Методические рекомендации по созданию исследовательских проектов " Шаг в науку"
методическая разработка (10 класс)

Ведерникова Ирина Александровна

В материале рассказывается какими принцепамм необходимо пользоваться для достижений высокого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материл прошел апробацию48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый заочный конкурс методических материалов для педагогических работников образовательных организаций Республики Адыгея

Номинация: « Организация проектной деятельности обучающихся»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

по теме: « ШАГ В НАУКУ »

Автор: Ведерникова Ирина Александровна,

учитель математики МБОУ « СШ №25»

п. Энем Тахтамукайского района

Республики Адыгея

2021г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Методическая разработка

3.Результативноть

4.Рефлексия

Оборудование: интерактивная доска, колонки

Форма проведения:  индивидуальный  проект

Участники: ученики общеобразовательных школ, студенты

Используемая литература:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2017

2. Журнал «Математика в школе»- 2017.- №6

3. Журнал «Математика в школе»- 2017.- №4

4. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7

5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10

I.ВВЕДЕНИЕ

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В последнее время приоритетными становятся проектные технологии. Ученики больше всего любят именно этот вид деятельности, так как именно он дает возможность планировать свою работу; подходить не стандартно к решению проблемы, а творчески, влияет на готовность учащихся к сотрудничеству, дает возможность проявлять инициативу, то есть затрагивает многоаспектную жизнь современного человека в социуме.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он быстро адаптируется  к меняющимся условиям, будет успешным.

Главная идея методической разработки – это помощь в правильном структурировании  своих знаний для достижения целей, а так же   развитие  познавательных интересов обучающихся и умений самостоятельно вести диалог и координировать  свои действия.

Цель:

Развивать умственные и  творческие способности учащихся в научно - исследовательской  деятельности, а так же формировать социально активную личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

-выявление, поддержка и развитие одаренных учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;

-пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

-развитие мотивации к НИД;

-обучение учащихся  новым  информационным технологиям;

-привлечение высококвалифицированных кадров для работы с учащимися;

-участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

 Планируемые результаты

1

Создание оптимальной модели работы с одаренными учащимися.

2

Обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками в начальной и основной школе.

3

Подготовка выпускников с инновационным типом мышления и действия.

4

Повышение квалификации педагогов в связи с личностно- ориентированным подходом в педагогической деятельности.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Что же такое вообще проект?

Проект – это специально организованный учителем или наставником и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Если Вы решили создать проект,  необходимо  во – первых определиться в какой области вы будете работать. Хотите ли вы изучать что то новое или углублять уже имеющийся багаж  знаний. И только тогда формируется тема,  которая  вам близка и интересна. Обычно в проектах рассматриваются злободневные темы либо социального характера, либо научного. Здесь  многое  зависит от ваших жизненных убеждений.

Все проекты классифицируются:          

По целям и задачам:

- исследовательский

- информационный

- практико-ориентированный

- творческий

По формам организации:

- индивидуальные

- групповые

  По продолжительности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный.

По - этому  второе,  что нужно для себя определить, это классификацию по всем направлениям.

Обычно проекты составляют по определенной структуре: 

  1. Актуальность.
  2.  Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  3. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  4. Каждый проект  требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации .
  5. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
  6. Проект требует на завершающем этапе презентации, зашиты  своего  продукта.

Что же такое актуальность?

Это востребованность данной темы, а так же степень важности для решения определенной проблемы.

Проблема? Спросите вы. Какая еще проблема?

Это гипотеза,  которую вы должны во время исследования своего проекта или подтвердить или опровергнуть.

Хорошо. Но как это сделать? Для этого существует планирование.

Это постановка задач,  по мере выполнения которых вы будите приближаться к поставленной цели.

Поиск информации.

Это подборка и  изучение теоретической части, а так же исследование гипотезы в разных ситуациях, если же это практико – ориентированный проект,  то применение теории на практике, если же – творческий, то  процесс выполнения  изделия.

Надо получить продукт, скажете вы.  

Так вот продукты проектной деятельности учащихся также различны. Конечным продуктом учебных  проектов являются карточки- подсказки, где есть  краткая, но необходимая теория, разобранный пример или два, а также банк заданий. Ребята создают презентации, выпускают тематические газеты, изготавливают модели, буклеты, сочиняют сказки, рисуют, а иногда продуктом является теоретическое открытие, которое с помощью исследования  или правильно подобранных суждений вытекающих одно из другого вы доказали.

Защита.

Это анализ произведенных действий для достижения целей. Обычно защита происходит публично.  У вас есть 7-10 минут, чтобы прокомментировать самые важные особенности и достоинства своего проекта, поэтому пересказывать его не надо. Защита проходит по плану:

-приветствие;

-актуальность,  цель проекта;

-основные этапы проекта и их задачи, методы и средства достижения;

-характеристика проектного продукта;

-самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта;

- ответы на вопросы жюри.

Если  привести пример, то получилось бы так:

« Здравствуйте, меня зовут (Фамилия Имя), я ученик (ца)---- класса. Руководитель проекта (ФИО). Хочу представить вашему вниманию проект по теме «…». Актуальность заключается в том, что…, поэтому цель проекта поставлена следующая… Для достижения цели решены задачи…, которые помогли ее реализовать. Для этого я изучил источники…., побывал на экскурсии, провел опрос, поставил опыт и т.д. В результате мне удалось создать …(продукт). К преимуществам и недочетам можно отнести…В процессе работы над проектом я научился… Буду продолжать работать над проектом потому, что…. или проект  полностью исследован и завершен, поэтому начну работать над другим проектом. Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на ваши вопросы.

Помимо содержания выступления необходимо помнить, что подача не менее важна. Выступающий должен свободно владеть тематическими терминами. Говорить грамотно, четко, громко и эмоционально. Можно общаться с аудиторией. Речь должна синхронно сочетаться со слайдами на экране. Правила по созданию презентации существуют, и их, конечно, нужно придерживаться, потому что восприятие ваших слов должно ярко сопровождаться наглядностью. Если же вы понимаете, что не укладываетесь во времени, не торопитесь все сказать, а  попытайтесь красиво подвести к выводу словами «.. можно много ещё говорить о моей работе, но я перейду к выводам…» . Далее идут ответы на вопросы.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В нашей школе с 2015 года и по сей день действует научное общество учащихся «Малая академия – Поиск», одной из задач которого является  - организация научно-исследовательской деятельности учащихся в целях усовершенствования процесса обучения и профориентации, овладения знаниями, выходящими за пределы учебной программы. Заседания проходят 1 раз в неделю. Я являюсь руководителем математического отделения. Защита проектов происходит на школьных, ежегодной муниципальной, всероссийских конференциях.   Ребята выстраивают  свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.  Среди учащихся есть победители и призеры конференций различных уровней. Несколько примеров значимых достижений:

В 2015 году четверо участников очной Всероссийской конференции «Национальное достояние России»  в городе Москва стали обладателями дипломов 1 и 2степеней.

В 2016 году, освоив технику проектов, ребята  стали победителями и  республиканского конкурса « Воплоти свою мечту- 2016 » в номинации медиа.  

В 2018 году  ребята стали призерами очного Всероссийского президентского форума в городе Ярославле « ПРОектория».

В 2019 году финалист конкурса « ПРОдвижение»

В 2020 году призер конкурса « Большая перемена» в городе Сочи.

В 2020 году призеры республиканского  конкурса  проектов профильных классов.

В апреле 2021 года  победители и призеры очного Всероссийского конкурса научно – исследовательских работ «Наука, Творчество, Духовность». Участник награжден медалью « Будущее Российской науки», а руководитель медалью « Лидер наставничества».

 Проектную деятельность я использую как в урочное, так и  во внеурочное время.

С 2020 года введен в учебный план элективный курс «Индивидуальный проект», на котором ребята составляют проекты и защищают их  на школьных  конференциях.

Составляя учебные проекты по определенным темам,  ребята готовятся к успешной сдаче экзаменов, потому что прорабатывают каждый определенный номер теста и демонстрируют их своим одноклассникам.

Одним из видов  моей методической деятельности является   создание сборника дидактических материалов, в том числе и электронного, по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, с  привлечением большего количества самих  учащихся  к разработке наглядных и дидактических материалов, через проектно исследовательскую деятельность, посредством ИКТ.

Как  и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики и других наук.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Таким образом, проектная деятельность превращает традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Она формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал и считать себя успешным.

При грамотном использовании учителем  новых педагогических технологий, учебный процесс становится увлекательным, эвристическим  и творческим,  от чего и зависит качество знаний учащихся и развитие личности сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и  гуманное отношение к миру.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Методические рекомендации по созданию и оформлению проектов. INTEL

Правила оформления и этапы разработки проектов....

Презентация к методическим рекомендациям по написанию исследовательских проектов

Презентация логично сопровождает  доклад "Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов....

Методические рекомендации по созданию исследовательской работы "Мой родственник - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...