Ребёнок плохо ест: в чём причина и что делать?
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

     Нередко дети могут проявлять равнодушие или негативное отношение к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Разбираемся, что влияет на нарушение пищевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_ploho_est.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок плохо ест: в чем причина и что делать

Нередко дети могут проявлять равнодушие или негативное отношение к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Что же влияет на нарушение пищевого поведения?

1. Негативный эмоциональный фон. 

Дети могут потерять аппетит в связи с эмоциональными проблемами, например, развитием депрессии на фоне отсутствия близкого взрослого. Они постепенно отказываются от еды, теряют активность. Такие дети, как правило, не физически изможденные, а эмоционально истощенные, депривированные дети. За проблемой питания стоит проблема близких эмоциональных связей в семье, отвергающая социальная среда и ограниченные возможности удовлетворения других, не менее важных потребностей: в общении, новой информации, совместной деятельности.

2. Специфический ранний сенсорный опыт.

Он формируется у детей раннего возраста в отношении всех органов чувств, в том числе вкусовых ощущений. Простейшие кирпичики ощущений ложатся в основу сложного здания восприятия информации, и развитие мозга может идти только с опорой на этот фундамент. Соответственно, если в раннем возрасте ребенок питался преимущественно баночной едой, у него фиксируется в своеобразном базовом «каталоге» вкус брокколи с курицей, груши с яблоком и т. д. То есть общий вкус смешанных между собой продуктов в специфической обработке. И когда в детском саду ребенку предлагают отдельно брокколи или курицу, эти вкусы оказываются чужими.

Вкусовые предпочтения отчасти образуются под влиянием рациона матери во время беременности, но базовый каталог формируется до 3 лет. Если в рационе ребенка не было разнообразия «чистых» вкусов, то в дальнейшем он предпочитает ограниченный набор продуктов. Структура пищи тоже задает предпочтения. Например, мясо отличается вкусом в баночном и натуральном варианте. Поэтому многие «баночные» дети не любят традиционную пищу детского сада и часто отказываются от нее.

3. Предпочтение будущей мамой сладких продуктов в период беременности также откладывает отпечаток на вкусы ребенка.

Практически половина потребляемой дошкольником энергии тратится на функции мозга. Наиболее простой способ получить эту энергию – потребление глюкозы, которая является важнейшим «топливом» для нервных клеток (нейронов). «Подружившись» с сахаром еще в материнской утробе, ребенок отказывается вырабатывать энергию из других веществ.

4. Негативное влияние культурных стереотипов, которые предъявляют специфические требования к внешнему виду.

Конечно, в 2 года ребенок не думает о фигуре и калориях, но определенные модели отношения к еде он уже начинает впитывать из социального окружения. Стремительный рост ребенка в дошкольном возрасте требует значительного потребления жиров. Его нахождение и развитие в культурной среде, одержимой похудением, играет негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны для физического и психического здоровья ребенка и могут привести к нарушению деятельности мозга.

Существуют критерии оценки негативного и позитивного характера пищевого поведения ребенка. На их основании следует принимать решение о необходимости профилактической или коррекционной помощи.

Критерии оценки нормативности пищевого поведения:
- отсутствует дефицит веса и роста;
- ребенок физически активен, подвижен;
- не нарушен режим сна и бодрствования;
- показатели психического развития, включая познавательное развитие, соответствуют возрастной норме;
- ребенок проявляет положительный эмоциональный фон, отсутствуют симптомы эмоциональных нарушений;
- ребенок общается со взрослыми и стремится к совместной деятельности.

Оценивать проблему с едой необходимо применительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каждого своя интенсивность обмена веществ и свои потребности в еде. Пищевое поведение должно быть естественным, позитивно окрашенным, при этом оно может быть очень индивидуализированным и отражать особенности становления личности.

Таким образом, пищевое поведение – это отражение общего контакта личности с самой собой, окружением, показатель естественности и благополучия развития, понимания себя и своих потребностей.

В современной культуре приема пищи можно наблюдать значительные изменения по сравнению с прошлыми поколениями. Ценность этого процесса снизилась. Нивелировалось ее коммуникативное, объединяющее начало, когда совместная трапеза была центром единения семьи, временем взаимной, психотерапевтической поддержки в неспешной беседе. Недавние исследования английских ученых показали, что в семьях, где приняты совместные обеды или ужины, подростки вступают во взрослую сексуальную жизнь существенно позже, тогда как в семьях, не объединенных вокруг стола, сексуальная жизнь детей начинается с 14–15 лет. Очевидно, что действующим фактором является не регулярность питания и не калорийность домашних обедов, а те эмоциональные связи, которые укрепляются в совместной трапезе и беседе.

Формировать здоровое отношение ребенка к еде можно и нужно.

 5 принципов формирования здорового отношения к еде

1. Создавать условия для комфортного общения во время еды, поддерживать атмосферу доброжелательности.

2. Формировать у ребенка умение получать естественное удовольствие от еды.

3. Включать в рацион разные продукты, предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки.

4. Поддерживать позитивную самооценку, никогда не устанавливать негативную связь между едой и внешностью ребенка, не подвергать сомнениям его положительные представления о своей внешности.

5. Не допускать критические комментарии в отношении внешности ребенка, а оптимизировать его меню с целью коррекции веса

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.

1. Играйте с ребенком на тему еды
 Пробуждайте познавательный интерес и воображение ребенка, задавайте новые акценты, обращая внимание на запах и внешний вид пищи.
 Организуйте сюжетно-ролевые игры на тему еды: «Ресторанчик», «Обед», «Торжественный банкет», «День рождения» и т. д.
 Включайте тему еды в игровые ситуации. Например: машинки «проголодались» и отправились на заправочную станцию «подкрепиться».
 Сделайте прием пищи продолжением игрового взаимодействия. Предложите детям совершить «путешествие» в другие страны, где существуют иные традиции приема пищи.

2. Организуйте прием пищи как совместную деятельность
 Садитесь за стол вместе с детьми и подсказывайте им, как пользоваться столовыми приборами, брать хлеб, отламывать вилкой кусочки, вытирать рот и руки салфеткой и т. д.
 Обсуждайте вкусовые качества еды.
 Напоминайте правила поведения за столом, поощряйте правильные действия ребенка во время приема пищи.
 Создавайте дружескую атмосферу, хорошее настроение, обеспечивайте комфортное взаимодействие всех сидящих за столом.

3. Пробуйте еду 
 Не заставляйте ребенка есть, предлагайте пробовать еду в качестве интересного познавательного эксперимента.
 Проведите игру в дегустацию: предложите попробовать блюдо и угадать, из каких продуктов оно приготовлено.
 Предложите отгадать «вкусовые» загадки или попробовать еду с закрытыми глазами.  Обсуждайте с ребенком запах еды, т. к. большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов.
 Вводите новое блюдо в рацион ребенка правильно: предложите ему подержать во рту или понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.

4. Сделайте пищу привлекательной 
 Украшайте блюда.
 Используйте нестандартную сервировку стола: поделки из салфеток, бумаги и других материалов, сделанные дошкольниками.
 Включайте альтернативные варианты приема пищи. Например, проведите национальный праздник с угощением. Атрибутика таких мероприятий задаст основную ноту, а небольшая вариативность меню довершит социокультурное погружение.
 Используйте творчество. Творчество и кулинария – сферы пересекающиеся. Блюдам можно придать забавную, необычную форму или добавить простое украшение.

5. Не заставляйте есть, но регулярно предлагайте
 Настраивайте детей на обед, возвращаясь с дневной прогулки: обсудите, как все проголодались, попросите прислушаться к своему организму, рассказать, что чувствует.  Добивайтесь того, чтобы ребёнок сам стремился сесть за стол и поесть.
 Уменьшите порции, чтобы сформировать у ребенка ощущение завершенности процесса, способности позитивно «справиться» с едой. Большие объемы пищи нередко пугают, тогда как просьба добавки заразительна.
 Постепенно выходите на нормативные порции.

6. Стимулируйте физическую активность
 Поддерживайте физическую активность, подвижность детей, создавайте условия для разнообразных движений, обеспечивающих здоровый обмен энергией.
 Обсуждайте во время выполнения физических упражнений телесные ощущения и впечатления, чтобы ребенок «знал» свое тело, чувствовал его состояние.

7. Не обсуждайте вес и фигуру 
 Никогда не поднимайте и не поддерживайте обсуждение с ребенком проблемы питания, веса, похудения.
 Не переносите взрослые культурные стереотипы на детей.

8. Синхронизируйте питание дома и в детском саду
 Старайтесь кормить ребенка дома в то же время, что и в детском саду.
 Приблизьте домашнее меню к меню детского сада. Сделайте еду привычной, узнаваемой.

9. Учитывайте индивидуальные предпочтения
 Помните, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор продиктован как интуитивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.
 Не навязывайте ребенку свои вкусовые предпочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Если ребёнок плохо говорит: советы родителям »

В статье содержатся советы логопеда родителям дошкольников, рассказывается о причинах речевых нарушений и о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Презентация на тему "Почему ребёнок плохо учится?"

Презентация к родительскому собранию в 6-8 классах....

Что делать если ребёнок плохо говорит.

Иногда  дети младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя четкое произношение в норме должно сформироваться к пяти годам. Как правило, таким детям требуются спе...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассника к школе. Плохие отметки и их причины"

Родительское собрание посвященное адаптации детей 5 класса к школе. Ниже приведены некоторые анкеты, которые позволят выявить уровень школьной мотивации....

Почему ребёнок плохо говорит?

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.(Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появл...

Плохие оценки и их причины.

Родительское собрание....

Консультация для родителей "Если ваш ребёнок плохо говорит"

Консультация предназначена родителям детей  с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающие у родителей во...