Готовность к обучению в школе
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

     Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к обучению в школе

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии и педагогики как комплексная характеристика ребенка.

  1. Интеллектуальная готовность к школе: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен, уметь внимательно слушать взрослого.
  2. Личностно - социальная готовность: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
  3. Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, определённым уровнем развития психических процессов, которые понадобятся для успешного обучения в школе.

ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 7-8 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции, например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребёнок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; владеть такими понятиями величин, как длина, ширина, высота; знать геометрические фигуры; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за»  и т. п.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей; вырезать ножницами.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей; знать название своего родного города, столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; называть и отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли; уметь классифицировать предметы и знать обобщающие понятия.

Познавательная активность проявляется в вопросах ребенка. Дети, часто задавая взрослым вопросы: почему, зачем, как, ждут на них готовых ответов. Но важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить. Необходимо показать, как и где можно найти ответы. Не спешите отвечать на заданный вопрос, даже, если Вы знаете ответ на него. Спросите у ребенка, что он сам думает об этом. После ответа ребенка, выскажите свое предположение по данному вопросу. Кажется, что цель достигнута – ребенок получил ответ на вопрос. Не тут-то было! Ответ необходимо проверить. Огромная просьба: не останавливайтесь только на интернете. Если мы хотим, чтобы наши дети росли образованными, думающими, познавательно активными, стоит адресовать их к книгам. В какой книге, как искать информацию надо показывать и рассказывать. Как правило, дети еще не умеют читать, а если умеют, мелкий шрифт в содержании познавательных книг прочитать сложно, поэтому необходима помощь взрослых. Итак, Вы вместе нашли ответ на вопрос. Сравните его с тем ответом, который был выбран. Обсудите весь ход (алгоритм) ваших поисков в ответе на вопрос. Спросите у ребенка, где и с кем он может поделиться полученной информацией.

 

Советы родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами, количеством уроков в день.

Совет 3. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак. Начните уже сегодня просыпаться в то время, когда вам придётся вставать в школу.

Совет 4. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности.

Совет 5. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 6. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. 

Совет 7. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.

Совет 8. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Совет 9. Постарайтесь, достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Совет 10. Часто в последние месяцы перед школой старание родителей направляется на "запихивание" в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. В первую очередь нужно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Совет 11. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными.

Совет 12. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

Помните, Вы для своего ребёнка – самый лучший друг.
Находите малейшие
 поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днём помогайте ему преодолевать ошибки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Презентация к выступлению перед родителями...

психологическая готовность к обучению в школе

слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Родительское собрание: Речевая готовность к обучению в школе

Презентация "Речевая готовность к обучению в школе" предназначена для родителей будущих первоклассников....