Классный час "Урок памяти"
классный час (5 класс)

Классный час для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pamyati_doc.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Памяти и Славы

                                                               Подготовила

 классный руководитель

                                                                5 «В» класса

                                                                Мосиенко Оксана Анатольевна

                                               

Ст.Новопокровская

 2.09.2022 год

Цель: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи : способствовать воспитанию семейно - родственной, локальнорегиональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

Блок 1. Знакомство

«Ребята! Сегодня вся  наша страна отмечает День Знаний. Для вас пятиклассники – это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Пятый класс – это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.

   Учеба принесет вам много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем коллективе было  хорошо, как в большой дружной семье.

Первая часть нашего классного часа – это знакомство.

А чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Первая игра называется «Мое имя».

Послушайте условия игры.

Чтобы имена узнать, буду буквы называть.

Чье имя с этой буквы начинается,

Тот сам встает и представляется.

Каждый участник должен встать, громко назвать свое имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени. Например, Татьяна - трудолюбивая, Ольга - остроумная. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

Начинает буква А!

Встают те, чьи имена начинаются на А.

Алеся, Алина(2), Александр(3), Артур, Анастасия, Артем, Андрей

Спасибо! Продолжает буква В!

Василий, Валерия

Обратимся к букве – Д!

Даниил, Дарья, Дмитрий

Буква Е!

Ева, Евгений

Буква К!

Кирилл

Буква М!

Мстислав, Максим, Марина

Буква Н!

Ниёзжон, Никита

Буква Р!

Руслан

Буква С!

София

Буква Т!

Тимофей

Буква Ю!

Юлия

Ну, вот мы и познакомились.

Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вы становитесь хозяевами этого уютного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок. И не только в этом кабинете, но и во всей школе, во всех кабинетах, где вы будете заниматься. В школе нужно очень бережно относиться ко всему имуществу.

       Уроки у вас будут проходить  на 1-2 этажах. Мальчики будут еще ходить в мастерские. В любой кабинет вы не заходите, пока вас не пригласит учитель. В класс заходите спокойно, не толкаетесь, мальчики пропускают девочек вперед. Обязательно здоровайтесь со всеми учителями в школе.

Какие же предметы вы будете изучать?

Грамотным будет любой ученик, если он знает ….(русский язык)
Книжки полюбим, повысим культуру мы на уроках ….(литературы)

Нужная наука, для ума гимнастика, нас научит думать …..(математика).

Далекое прошлое, древние территории – это изучает наука ….( история)

Чтоб найти таланты у детей вокальные, нам нужны уроки …( музыкальные)

Мастерить, работать с увлеченьем – для этого нужно …(трудовое обучение)

Укрепит мускулатуру всем детишкам…..(физкультура)

 Картины, краски, высокие чувства – этому учит …(изобразительное искусство)

 Хочешь ездить по разным странам, нужно знать язык ….(иностранный)

Знать и любить природу научит …(биология)

 

Блок 2. Год Памяти и Славы

Учитель: ребята, сегодня во всех школах нашей страны проводится Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Множество войн и других тяжелых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века, многие из которых угрожали самому факту  существования народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны неоднократно разрушали  захватнические планы агрессоров с запада и с востока, мечтавших об имперском статусе или мировом господстве и видевших в сильной и независимой России препятствие на этом пути

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов занимает особое, исключительное место в отечественной истории. СССР не только отстоял свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма и антикоммунизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

 В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы, порабощенных нацистами или имевших собственные фашистские режимы: Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии, французские батальоны, испанская «голубая дивизия», соединения и части добровольцев ряда других стран.  Для нападения на СССР Германия и ее союзники выделили армию вторжения, насчитывающую  4,4млн.человек, объединенных в 190 дивизий.  Всего же вражеская группировка включала свыше 7млн.человек.

Какое будущее уготовил нашему народу Гитлер?

Для ответа на этот вопрос мы посмотрим видеоролик «Гитлер после победы над СССР: планы».

(просмотр видеоролика, обсуждение )

Таким образом, речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима.

5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...

Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно...

Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

Объявляется минута молчания.

Учитель: Скажите, пожалуйста

1. Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом? (ответы учащихся)

Заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины»

 2. Почему патриотизм в нашей стране преимущественно воспринимается как военно - героический? (ответы учащихся)

3. Согласны ли вы с мыслью о том, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды? Если да, аргументируйте собственное мнение (ответы учащихся)

Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем -

Вновь придет она.

Много лет прошло после окончания войны, но и сегодня мы помним тех, кто боролся за победу над врагом, работал в тылу, в госпитале, в колхозе…

Память о героях войны повсюду: в названиях улиц, переулков и  площадей. В нашей станице тоже есть такие улицы. Кто из вас может назвать улицы, связанные с именами героев войны, с объектами и событиями войны, которые есть в нашей станице? (ответы учащихся)

(ул.Ватутина – в честь начальника штаба фронтов;

Ул.Григорьева – в честь героя Советского Союза;

Ул.Черняховского – в честь генерала армии;

Ул.Краснопартизанская;

Пер.Красноармейский)

Для увековечивания памяти подвигов воинов, павших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, в станице Новопокровской в 1980 году был воздвигнут Мемориал боевой Славы, который был реставрирован и видоизменен в 2010 году. Памятник-мемориал состоит из пяти скульптур из бетона, высота каждой 3.5 метра. Это солдаты, защищающие нашу землю в Гражданскую и Великую Отечественную и Родина-Мать, которая вдохновляла на подвиги. Она своей заботой, материнской любовью, молитвами, пыталась оградить своих детей от горя, боли и смерти. Она помогала выстоять и победить. Память о воинах, погибших в бою с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении станицы Новопокровской и воинов-станичников, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны, увековечена на памятниках виде развернутых книг. Родина по праву оценила подвиги и героизм наших земляков. Шесть из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Это Долгарев Павел Михайлович, Толстых Василий Павлович, Саркисов Федор Исаевич, Григорьев Михаил Яковлевич, Горишный Дмитрий Павлович, Королев Роман Алексеевич. Два наших земляка стали Кавалерами 3-х степеней орденов Славы – Костенко Иван Алексеевич и Сластенников Алексей Иванович. Их ратные подвиги и вклад в Победу увековечены на мраморных досках памятника «Герои Советского Союза» .На нашем мемориале возле вечного огня заложены капсулы со священной землей городов-героев – Москвы, Ленинграда, Бреста, Волгограда, Киева, Керчи, Минска, Новороссийска, Одессы, Севастополя, Тулы.

Карандаш, ложка, часы — вещи для современного человека совершенно обычные. В годы Великой Отечественной войны эти и многие другие простые предметы имели для фронтовиков совершенно иную ценность. 

Кисет – это мешочек для хранения обычного табака и махорки (курительный табак низшего сорта).Сигареты и папиросы в годы войны — роскошь, поэтому было налажено производство махорки. 

в тылу девушки шили кисеты, отправляли на фронт в качестве подарков для бойцов. Туда часто вкладывалось короткое письмо с пожеланием бить врага и с обратным адресом. Бойцы получали такие подарки от незнакомок. Очень часто между бойцами и отправительницами завязывалась переписка.

Помимо кисетов, на фронт отправлялись: тёплое бельё, рукавицы и другие предметы одежды.

В материальном отношении народ жил очень трудно. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни.

Снабжение городского населения осуществлялось по карточкам. Раньше всех они были введены в Москве (17 июля 1941 г.) и на следующий день в Ленинграде.

Нормирование затем постепенно распространилось на другие города. Средняя норма снабжения для рабочих составляла 600 г хлеба в день, 1800 г мяса, 400 г жиров, 1800 г крупы и макарон, 600 г сахара в месяц (за грубые нарушения трудовой дисциплины нормы выдачи хлеба уменьшались). Минимальная норма снабжения для иждивенцев составляла соответственно 400, 500, 200, 600 и 400 г., но не всегда удавалось обеспечить население продовольствием даже по установленным нормам.

Много мужественных и смелых людей добывали победу в той войне. Один из них тесно связан с нашей школой. Это Александр Константинович Канищев. В прошлом учебном году нашей школе было присвоено его имя.

Родился  Александр Константинович 5 марта 1913 года в станице Новопокровской Краснодарского края.

До войны окончил Одесский педагогический институт и работал учителем географии в средней школе.

На фронте - с первых дней войны. В должности командира орудия, политрука батареи 134-го гаубичного артиллерийского полка 95-й, а впоследствии 421-й стрелковой дивизии 35-го стрелкового корпуса сдерживал наступление противника на советско-румынской границе, принимал участие в героической обороне Одессы. В дальнейшем был назначен командиром, затем комиссаром 7-й, потом 9-й батареи 134-го гаубичного артиллерийского полка 172-й стрелковой дивизии Приморской армии. Участник обороны Крыма и Севастополя. В боях за Севастополь был ранен. В 1941-1942 годах был дважды представлен к ордену Красного Знамени. С 1943 по 1944 год находился в плену в немецком лагере Шталах. После освобождения из лагеря с 1944 по 1945 год служил командиром батареи в 57-м полку 1-й Горьковской дивизии 58-й армии Смоленского военного округа.

По окончании войны более 30 лет был заведующим Новопокровского районного отдела народного образования Краснодарского края. В дальнейшем работал учителем географии, заведующим райОНО, директором нашей школы. Инвалид войны I группы.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя" и многими другими. Отмечен знаком "Отличник народного просвещения". Сейчас наша школа носит его имя.

А еще в прошлом году в нашей школе была открыта парта героя, в честь бывшего ученика– Александра Астахова, который погиб, выполняя свой воинский долг в Афганистане.

Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения. Мы обязаны ПОМНИТЬ их - ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (Лао Цзы). 

Именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям.

 Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».


Прошла война, прошла беда.

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Рефлексия

А сейчас расскажите, что вам запомнилось в нашем классном часе? С каким чувством вы смотрели видеоролик? Что вам понравилось и что не понравилось?

С какими мыслями вы уйдете с этого классного часа?

(ответы учащихся)

Вот и подошел к концу наш первый классный час. Я еще раз поздравляю вас с днем Знаний . Ребята, впереди у вас учебный год – ответственная пора, пусть каждый будет в новом учебном году победителем. Поздравляю вас с началом учебного года!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Памяти павших будем достойны!».

Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...

Классный час: Памяти павших – будьте достойны!

Тема классного часа «От героев былых времен...» выбрана не случайно. В феврале много дат, связанных с военным прошлым нашей Родины....

Видеопрезентация к классному часу "Памяти павшим посвящается"

Данная презентация может быть использована как на классном часе, посвященном Дню Победы, так и во внеурочной деятельности на занятиях по Н.Элиасберг "Я и мой мир"...

Классный час Памяти героев посвящаем

Классный час с презентацией для обучающихся 7-9х классов, учителей, педагога-библиотекаря, классных руководителей 7-9х классов, администрации школы.Цель:  познакомить обучающихся с судьбой г...

Сценарий классного часа памяти, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Классный час, посвящен Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Многие из нас слышали слово, которое на кого-то наводит страх, ужас, а для кого-то это просто слово, которое не всегда понятно. Это - те...

Классный час "Памяти жертв Беслана"

Учаться помогать своим сверстникам, заботится  о них  уважать их мнение....

разработка классного часа "Памяти юных героев посвящается"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная юным героям-разведчикам в Великой Отечественной войне...