Адаптация одаренных детей к образовательному процессу
презентация к уроку

Занятие составлено для педагогов, работающих с одарёнными детьми. В разработке занятия принимал участие психолог.

Как помочь одарённым детям адаптироваться к образовательному процессу?

На что стоит обратить внимание педагогу, психологу, работающему с одарёнными детьми и их родителями?

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация одаренных детей к образовательному процессу Бурбыгина Светлана Григорьевна методист Санкт-Петербург 2021-2022

Слайд 2

Одаренному ребенку присущи определенные личностные и поведенческие особенности. Поэтому воспитание и психологическая помощь таким детям тоже имеет свои отличия Одаренность = Способности + Мотивация + Дальнейшее развитие

Слайд 3

Почему воспитание важно? Как утверждают многие специалисты, наличие одарённости является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. Развитие духовного мира ребёнка и взрослого – это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость, талант…

Слайд 4

Специфические особенности и связанные с ними проблемы одаренных детей 1. Умственная активность → отсюда может формироваться неприязнь к школе 2. Отвержение стандартных требований → отсюда: формирование нетерпимости 3. Иной уровень интересов (игровые интересы, философские проблемы) → отсюда: изоляция, одиночество Именно поэтому часто одаренные дети предпочитают общение со старшими

Слайд 5

4. Высокая степень психологической уязвимости → отсюда: неуверенность в себе, проблемы самооценки, ранимость, формирование страха неудач, чувство неудовлетворенности, нереализованности Выделяют следующие причины уязвимости: стремление к совершенству ( перфекционизм ) ощущение неудовлетворенности, очень критичны к себе и своим достижениям, негативное самовосприятие нереалистичные цели: часто ставят завышенные цели и, не достигая их, расстраиваются и переживают. Повышенный уровень притязаний, высоких требований к себе сверхчувствительность - очень восприимчивы к сенсорным стимулам: слова и невербальные сигналы воспринимают как неприятие себя окружающими

Слайд 6

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми Принципы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации: создание условий для самостоятельной работы обучающегося; возрастание роли внеурочной деятельности; свобода выбора дополнительных образовательных услуг.

Слайд 7

Особенности организации воспитательного процесса одаренного ребенка: Уважение личности ребенка Эмоциональная поддержка ребенка Формирование благоприятного психологического климата в классе Поддержка в ребенке творческих проявлений Разнообразие форм организации учебных занятий Общение с другими одаренными детьми Создание «обогащенной» среды Взаимодействие семьи и школы Подготовка педагога Взаимодействие педагога и психолога

Слайд 8

Роль семьи и родительского отношения в жизни одаренного ребенка Первооткрывателями одаренности детей являются родители. Они выполняют самую главную роль в становлении и развитии не только самой одаренности ребенка, но и его личности . Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Н а развитие личности и одаренности ребенка значение семьи остается решающим.

Слайд 9

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей Т ипы отношений родителей к одаренным детям: отрицательное : иногда родители просто могут не замечать одаренности своих детей (например, если ребенок первый и единственный). игнорирующее : родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным («Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть он лучше будет нормальным»). гиперсоциализация : когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Родители начинают сверх меры эксплуатировать способности ребенка. положительное : адекватная оценка способностей ребенка, уважительное отношение к его личности, поддержка эмоциональная, психологическая, финансовая…

Слайд 10

Рекомендации по воспитанию одаренного ребенка в семье 1. Принятие детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов: - в основе воспитания – принцип безусловной любви, уважение личности и индивидуальности ребенка - быть честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, особенно одаренные ( будучи сверхчувствительными) 2. Качественное общение с ребенком: - проявление интереса к его деятельности, успехам, тревогам, мыслям - при этом отсутствие гиперопеки и гиперконтроля 3. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семье: создание для ребенка атмосферы безопасности , любви, уважения эмоциональное принятие всеми членами семьи, невыделение его среди других членов семьи д емократический , гармоничный стиль воспитания п сихологическая поддержка и скренне гордиться своим ребенком.

Слайд 11

4. Ф ормирование коммуникативных компетенций ребенка : стимулировать развитие речевых навыков и коммуникативных компетенций как со сверстниками, так и со взрослыми с амим больше общаться с ребенком, отвечать на вопросы ребенка 5. Организация совместных форм взаимодействия с ребенком : - организация полезной деятельности ребенка со взрослыми создание обогащенной среды для реализации познавательной потребности ребенка включение родителей в процесс образовательной, учебной, воспитательной деятельности на всех ступенях обучения 6. Не использовать учебный процесс в качестве наказания: - не оказывать давления на ребенка в его школьных делах - адекватные требования к исполнительности ребенка стимулирование развития самостоятельности , самодисциплины 7. Собственное саморазвитие родителей

Слайд 12

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые проблемы социальной адаптации одаренных детей

Некоторые проблемы социальной адаптации одаренных детей...

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе

В презентации предаставлено содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе. Краткие определения об: -одаренном ребенке,-одаренность и способности-тр...

Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.

Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......

Выявление одаренных детей в образовательном процессе.

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ребёнка, как отдельной личности, но и обще...

Проект в сфере образования "Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении"

Для развития системы современного российского образования  очень важным является своевременное выявление и эффективная диагностика одаренных детей. Веяния времени требуют создания оптимальны...