Консультация для педагогов "Воспитание сказкой"
консультация

Магомедова Айшат Кадигаджиевна

Консультация и памятка для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация

для педагогов

«Воспитание сказкой»

Воспитатель:

Магомедова Айшат Кадигаджиевна.

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фeофанов.

Что ребенок любит больше всего? Сказку! Из чего извлекает свои знания? Из сказки! Кому подражает? Героям сказок! Сказка является средством формирования в сознании ребенка положительного образа-представления, определенного идеала-носителя желаемых поведенческих качеств и реакций.

Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией.

Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности.

По данным психологов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге является возраст от трёх до пяти лет, особенно при сочетании коллективных занятий в дошкольных учреждениях и индивидуальных занятий в семье. В этот период по-прежнему важно как можно чаще (ежедневно не менее 20-30 минут в день) читать книги вместе с ребёнком, руководствуясь, прежде всего, его вкусом и пристрастиями.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

 Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

Важной задачей педагога является раскрыть главный смысл сказки, в чём нравственный урок, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявить этот, не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть – вот главная задача.

Дети до старшего дошкольного возраста с трудом выделяют центральное событие сказки. Только к концу старшего возраста на вопрос: «О чём эта сказка?» – можно услышать: «О том, как лиса обманула волка» или «О том, как петушок зайчику помог». (До этого дети обычно отвечают: эта сказка про зайчика и лису или про лису и петушка и т.п.)

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

 В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка». В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

 В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов  можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Сказки – очень благодатный материал для развития воображения. Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Самостоятельное сочинение – показатель продуктивности речемыслительной деятельности.

Предложим детям отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод, придумать новый конец знакомой сказки: что там было дальше с …., и пусть оно будет смешным, пародийным.

Прежде чем использовать сказки в работе, педагог сам должен полюбить сказки, проникнуть в их нравственный урок, насладиться красотой художественного слова, удивиться глубине сказочного смысла, преклониться перед её мудростью, так как, только понимая значение и смысл сказки, пусть даже интуитивно, взрослый сможет передать мудрость сказки ребёнку. Тогда сказка станет не средством развлечения и времяпрепровождения, а мощным средством воспитания и развития личности ребёнка.

 Вывод: Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом  для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый  молодец (смелый, сильный, честный, добрый,  трудолюбивый, любящий Родину).

 Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

 Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственных чувств можно решить с помощью сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

 Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение

А теперь, уважаемые педагоги и мы с вами немного поиграем.

1. Игровое упражнение «Узнай и назови»

Среди сказок есть такие, которые написали писатели и поэты.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А. С. Пушкин

«Конек-горбунок» - П. П. Ершов

«Дюймовочка» - Г. Х. Андерсен

-«Цветик-семицветик»- В. П. Катаев

«Айболит» - К. И. Чуковский

2. Дидактическая игра «Найди рифму»

Хочу предложить вам найти рифмы к словам, которые я вам назову. Напомните мне, пожалуйста, что такое рифмы? Правильно, это такие созвучия в конце строк стихов, которые делают стихи гармоничными и красивыми.

Колобок – румяный бок

Лягушка – квакушка

Буратино - картина

Медведи – соседи

Кувырком – верхом

Кит – спит

Царица- девица

Великан –океан

Утка – шутка

Мышка – книжка

3. Игра «По страничкам любимых сказок»

А сейчас перелистаем странички любимых сказок, проверим, как вы их помните. За самый бы

- Кто прогнал лису из сказки «Заюшкина избушка»(Петух)

- Кто во всём помогал Крошечке - Хаврошечке? (Коровушка)

- Какая по счету песенка Колобка оказалась последней? Почему? (Четвертая, лиса съела Колобка)

- Кто в сказке К. Чуковского купил самовар? (Муха)

- Кому непременно надо было попасть в Лимпопо? (Айболиту)

- Назовите транспорт Бабы-яги (Метла, ступа)

- Почему Иванушка превратился в козленочка? (Напился воды из следа от козьего копытца)

- Кто спас Красную шапочку? (Довосеки)

- Первая книга Буратино? (Азбука)

- Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые)

- Кто вырос из гадкого утёнка в сказке Андерсена(Прекрасный лебедь)

- Из чего Фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)

- Что потеряла потеряла Золушка на балу? (Туфельку)

- Что попало в глаз Каю в сказке «Снежная Королева» (Осколок зеркала)

- Что в сказках закатывают на весь мир (Пир)

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Творческие приёмы работы со сказкой

Постановка проблемных вопросов.

Например, при знакомстве со сказкой «Лисичка-сестричка

серый волк» предложить детям ответить на следующие

вопросы:

– Всегда ли волк страшный?

– Знаете ли вы сказки, в которых волк нестрашный?

– Каким вы представляете волка – героя этой сказки?

– Кто из героев хитрее? Как ведёт себя волк по отношению к лисе? Почему?

– Жалко ли вам волка?

– Как бы вы повели себя на их месте?

– Придумайте продолжение сказки.

Можно предложить рассказать 1 подгруппе детей о волке

только то, что характеризует его с положительной стороны, а детям 2 подгруппы – с отрицательной.

 «Сказка продолжается».

Мы привыкли к давно известным и логически завершённым

концам сказок. Но предложим детям метод «А что потом?» Этот приём полезен и интересен тем, что:

– мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребёнка в

нужное педагогическое русло;

– развивать воображение ребёнка, ломая установившиеся стереотипы.

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как её делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; а как живут Крошечка-Хаврошечка и царевич, поженившись.

Изменение ситуаций в знакомых сказках.

Рассказывая детям знакомую сказку, договариваемся что-то в ней

изменить. Вначале меняем в ней совсем немногое и этим побуждаем ребёнка придумывать.

В сказке «Семеро козлят» волку мешает медведь, который зовёт

его на свой день рождения…

«Коллаж из сказок».

Ещё один метод – контаминация, т.е. соединение в одном

произведении двух или несколько сюжетов. (Колобок встретил Бабу-Ягу, и они отправились в гости к лисе в лубяную избушку.) Это достаточно трудная задача: нужно логично вплести новых героев в сюжет и придумать новое содержание.

«Сказки по-новому».

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

За основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица (Хаврошечка) становится ленивой и злой, а мачеха заботливой и трудолюбивой.

Решение противоречий в сказке.

Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях,

поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить видеть, понимать, решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить.

Решению противоречий в значительной степени помогают

продуманные вопросы.

Находить и решать такие вопросы нужно к сказкам, хорошо

знакомым и любимым детьми. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Например, к сказке «Репка» можно поставить вопрос: «А если бы не прибежала мышка?»

Сказки с новым концом.

Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к

знакомым, логически и завершённым сказкам:

«Репка» – вытянули не репку, а …клад…;

«Три медведя» – Маша помирилась с медведями…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Грамматика в сказках и историях"

Формирование навыков употребления предложно-падежных конструкций в речи детей....

Консультация для родителей воспитанников детского сада на тему "Развитие мелкой моторики пальцев рук через русскую народную сказку".

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».Автор: учитель – логопед МАДОУ  "Золотой ключик" г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А.  ...

Консультация "Общение через сказку"

«Общение через сказку»Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен; ими можно просто за...

Консультация для воспитателей ДОУ "Немецкие народные сказки"

Представленная консультация может быть использована в методической работе с педагогами и родителями  в ДОУ....

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....

Консультация для родителей "Сказка в жизни ребёнка"

В этом материале родители (законные представители, бабушки и дедушки, воспитатели ДОУ) узнают: какие сказки нужно читать в соответствии с возрастом ребёнка, как правильно читать сказки. Смогут пройти ...