Методические рекомендации по созданию проекта
методическая разработка на тему

Точнова Марина Павловна

Материал содержит методические рекомендации по созданию и оформлению проектов учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sozdanie_proekta.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательских проектов

Структура исследовательского проекта

1. Тема проекта, авторы, класс, школа.

2. Проблемный вопрос.

3. Цель и задачи проекта.

4. Гипотеза исследования.

5. Ход исследования проблемы.

       6. Выводы.

       7. Информационные ресурсы.

При оформлении и выполнении проекта учитывается:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность гипотезы, раскрытия темы,  подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

5. Качество оформления проекта: соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Процедура защиты:

1. Качество доклада: композиция доклада, полнота представления в нем работы и ее результатов; аргументированность основных позиций проекта, убедительность речи и убежденность оратора.

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, отражение межпредметных связей.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера держаться перед аудиторией, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Методические рекомендации по проведению исследования

Подготовка к проведению исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Этапы проведения исследования включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности.

1) Как начать исследование?

Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

1) определение темы исследования, ее формулировка;

2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;

3) составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;

4)изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);

5) сбор фактического материала.

При  организации ученических исследований надо учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.

Этапы исследовательской деятельности.

  1. Выбор темы исследования.
  2. Определение цели исследования.
  3. Формулирование задач исследования.
  4. Выдвижение гипотезы исследования.
  5. Организация исследования.
  6. Подготовка к защите исследования.
  7. Презентация результатов исследования.

1)Тема – это визитная карточка исследования, которая должна быть сформулирована лаконично. Формулировка темы отражает существующие в науке уже известного и еще не исследованного.

Выбор темы для многих является трудным этапом. Чтобы облегчить процесс  выбора темы, выделим основные критерии:

  • желательно, чтобы тема была интересна школьнику не только на данном этапе, но и представляла интерес для дальнейшего профессионального развития ребенка, т.е. имела отношение к его будущей профессии;
  • хорошо, если выбор темы мотивирован интересом к ней и ученика, и учителя, это происходит тогда, когда сам учитель занимается исследовательской деятельностью и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником;
  • тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя волнует и вызывает интерес. Если не можешь сразу сказать, что тебе интересно, попробуй задать себе следующие вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (поэзией или прозой,  страноведением или грамматикой).
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. Что позволяет мне получать лучшие оценки в школе?
  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, друзьям, спроси родителей. Может кто-то подскажет тебе интересную идею. Тему исследования надо записать. Какими могут быть темы исследования?

-фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

-экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

-теоретические -  предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Еще один немаловажный аспект в выборе темы – это ее актуальность.  Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов.

  1. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть
  • определение характеристик явлений, не изученных ранее;
  • выявление взаимосвязи неких явлений;
  • изучение развития явлений;
  • описание новых явлений;
  • обобщение и выявление общих закономерностей;
  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами, а именно  следующими употребляемыми в научной речи клише:

-выявить…;

-установить…;

-обосновать…;

-уточнить…;

      -разработать… .

3) Задачи исследования уточняют цель и описывают основные шаги. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Определение задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным.

4) Гипотеза исследования – это предположение, догадка еще недоказанная логически и неподтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «если…., то…». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

5) Организация исследования. Прежде надо составить план и ответить на вопрос: «Как узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Для этого надо:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать литературу по данному вопросу;
  • найти информацию в Интернет;
  • спросить у других людей;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.

Исследование состоит из трех основных блоков: введения или теоретической части, основной или практической части и заключения, где представлены выводы по работе и заключение о подтверждении или опровержении гипотезы.

6) Подготовка к защите исследования. После окончания исследования, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. Для этого потребуется:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные события;

3) выявить все замеченные парадоксы;

4) ранжировать основные идеи;

5) предложить метафоры, сравнения, схемы;

6) выработать суждения и умозаключения;

7) сделать выводы;

8) указать возможные пути дальнейшего изучения предмета исследования;

9) подготовить текст выступления подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

10) приготовить компьютерную презентацию или макеты, схемы, чертежи.

7) Презентация или защита результатов исследования.

Следует помнить, что на защиту отводится не более 5-7 минут. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

актуальность и новизна исследования;

характеристика использованных источников и литературы;

характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

обоснование выбора методов исследования;

основные выводы по содержанию работы.

 Творческая модель защиты предполагает:

оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

выводы по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по предмету

Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII) вида. Дан пример написанной программы  в 9 классе....

Методические рекомендации по созданию программируемых тестов в Microsoft PowerPoint2007

Уважаемые коллеги!Предлагаю вам материал по созданию тестов в программе MicrosoftPowerPoint2007 сиспользованиемVisual Basic for Application (VBA). Надеюсь, что это заинтересует тех, кто активно исполь...

Методические рекомендации по созданию и оформлению проектов. INTEL

Правила оформления и этапы разработки проектов....

«Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»

laquo;Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»...

Методические рекомендации по созданию исследовательских проектов " Шаг в науку"

В материале рассказывается какими принцепамм необходимо пользоваться для достижений высокого результата....