 минуты) представляет одну разобранную ситуацию и своё решение.
- Учитель подводит короткие выводы, выделяет удачные идеи, корректирует неверные представления.
6. Ролевая игра/импровизация 5 минут
- Две мини-сценки (по 2 минуты каждая) — одна иллюстрирует нетерпимость и её последствия, вторая — поведение с толерантностью.
- Заранее подготовленные ученики или добровольцы исполняют сценки, остальные наблюдают.
- Быстрый разбор: что было видно, что изменилось.
7. Практическое упражнение «Договор толерантности» 2–3 минуты
- Вся группа формулирует 5 простых правил поведения в классе (короткие фразы на стикерах). Правила вешают на видное место.
8. Рефлексия и завершение 3–5 минут
- Каждый пишет на стикере одно слово или короткую фразу: «Что я возьму с этого занятия».
- Несколько добровольцев читают свои стикеры.
- Итоговое слово учителя: призыв к ежедневной практике уважения и напоминание о последствиях доброжелательности.
- Домашнее задание (по желанию): в течение недели выполнить одно доброе действие, связанное с толерантностью, и записать кратко результат (2–3 предложения).
Формы работы, используемые на занятии
- Фронтальная беседа
- Мозговой штурм
- Работа в малых группах
- Ролевая игра/импровизация
- Практическое творческое задание (правила на стикерах)
- Рефлексия индивидуальная
Советы учителю
- Поддерживайте безопасную атмосферу: запрет на насмешки и обвинения.
- Поощряйте выслушивание: напоминать о праве каждого на мнение.
- Если возникают острые вопросы, мягко возвращайте обсуждение к правилам уважительной беседы.
- Используйте реальные примеры, близкие школьникам, но избегайте чрезмерной конфронтации.
- Зафиксируйте «Договор толерантности» в классе и периодически возвращайтесь к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа Все мы вместе, в этом наше богатство....
данная разработка представляет внеклассное мероприятие по воспитанию толерантности и межнациональному миру среди учащихся среднего звена школы...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА В 8 КЛАССЕ «СТРАНА, В КОТОРОЙ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА в 8 классе«СТРАНА, В КОТОРОЙ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ»Учитель: Танделова З. А....

Сценарий классного часа «Уважение и взаимопонимание – основа счастливой и дружной семьи»
Сценарий классного часа в 5 классе по теме «Уважение и взаимопонимание – основа счастливой и дружной семьи»....

Сценарий классного часа "Ребята, давайте жить дружно!"
Сценарий классного часа по теме "Ребята, давайте жить дружно!" в 5 классе....

Сценарий классного часа 1 сентября в 7 классе "Мы снова вместе!"
Материал данного сценария создаёт позитивный настрой на предстоящий учебный год, способствует сплочению классного коллектива, делает акцент на значимости каждого ребёнка....

Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?"
Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?" С предварительным просмотром с детьми мультфильма "Конфликт" и обсуждением....

Сценарий классного часа в 8 классе «Как жить в мире с родителями?»
Классный час, посвященный обсуждению семейных конфликтов....
