Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса (с интеллектуальными нарушениями) "Мир профессий"
рабочая программа (7 класс)

Капля Вера Ивановна

Расширение у обучающихся представлений о мире профессий. Профессиональная деятельность является одной из главных составляющих жизнедеятельности любого человека и общества в целом. В период начальной школы,когда учебная и познавательная составляющие становятся на первый план и определяют развитие школьника, важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_vneuroch_proforientatsiya_7_klass_25-26.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Согласовано

Согласовано

Рассмотрено

Утверждено

руководитель МО

воспитателей

____Л.В. Замлелая

протокол №6

от «20» июня 2025г.

заместитель директора

______Е.И.Лопатина

«31» июля 2025г.

на заседании педсовета

протокол №1 от «29» августа 2025г.

директор школы-интерната

______Г.А.Бабуцких

приказ №36 от

«29» августа 2025г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Мир профессий»

 (Профориентация)

для обучающихся 7 класса

с интеллектуальными нарушениями

на 2025-2026 учебный год

Капля Веры Ивановны

г. Алексеевка 2025г.

I. Пояснительная записка

О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в школе.

  Ученики 7 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с учащимися имеет специфический характер. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с обучающимися главным является, знакомства с профессиями.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии.  У воспитанников с интеллектуальными нарушениями выбор профессии не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно учащихся с интеллектуальными нарушениями подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, а особенно ребёнок с интеллектуальными нарушениями, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т.к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей с интеллектуальными нарушениями, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. 

В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников, которая будет включать в себя как получение знаний о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

II. Нормативно – правовые документы

1.Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28).

3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 года № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

4. Конституция Российской Федерации.

5. Конвенция ООН о правах ребенка.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации;

7. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в       Российской Федерации».

8. Устав ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

9. Правила внутреннего трудового распорядка в ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

III. Основные цели и задачи программы

Целью является формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развитию интереса к профессиям, расширение представления о мире профессий, воспитывать уважение к людям труда.

Задачи:

  • Развитие критичности мышления. Помощь детям в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть,  помощь в соотнесении  своих возможностей с реальными условиями их реализации. Формирование адекватного восприятия себя.
  • Развитие самосознания, расширение представлений о своем внутреннем мире. 
  • Сформировать положительное отношение к различным профессиям.

Данный курс рассчитан на 34 часа работы во внеурочное время.

IV. Содержание программы                               

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Введение понятия профессия.

1

01.09.25

2

У бабушки в деревне (ветеринар, пчеловод, коневод, зоолог).

1

08.09.25

3

Ловись рыбка. Профессия рыболов.

1

15.09.25

4

Труженики леса. Профессия лесник, лесничий, лесовод.

1

22.09.25

5

Хлеб – всему голова. Профессии хлебороб, комбайнёр, тракторист, мельник.

1

29.09.25

6

 Профессия овощевод.

1

06.10.25

7

Знакомьтесь агроном.

1

13.10.25

8

Профессия цветовод.

1

20.10.25

9

Все работы хороши, выбирай на вкус.

1

10.11.25

Профессии наших мам.

10

В магазине. Профессии продавец, кассир, товаровед.

1

17.11.25

11

В библиотеке. Профессия библиотекарь.

1

24.11.25

12

Весёлая портняжка. Профессии портной, швея, закройщик, модельер.

1

01.12.25

13

Расти здоровым. Профессия врач.

1

08.12.25

14

Кухня. Профессия повар.

15.12.25

15

Понятия: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, кокотница, дуршлаг.

1

22.12.25

16

Причёски такие разные. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.

1

12.01.26

17

Профессии наших мам. Профессии родителей.

1

19.01.26

18

Кем быть?

1

26.01.26

Профессии наших пап.

19

Заводская проходная. Профессии токарь, сварщик.

1

02.02.26

20

Строим дом. Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик.

1

09.02.26

21

У кого мастерок, у кого молоток. Рабочие инструменты.

1

16.02.26

22

Весёлый мастерок. Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор.

1

23.02.26

Скорректировано с занятием №21 от16.02.26г.

23

Профессия водитель.

1

02.03.26

24

Осторожно огонь. Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель.

1

09.03.26

Скорректировано с занятием №25 от16.03.26г.

25

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия спасатель, оперативный дежурный.

1

16.03.26

26

Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта.

1

23.03.26

27

Все профессии нужны, все профессии важны.

1

06.04.26

Профессии, связанные с путешествиями.

28

Куда уходят поезда. Профессии  машинист, проводник.

1

13.04.26

29

Высоко в облаках. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса.

1

20.04.26

30

Космическое путешествие. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр.

1

27.04.26

31

Морское путешествие. Профессии: матрос, рулевой моторист, судоводитель.

1

04.05.26

32

На арене цирка. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик.

1

11.05.26

Скорректировано с занятием №33 от18.05.26г.

33

Игровая программа. Кем быть? Каким быть?

1

18.05.26

34

Игротека «Угадай профессию».

1

25.05.26

Итого:

34

V. Предполагаемый результат деятельности

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

-владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере;

-владеть специальной терминологией;

-понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;

-объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;

-самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;

-устанавливать отношения в трудовых группах;

VI. Литература

  1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности/ А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М., 1968.
  3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  4. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  5. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  6. Психология развивающейся личности / сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
  7. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте/ сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.