теория к з-м ВПР по РЯ 5 кл
учебно-методический материал (5 класс)

Газизова Файруза Рифовна

теория к з-м ВПР по РЯ 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_k_z-m_vpr_po_rya_5_kl.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

1.    Записать слово, разделить на слоги.

2.    Записать транскрипцию слова.

3.    Записать слово столбиком.

4.  Определить и написать звуки, которые обозначены данными буквами, дать характеристику каждому звуку:

Гласный

Согласный

Ударный или безударный

Твёрдый или мягкий

Звонкий или глухой

5. Посчитать и записать количество звуков и букв.

Примеры

тёплый — 2 слога

[т'оплый`]

т [т'] — согласный, глухой, мягкий;

ё [о́] — гласный, ударный;

п [п] — согласный, глухой, твёрдый;

л [л] — согласный, звонкий, твёрдый;

ы [ы] — гласный, безударный;

й [й`] — согласный, звонкий, мягкий

    6 букв, 6 звуков

ночь — 1 слог

[но́ч']

н [н] — согласный, звонкий, твёрдый;

о [о́] — гласный, ударный;

ч [ч'] — согласный, глухой, мягкий

ь [-] — звука не обозначает

    4 буквы, 3 звука

НУЖНО ЗАПОМНИТЬ

Гласные звуки

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

[а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Парные:

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж]

Непарные: слово-подсказка  лимонарий

[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й']

Парные:

[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш]

Непарные:

[х], [х'], [ц],  [ч'], [щ']

Из них  всегда мягкие - [й], [ч], [щ],   всегда твёрдые  - [ж] , [ш], [ц]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й'э], [й'о], [й'у], [й'а]):

1) в начале слова (еда [й'эда], ёлка [й'олка],  юла [й'ула], яма [й'ама])

2) после гласных (играет [играй'ит], поёт [пай'от], поют [пай'ут],  маяк [май'ак])

3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с'им'й'э], подъезд [падй'эст])

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).


(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

План разбора

1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

2. Выдели основу: слово без окончания;

3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.


(3) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

План разбора

Часть речи, общее грамматическое значение.

I. Начальная форма.

II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).

Часть речи

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Постоянные морфологические признаки

Синтаксическая роль

Существительное, обозначает предмет

Кто?

Что?

Одушевлённое/неодушевлённое

Собственное/нарицательное

Род

Склонение

Падеж

Число

Подлежащее

Дополнение

Обстоятельство

Прилагательное, обозначает признак предмета

Какой?

Чей?

-

Падеж

Число

Род

(только в ед.ч.)

Определение

Глагол, обозначает действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Вид (несовершенный/совершенный)

Спряжение

Время

Число

Лицо (только в наст. и буд. вр.)

Род (только в прош. вр., ед.ч.)

Сказуемое

Образцы разбора

Существительное

Прилагательное

Глагол

(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет.

I. Начальная форма — тишина.

II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже.

III. Слушаем (что?) тишину (дополнение)

(Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

I. Начальная форма — большой.

II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже.

III. Деревья (какие?) большие

(определение)

(Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета.

I. Начальная форма — слушать.

II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице.

III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое)


(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

  1. Повествовательное, побудительное или вопросительное;
  2. Восклицательное или невосклицательное;
  3. Простое или сложное;
  4. Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;
  5. Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.

Образец разбора

Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Вода подхватит лёгкое судёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).


ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ

А

алффавИт,

алфавИтный

М

магазИн

молодЁжь

У

углубИть,

углубИт,
упростИть,

упростИт

убралА

Б

бЫть, былА, бЫло;

нЕ был, не былА

баловАть, баловАться, балУется

бАнты,

Н

начАть, нАчал, началА, нАчали
начАться, началсЯ, началАсь

на дОску

насорИт

Ф

фарфОр

фОрзац

В

ворОта
вЫздороветь 

вЕрба

взялА, взялАсь, взялсЯ

вручАт,  вручИт

включИт, включИшь

водопровОД

О

откУпорит

ободрИТ

облегчИТ

отозвалАсь

Ц

цепОчка

цемЕнт

Д

дать, далА, дАли; нЕ дал
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг

дремОта

договОр

дождалАсь

П

партЕр

плодоносИт

процЕнт

повторИт, повторИшь

пОнял, понялА, пОняли

положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь

полилА

перезвонИТ, позвонИТ

повторИт, повторИм

Ч

чЕрпать

Ж

жИть, жилА,

жИло, жИли;

 нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили

жалюзИ

Р

расположИть

руководИть

Ш

шАрф, шАрфы

З

звонИть,

звонИшь,

звонИт

С

срЕдства

сантимЕтр
свЁкла
создАть, сОздал, создалА
столЯр

сИлос

Щ

щавЕль

К

каталОГ

клАла, крАлась

квартАл

киломЕтр

каучУк

крАны, кедрОвый

красИвее, красИвейший

Т

тОрт,

тОрты

танцОвщица

ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные части речи

Часть речи

Вопросы

Примеры

1.

Имя существительное

Кто? Что?

Человек, школа

2.

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Деревянный, птичий

3.

Имя числительное

Сколько? Который?

Двадцать, первый

4.

Местоимение

Вопросы имён

Я, ты, мой

5.

Глагол

Что делать? Что сделать?

Читать, прочитать

6.

Наречие

Как? Когда? Где?  и т.д.

Громко, вчера, впереди

Служебные части речи

Часть речи

Примеры

1.

Предлог

в, на, под, за, перед, из, из-за, из-под

2.

Союз

и, да, но

3.

Частица

пусть, неужели, разве, не, ни

Образец выполнения задания

пр.

сущ.

сущ.

гл.

прил.

сущ.

союз

прил.

сущ.

На

стекле

мороз

нарисовал

мохнатую

ёлочку

и

забавного

зайца.

В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.


ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Предложение

Схема

«Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец.

«П», — а.

«Иди за мной!» — крикнул Саша.

«П!» — а.

«Сходим в кино?» — предложил он.

«П?» — а.

Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание».

А: «П».

Он поинтересовался: «Сколько это стоит?»

А: «П?»

Она воскликнула: «Красота!»

А: «П!»

Образец выполнения задания

Она воскликнула: «Красота!» А: «П!»

ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ

Образец выполнения задания

Расскажите мне, ребята, всё по порядку. (Обращение)

ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Образец выполнения задания

Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями от капель. (Сложное предложение/две грамматические основы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.

—Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....

Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»

План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...