Методические рекомендации по созданию и оформлению проектов. INTEL
методическая разработка по теме

Волошина Надежда Васильевна

Рекомендации по оформлению проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_metod_proektov.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава 1. Метод проектов и программа «INTEL®. Обучение для

 будущего»

§ 1. Метод проектов…………………………………………………………...

7

§ 2.Основные требования к использованию метода проектов и этапы

 разработки проекта……………………………………………………………

13

§ 3.Этапы подготовки к разработке проекта…………………………………

15

§ 4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта. Оценка

 выполненного проекта………………………………………………………..

21

§ 5.Основные понятия программы «Intel. Обучение для будущего»………

24

§ 6.Этапы создания проекта…………………………………………………..

29

§ 6.1.Планирование учебного проекта……………………………………….

29

§ 6.2. Электронные ресурсы…………………………………………………..

30

§ 6.3.Создание презентации учащегося………………………………………

30

§ 6.4. Создание публикации учащегося………………………………………

31

§ 6.5. Создание дидактических и методических материалов. Электронные

 таблицы в проектной работ…………………………………………………..

33

§ 6.6. Создание программного продукта. Создание Web- сайта проекта….

34

§ 6.7. Разработка сайта с помощью конструктора сайтов…………………..

35

§ 7. Защита учебных проектов ……………………………………….............

37

Список литературы…………………………………………………………..

44

Приложения

Таблица 1. Этапы выполнения проекта………………………………………

45

Таблица 2. Структура Web-сайта проекта…………………………………...

46

Введение.

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме включения в образовательный процесс новых методов обучения, требующих качественно иной подготовки будущих специалистов. Умения будущих учителей творчески и критически осмысливать новые методы, предлагаемые для реализации в школе, их компетентность в определении наиболее перспективных из них, их собственная авторская позиция во многом определяют состояние современного образовательного пространства. Если учитель не будет мастером и личностью, то не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения.

Можно обсудить конкретные вопросы педагогики: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что “проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.

Метод проектов, которому посвящена дипломная работа позволяет наименее ресурсозатратным способом создать естественную среду для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную (т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач) и информационную (т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет принимать осознанные решения на основе критически осознанной информации) компетентности.

Поэтому говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть: если это теоретическая проблема-то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию.

Таким образом, под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

        Целью данной дипломной работы является изучение метода проектов и создание проекта «Энциклопедия семьи».

        Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Изучить средства и методы создания проектов.
  3. Создать проект.

Глава 1.

Метод проектов и программа «INTEL®. Обучение для будущего.»

§ 1. Метод проектов.

Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. Кроме того, данная технология основывается на самостоятельной работе учащихся в школе и дома, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников.

 Метод проектов – система  обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Рассмотрим историю. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода проектов – концепция   прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США).                

Таким образом в педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».

        Обратимся к российской  педагогике. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:

         • не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных

программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

         В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

          В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами:   дизайн – проекты, бизнес – проекты, шоу – проекты  и т.д. Они такие разные,  почему все они называются одинаково? Что же такое проект?

         «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел» . Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план».

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом. У учителя естественным образом пропадает необходимость создавать отдельную самообразовательную программу учащегося, поскольку ему в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими учащимися организовать и спланировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Учитель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта.

         По определению, приведенному выше, проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а)        выделение внутреннего учебного материала;

б)        организация целесообразной деятельности;

в)        бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

  •    монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета,-
  •   межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
  • надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

§ 2. Основные требования к использованию метода проектов и этапы разработки проекта.

Основные требования:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов,

экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций,

защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит:

  1.  Выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов),

которые будут «вынесены на проектирование».

  1.  Необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и

групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

  1. Дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не

обязательно.

  1.  Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта,

организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

                     

§3.Этапы подготовки к разработке проекта:

Первый этап:

  • Создание творческой атмосферы в группе.
  • Предложение темы исследования.
  • Выбор темы проекта. 

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как именно на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно. Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение видеть проблему.

Второй этап. 

  • Согласование общей линии разработки проекта.
  • Формирование групп.
  • Составление подробного плана работы над проектом. 
  • Обсуждение путей сбора информации.
  • Выполнение разработок по теме.

Обсуждение первых результатов в группе. Используя метод проектов при воспитании и обучении на уроках информатики, педагог создает условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом - это самостоятельно планируемая деятельность учеников. Увеличение удельного веса автономного процесса овладения языком предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая выражается в том, что ученики участвуют в определении целей и задач учения, в ситуациях планирования видов взаимодействия и выбора видов деятельности, запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям - принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа "выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения", а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различными интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Для создания комфортных условий в процессе развития автономии ученику необходимо дать время для решения, исправления ошибок, поэтому на второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов. Первичный анализ необходим и для учителя. Он является показателем того, как в целом идет работа над проектом. Дневник ученика, эссе, творческие работы с высказыванием собственного мнения по проблеме являются одной из форм письменной рефлексии. Такое творчество заставляет учащихся впервые задуматься над предложенной темой, проблемой, учит обращаться к самому себе с вопросами.

Третий этап. 

  • Общий сбор полученных всеми результатов.
  •  Презентация проекта.
  • Обсуждение презентации и полученных результатов. 

Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом. На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбирают материал и делают записи - чтение и письмо. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование. Устные доклады могут вызвать затруднения у учащихся, поэтому учителю следует заранее обсудить с каждым учащимся тему выступления, его план и длительность. Во время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения, используя иностранный язык как средство общения. Учитель должен быть готов к тому, что в начале никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать. Он может сам начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель - включить в обсуждение учащихся. После общей презентации учитель обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее, поощряет, деликатно высказывает замечания, индивидуально, если это необходимо, выражает свое отношение к ошибкам некоторых учащихся.

Поскольку большая часть старшеклассников начинает обдумывать свою будущую деятельность после окончания школы, на пороге ее окончания у них повышается мотивация к изучению предметов, необходимых для получения дальнейшей специальности: происходит дифференциация не только по интересам, но еще и по выбранным профессиям, для многих из которых владение иностранным языком представляется очень перспективным. Ведущее место начинают занимать мотивы, связанные с самоопределением и выбором своего будущего. Разработка проекта позволяет ученикам расширить и углубить свои интересы, обнаружить определенные пробелы в тех или иных областях знаний. Устранить существующие пробелы помогает стремление учащихся к получению информации в максимальном объеме по интересующей их проблеме в определенной области знания. Чтение профильных текстов не только расширяет лексический запас, развивает языковую догадку, но, прежде всего, расширяет знания в различных областях науки.

Итак, работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

         При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.  

§ 4.Роль учителя и ученика при выполнении проекта. Оценка выполненного проекта.

Рассмотрим роль учителя при выполнении проекта. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого  консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения:, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Рассмотрим роль учащихся в выполнении проекта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Рассмотрим оценку выполненного проекта. При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому начинающему руководителю проектирования желательно записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов рекомендуется использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50-70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


§5. Основные понятия программы «Intel. Обучение для будущего».

Авторы  программы Intel «Обучение для будущего» верят, что именно учитель, а не компьютер, является наиболее важной составляющей учебного процесса. Для эффективного использования компьютеров в школе, классе учитель должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Программа «Обучение для будущего» была создана именно для этого.  

Исследовательская деятельность: под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

Компетентность: в мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к. компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих,  компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; в сфере культурно – досуговой  деятельности. Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения  личностью определенного уровня компетентности, - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

Личностно – ориентированный подход : личностно-ориентированный подход в образовании охватывает различные течения гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. В той или иной форме он постоянно проявляется в мировой педагогической практике. "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи", - писал еще И.Г.Песталоцци. Принимая тезис: "Человек образованный - тот, кто знает,  где найти то, чего он не знает". (Георг Зиммель), мы принимаем и то, что учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.

"...Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме ученик - учитель, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник - ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира".

Метод: совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,  способ организации процесса познания. 

Проблема:  задача,  содержащая противоречие,  не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная  ситуация -  обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. Часто формулируется с помощью союза "или". В отличие от более узких, более конкретных вопросов по учебной теме проблемный вопрос постоянно возникает в рамках всей изучаемой дисциплины и даже нескольких смежных дисциплин. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновении мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий и соглашений. Поиски ответа на проблемный вопрос активизируют самостоятельное творческое критическое мышление, дискуссию.

Педагогическая  технологии:   это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения". 

Технология "Обучение в сотрудничестве":

"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни".

Технология "Метод проектов": "В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей" .

Учебный проект :организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

§ 6. Этапы создание проекта

§ 6.1 Планирование учебного проекта

В начале этого этапа выбирается учебная тема проекта . На данном этапе определенную трудность представляет придумывание основополагающих, проблемных вопросов и частных вопросов. Давайте разберемся, что это за вопросы и для чего они нужны.

Основополагающие вопросы – самые  абстрактные в цепи вопросов и служат всеобъемлющей структурой для нескольких разделов или всего года обучения.

Проблемные или вопросы учебной темы — задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.

Частные вопросы - вопросы, которые основываются на фактах.

При разработке любого проекта сначала разрабатываются все вопросы, которые в свою очередь находиться взаимосвязи и по отдельности не могут существовать. Учащиеся в ходе выполнения проекта могут начинать с вопросов любого уровня, кому как удобнее.

Когда все вопросы продуманы, приступаем к разработке презентации учителя.

После выбора участниками проекта исследовательских тем учитель демонстрирует примеры проектов с компакт диска Intel® «Обучение для будущего».

В завершении данного этапа можно провести практические работы:

  • Создание электронных папок и заполнение визитной карточки проекта.
  • Учащиеся после выбора темы и должности в проекте на своем рабочем компьютере создают ряд электронных папок. При создании электронных папок, в которые будут постепенно записываться рабочие материалы, необходимо напомнить группе что: названия папок и файлов записывать только маленькими латинскими буквами без пробелов. Можно использовать подчеркивания, дефис и цифры. Для удобства всю информацию по названиям и расположениям файлов ученики в ходе проектной деятельности заносят в перечень имен файлов которые выдаются на каждого ученика.

Далее учащиеся заполняют визитную карточку и на этом первый этап заканчивается.

§ 6.2 Электронные ресурсы для учебного проекта

На данном этапе выдается раннее подобранная литература учащимся и ссылки на информацию в Интернете. Для того чтоб учащиеся с легкостью выполняли поиск проводиться ознакомительный урок по способам поиска, сохранения информации с Интернета, о авторском праве и т.д в виде презентаций взятых с компакт диска Intel® «Обучение для будущего»..

На данном этапе учащиеся заполняют список использованных ресурсов . На этом этап заканчивается.

§ 6.3 Создание презентации учащегося

В начале данного этапа происходит объяснение учащимся как необходимо создавать, какова структура и требования к презентациям в теме планирование презентации.

Структура презентации должна быть следующей:

1  слайд: Вопрос для исследования ученика / Тема исследования ученика, автор(ы),

  1. слайд: Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования,
  2. слайд: Цель исследования, задачи и гипотеза исследования (что я поэтапно и конкретно сделал, чтобы достичь цели).
  3. слайд - 5 слайд: Краткое/тезисное представление решенных задач (или, иными словами, представление хода исследования).

Здесь важно обратить внимание учеников на то, что презентация является визуальным представлением и сопровождением результатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понимания целесообразно иллюстрировать тезисы графическими изображениями, схемами, диаграммами, таблицами.

п слайд: выводы, которые могут быть представлены в форме обобщении, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов деятельности и др. Здесь важно обратить внимание учеников на соотнесение выводов с целью и гипотезой исследования.

n+1 слайд: использованные источники.

Важно: Оформление, начертание шрифтов всех слайдов должны быть одинаковы.

После того как ученикам дана структура презентации, им предлагается начать разрабатывать собственные презентации полагая, что они уже знакомы с программой Microsoft Office PowerPoint. Для наглядного примера приводятся презентации, взятые с компакт диска Intel® «Обучение для будущего». Разработанная презентация учащегося оценивается по разработанному учителем критерию оценивания презентации .

§ 6.4 Создание публикации учащегося

На данном этапе можно рассказать учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий:

Афиша - реклама, одностороннее листовое издание, крупноформатное.

Брошюра - непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов.

Буклет (Booklet) - как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два и более сгибов (гармошкой, дельтообразно, с поперечным фальцем и т.д.). Обычно применяются два метода фальцовки: гармошкой, когда каждый последующий сгиб направлен в сторону, противоположную предыдущему, и салфеткой - сгибы направлены в одну сторону (для рекламных листков, проспектов, путеводителей). Вот он и будет нас интересовать.

Дайджест - издание, и котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

Журнал - периодическое сброшюрованное печатное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения, иллюстративный и другие материалы.

Книга один из вида полиграфической продукции, непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической, иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, как правило, в твердом переплете. Может быть и рукописным периодическим изданием.

Обложка - бумажное иллюстрированное или текстовое покрытие издания, предохраняющее его страницы (блоки) от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведения, является также элементом внешнею оформления.

Плакат - чистовое издание большого формата и др.

После знакомства с различными видами публикаций учащиеся выбирают понравившейся им виды публикаций, но чаще всего учитель рекомендует буклет т.к он несет максимум текстовой и графической информации в своем компактном размере. Для правильного создания публикации^ приводиться ее структура с точки зрения представления результатов исследования:

  • Краткое описание проблемы исследования;
  • Какие существуют точки зрения на проблему исследования;
  • Кто занимался исследованием проблемы;
  • Каковы были этапы исследования;
  • Какие получены результаты, на что стоит обратить внимание;
  • Какие можно сделать выводы по результатам исследования.

Предполагая, что учащиеся знакомы с созданием публикаций, все же следует обратить внимание на логическое расположение информации в буклете. Как известно, буклет имеет две стороны: внешнюю (на которой находиться название буклета) и внутреннюю. Разработанная публикация учащегося оценивается по разработанному учителем критерию оценивания публикации.

§ 6.5 Создание дидактических и методических материалов. Электронные таблицы в проектной работе.

На этом этапе электронные таблицы в проектной работе могут быть как инструментом работы учителя для разработки дидактических материалов, так и учащихся для представления результатов своих исследований. Для учащихся самый легкий и доступный выбор это создание кроссвордов, при разработке проекта может проводится контроль знаний с помощью теста созданного учителем в MS Excel.

При создании дидактических материалов можно предложить следующие программы: Microsoft Word; Microsoft Office Publisher; MS Excel. Выше уже было описано несколько из них, но из нерассмотренных остался Microsoft Word, рассмотрим, что можно создавать с помощью этого инструмента.

Microsoft Word содержит большое количество инструментальных средств, использование которых поможет вам при создании дидактических материалов. Сначала учитель создает раздаточный материал, с которым впоследствии работают учащиеся. Ниже приводятся рекомендации по работе с дидактическими (раздаточными) материалами в электронном виде.

  • Создание структуры документа.. В период приобретения навыков важно научить школьников пользоваться разнообразными инструментальными средствами, чтобы они прежде всего фокусировали свое внимание на содержании документа. Режим Структуры позволяет легко и быстро изменить структуру документа. Можно изменить порядок заголовков и текста документов, перемещая их, а также повышать или понижать уровень основного текста или заголовка.
  • Проверка правописания. В Microsoft Word можно настроить функцию Правописание, содержащую набор грамматических и орфографических правил. Проверку грамматики можно настроить путем выбора определенных правил или настройкой специальных стилей.
  • Графика. В любой документ Microsoft Word можно включать рисунки, отсканированные изображения, объекты WordArt, анимированный текст и т. п., чтобы работа выглядела более профессионально.

§ 6.6 Создание программного продукта. Создание Web — сайта проекта

При выполнении проектной деятельности стандартно создаются: презентация и буклет проекта, методические и дидактические материалы. Вся изготовленная информация эффективно представляется с помощью Web - сайта. Но существуют нестандартные проекты, которые содержат разработанную программу, которую представляет либо Web-сайт, либо презентация или буклет.

Создание Web-сайта — один из важнейших модулей программы. На этом этапе происходит обобщение и систематизация материалов, собранных во время работы над проектом. Возможны различные по форме, предназначению и содержанию Web -сайты: Web - сайт проекта и Web -сайт, сделанный учащимися.

При создании Web-сайта проекта следует обратить внимание на то что:

  • любой сайт состоит из электронных страниц;
  • связь между страницами осуществляется посредством гиперссылок;
  • на страничках сайтов содержится текстовая, графическая информация, а также средства навигации.

При создании сайта необходимо знать минимум требований, придерживаясь которые, получиться хороший сайт:

  • ваш сайт должен содержать интересную новую не пересказанную информацию;
  • во вторых необходимо создавать привлекательный и не сложный дизайн, использовать не яркие цвета для текста, более сложный в навигации сайт запутает незадачливого пользователя.
  • и наконец последнее не допускайте чтоб информационный вес вашего сайта превышал 300 кб,  т.к.  ни какой нормальный человек не будет ждать очень долго загрузку вашего сайта.

Перейдем к созданию сайта вспомним, что расположение средств навигации, текста и картинок может быть произвольной, но структура Web- сайта проекта строго определена и показана в таблице 2.

Так как все время уделенное на проект практически расходуется на разработку методических, дидактических и др. материалов то на их реализацию приходиться очень мало времени особенно на разработку Web- сайта, поэтому целесообразно создавать не сложные сайты с помощью программы Конструктор сайтов.

§ 6.7 Разработка сайта с помощью конструктора сайтов:

Перед тем как начать конструировать сайт я предлагаю повторить

учащимся, что такое гиперссылки, какие они бывают и как их смастерить.

Гиперссылка - объект web-страницы, с помощью которого можно осуществлять переходы между страницами. Гиперссылка состоит из двух различных частей. Первая это то, что вы видите на странице web, и называется она указатель; вторая - невидимая часть - скрыта в документа на языке HTML и называется адресной частью ссылки. Именно вторая часть ссылки сообщает браузеру, куда и к какому документу следует переходить. Гиперссылка может обеспечивать переход к другим страницам сайта или внутри одного гипертекстового документа. Если указатель мыши принимает вид ладони с вытянутым пальцем - то элемент является ссылкой.

Гиперссылки могут быть представлены с помощью текста или графически.

Существует два вида ссылок:

Абсолютной называется ссылка, которая для загрузки страницы web указывает на полный URL адрес - конкретный компьютер, каталог и файл.

Относительная  ссылка, которая указывает только на конкретный файл и его размещение относительно файла web-сайта.

Особое внимание слушателей следует обратить на различие абсолютных

и относительных ссылок:

Абсолютная ссылка -

Относительная

D:media_materials/risunki/ris

ссылка risi

После создания Web-сайта проекта можно по возможности разместить его в Интернете. Нужно заметить, что размещение сайта это очень ответственная операция, и выполнять ее нужно после того, как сайт проверен на работоспособность, а также проверен на грамматические и орфографические ошибки, и самое главное изменены все относительные ссылки на корректные интернетовские.

Удобнее всего размешать созданный сайт на бесплатном сервере www.narod.ru. На сайте представлены удобные пояснительные материалы, но следует заметить на существенные ограничения:

Объем каждого файла, размещаемого на сайте не должен превышать

1Mb.

Общий объем сайта не более 100 Mb.

Страницы сайта должны иметь только английские имена и не содержать не допустимых символов (пробелов, точек и т.д.).

§ 7. Защита учебных проектов

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства пользователя. Рассмотрим наиболее общие из них.

Во-первых, предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения, подан, представлен пользователю в соответствии с этой структуризацией. Пользователь должен свободно ориентироваться в программе, для чего его следует ознакомить со стратегией освоения предлагаемой информации.

Интерактивность, «дружественный» интерфейс, продуманная система помощи, подсказок, комментариев — неотъемлемые составляющие эргономики разрабатываемого проекта. Сюда же можно отнести требования к дизайну программы: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий хорошее  текста, тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство,

высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Любой, даже самый увлекательный, сценарий потеряет свою притягательную силу, если не соблюдены элементарные эргономические требования к компьютерной программе.

Не менее значимо и техническое исполнение: обеспечение бесперебойного режима работы, надежность программы, грамотная компиляция продукта.

Таким образом, приступая к реализации проекта, научный руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа, И то, и другое концентрируется в форме бланка технического задания.

Кроме того, необходимо обратить внимание на единство стиля. Каковы же пути достижения единства стиля, определяемые большинством дизайнеров?

  • Создать тему;
  • определите ее графическое решение — своеобразный лейтмотив создаваемого ресурса;
  •  проверить, соответствует ли найденное решение смысловому содержанию, отражает ли его суть;
  • Определить, соответствуют ли элементы оформления выбранной визуальной теме, гармонично ли «вписываются» в общий дизайн, не выглядят ли чужеродными элементами.

В ходе проектирования образовательных Web - pecypcoв не следует забывать о ряде требований, соблюдение которых может быть приравнено к следованию авторами правилам хорошего тона. Прежде всего для сетевого проекта важны:

  • простота и согласованность, особая привлекательность титула (по статистическим данным, если пользователь Web-pecypcoB, заглянувший на ваш сайт, не задержатся там долее 30 секунд, можете не рассчитывать на то, что завладеете его вниманием в дальнейшем);
  • правило двух щелчков в маршрутизации (гиперссылки — в начало текста!);
  • красочность и увлекательность: избегайте «скучных» формулировок, непонятных аббревиатур;
  • правильность, грамотность речи;
  • уважение авторских прав, культура цитирования;
  • «бесшовность»: последовательность в визуальном представлении.

          Общие требования к дизайну: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов (начертание и размер), обеспечивающий «читабельность» текста, выбор оптимального формата и размера графических объектов, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов.

Рассмотрим требования к докладчику:

  • энтузиазм,
  • организованность,
  • настрой на аудиторию,
  • гибкость,
  • хороший словарный запас,
  • разнообразие тона голоса,

настрой на достижение цели.

Литература:

  1. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4.
  2. Лапчшс МЛ. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001.
  3. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. Ж20.
  4. Чечель И, Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы. 1998. №3,
  5. Intel . «Обучение для будущего» // учебное пособие под редакцией Ястребцевой ЕЛ, Быховского Я.С. //Издательска - торговый дом «Русская редакция», 2006 г.
  6. Intel®. «Обучение для будущего» // рабочая тетрадь слушателя курса. Авторы адаптации Бухаркина МЛО , Лапшева Е.Е., Храмова М.В.. //Интернет - Уиверситет Информационных технологий, 2007.
  7. Intel. «Обучение для будущего» // Электронное приложение к учебному пособию, 2009..
  8. Ознакомительная лекция по программе Intel®. «Обучение для будущего».//Горностаева Т.Н., 2010.
  9. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования// учебное пособие, авторы Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.// Издательский центр «Академия», 2007.

Приложение:

Таблица 1

Этапы выполнения проекта.                                                            

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

Начинание

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Таблица 2

Структура Web-сайта проекта

Страница

Информация

Главная

Цель и назначение сайта

Основная информация, представленная на сайте

Возраст на кого ориентированы материалы сайта

Правила навигации по сайту

Сведения о разработчике сайта

Проект

Название проекта

Предмет (предметы), класс Основополагающий вопрос

Вопросы учебной темы

Вопросы для исследований и задания для учащихся

Материалы преподавателя

Дидактические материалы Методические материалы (организация Проектной деятельности учащихся)

Разработки учащихся

Презентации, Публикации и Разработки в Excel


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию и оформлению мультимедийных презентаций

Методические рекомендации составлены для начинающих создателей презентаций, которые являются сопровождением основного выступления, доклада.Рекомендации составлены на основе материалов ресурсов И...

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".

В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...

Методические рекомендации по созданию и оформлению проектов. INTEL

Правила оформления и этапы разработки проектов....

Методические рекомендации по созданию проекта

Материал содержит методические рекомендации по созданию и оформлению проектов учащихся...

«Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»

laquo;Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»...

Методические рекомендации по созданию исследовательских проектов " Шаг в науку"

В материале рассказывается какими принцепамм необходимо пользоваться для достижений высокого результата....