Консультация для воспитателей
консультация

Второва Татьяна Викторовна
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ №15 «Звёздочка»  г. Ермолино.

Подготовила: Второва Т.В.

Консультация для воспитателей:

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

                                                         Музыкальный руководитель                                      

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.

Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

     Музыкальное занятие – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель выполняет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

         На музыкальных занятиях происходит реализация разностороннего воспитания детей (умственного, эстетического, физического и т.д.).

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. А так же целеустремленно  заниматься, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 Эстетические: Умение слушать и понимать музыку воспитывает любовь к искусству, к познанию прекрасного.

Певческие навыки: Развиваются чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам:

1.На музыкальном занятии у детей на ногах должна быть одета удобная обувь;

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку;

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие;

4.Воспитатель с собой приносит папку и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.;

5.Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал;

6.Выполнять вместе с детьми упражнения: движения танцев, игр, петь песни и т д.;

7.Следить за правильным выполнением детьми движений;

8.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Роль воспитателя на музыкальном занятии:

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

  1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
  2. Следит за дисциплиной;
  3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

  1. В распевании не участвует.
  2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
  3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально- ритмические движения и игры:

  1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
  2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Иногда воспитатели могут допускать следующие ошибки на занятиях:

  1.      Воспитатель сидит с безучастным видом.
  2.      Воспитатель перебивает исполнение.
  3.      Дают словесные указания наравне с муз. Руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  4.      Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

 Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1.      От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2.      От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
  3.      От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Чем активнее воспитатель взаимодействует с музыкальным руководителем, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, тем легче достичь наибольших успехов в музыкальном развитии детей. Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

        Очень важно, чтобы дети почувствовали активное сопереживание с ними взрослых от встречи с песней, с музыкой. Сопереживание – это дорожка, путь к сердцу ребенка, к его сокровенным чувствам. Дети не терпят искусственности. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатию к музыкальным образом. Этим самым расширяются пути воздействия на ребенка.

        В формировании певческих проявлений у ребенка главным является подражание пению взрослого. Педагог поет спокойным негромким голосом. Теплота, задушевность голоса вызывает у малышей эмоциональных отклик. Подражая педагогу, дети начинают подпевать сами. В обучении музыкально – ритмическим движениям используются совместные действия воспитателя и ребенка.

        В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

        Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе.

          Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности.

Бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

ИТАК:

  1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
  3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  6. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними, исключение – старшие группы.
  9. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  10. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

     И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.      Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2.      А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»
  3.      Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  4.      С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение»
  5.      Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  6.      М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...