Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса (с интеллектуальными нарушениями) "Мир профессий"
рабочая программа (7 класс)
Расширение у обучающихся представлений о мире профессий. Профессиональная деятельность является одной из главных составляющих жизнедеятельности любого человека и общества в целом. В период начальной школы,когда учебная и познавательная составляющие становятся на первый план и определяют развитие школьника, важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Согласовано | Согласовано | Рассмотрено | Утверждено |
руководитель МО воспитателей ____Л.В. Замлелая протокол №6 от «20» июня 2025г. | заместитель директора ______Е.И.Лопатина «31» июля 2025г. | на заседании педсовета протокол №1 от «29» августа 2025г. | директор школы-интерната ______Г.А.Бабуцких приказ №36 от «29» августа 2025г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир профессий»
(Профориентация)
для обучающихся 7 класса
с интеллектуальными нарушениями
на 2025-2026 учебный год
Капля Веры Ивановны
г. Алексеевка 2025г.
I. Пояснительная записка
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в школе.
Ученики 7 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с учащимися имеет специфический характер. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с обучающимися главным является, знакомства с профессиями.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. У воспитанников с интеллектуальными нарушениями выбор профессии не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно учащихся с интеллектуальными нарушениями подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, а особенно ребёнок с интеллектуальными нарушениями, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т.к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей с интеллектуальными нарушениями, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников, которая будет включать в себя как получение знаний о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
II. Нормативно – правовые документы
1.Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28).
3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 года № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. Конституция Российской Федерации.
5. Конвенция ООН о правах ребенка.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации;
7. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Устав ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».
9. Правила внутреннего трудового распорядка в ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».
III. Основные цели и задачи программы
Целью является формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развитию интереса к профессиям, расширение представления о мире профессий, воспитывать уважение к людям труда.
Задачи:
- Развитие критичности мышления. Помощь детям в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть, помощь в соотнесении своих возможностей с реальными условиями их реализации. Формирование адекватного восприятия себя.
- Развитие самосознания, расширение представлений о своем внутреннем мире.
- Сформировать положительное отношение к различным профессиям.
Данный курс рассчитан на 34 часа работы во внеурочное время.
IV. Содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Введение понятия профессия. | 1 | 01.09.25 | ||
2 | У бабушки в деревне (ветеринар, пчеловод, коневод, зоолог). | 1 | 08.09.25 | ||
3 | Ловись рыбка. Профессия рыболов. | 1 | 15.09.25 | ||
4 | Труженики леса. Профессия лесник, лесничий, лесовод. | 1 | 22.09.25 | ||
5 | Хлеб – всему голова. Профессии хлебороб, комбайнёр, тракторист, мельник. | 1 | 29.09.25 | ||
6 | Профессия овощевод. | 1 | 06.10.25 | ||
7 | Знакомьтесь агроном. | 1 | 13.10.25 | ||
8 | Профессия цветовод. | 1 | 20.10.25 | ||
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | 1 | 10.11.25 | ||
Профессии наших мам. | |||||
10 | В магазине. Профессии продавец, кассир, товаровед. | 1 | 17.11.25 | ||
11 | В библиотеке. Профессия библиотекарь. | 1 | 24.11.25 | ||
12 | Весёлая портняжка. Профессии портной, швея, закройщик, модельер. | 1 | 01.12.25 | ||
13 | Расти здоровым. Профессия врач. | 1 | 08.12.25 | ||
14 | Кухня. Профессия повар. | 15.12.25 | |||
15 | Понятия: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, кокотница, дуршлаг. | 1 | 22.12.25 | ||
16 | Причёски такие разные. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. | 1 | 12.01.26 | ||
17 | Профессии наших мам. Профессии родителей. | 1 | 19.01.26 | ||
18 | Кем быть? | 1 | 26.01.26 | ||
Профессии наших пап. | |||||
19 | Заводская проходная. Профессии токарь, сварщик. | 1 | 02.02.26 | ||
20 | Строим дом. Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик. | 1 | 09.02.26 | ||
21 | У кого мастерок, у кого молоток. Рабочие инструменты. | 1 | 16.02.26 | ||
22 | Весёлый мастерок. Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор. | 1 | 23.02.26 Скорректировано с занятием №21 от16.02.26г. | ||
23 | Профессия водитель. | 1 | 02.03.26 | ||
24 | Осторожно огонь. Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель. | 1 | 09.03.26 Скорректировано с занятием №25 от16.03.26г. | ||
25 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия спасатель, оперативный дежурный. | 1 | 16.03.26 | ||
26 | Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта. | 1 | 23.03.26 | ||
27 | Все профессии нужны, все профессии важны. | 1 | 06.04.26 | ||
Профессии, связанные с путешествиями. | |||||
28 | Куда уходят поезда. Профессии машинист, проводник. | 1 | 13.04.26 | ||
29 | Высоко в облаках. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса. | 1 | 20.04.26 | ||
30 | Космическое путешествие. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр. | 1 | 27.04.26 | ||
31 | Морское путешествие. Профессии: матрос, рулевой моторист, судоводитель. | 1 | 04.05.26 | ||
32 | На арене цирка. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик. | 1 | 11.05.26 Скорректировано с занятием №33 от18.05.26г. | ||
33 | Игровая программа. Кем быть? Каким быть? | 1 | 18.05.26 | ||
34 | Игротека «Угадай профессию». | 1 | 25.05.26 | ||
Итого: | 34 | ||||
V. Предполагаемый результат деятельности
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
-владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере;
-владеть специальной терминологией;
-понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
-объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
-самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
-устанавливать отношения в трудовых группах;
VI. Литература
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности/ А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М., 1968.
- Дмитриев, Ю. Соседи по планете / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
- Психология развивающейся личности / сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
- Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте/ сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
