Почему ребёнок плохо говорит?
статья на тему

Ивашкина Ольга Ивановна

  При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.(Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи)  Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_pochemu_rebyonok_ploho_govorit.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неправильного произношения.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств. Овладевая речью, малыш какое – то время говорит неправильно – это физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, бояться разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи. Таким детям необходима срочная помощь логопеда.

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребёнка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?

Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М
2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!
Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением.

Причины появления нарушений устной  речи: 

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
       1) Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

  • дефекты в строении речевых органов губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба; Часто встречающийся дефект – укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требуется для правильного произношения таких звуков, как (ш), (ж), (л), (р). Иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков (т), (д),  (ц), (ч). 
  • слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
  • узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков; • толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;
  • дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
  • неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
  1. В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
  • физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.); 
  • Слабый выдох , не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.
  • недостаточная подвижность губ и языка; Самая частая причина искажения звуков: неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
    Ведь язык — это мышца, в силу разных обстоятельств она бывает слабая и малоподвижная. Чтобы произнести звук, язык должен принять весьма непростую форму! Делать это «не охота» или «сложно», легче не говорить вообще, говорить по-своему или заменять более простыми звуками. Что наши дорогие дети и делают с большим успехом.
    Артикуляционная (логопедическая) гимнастика помогает сделать язык послушным, тренирует и укрепляет его. Попросите логопеда, он научит вас делать её правильно! Только тогда эти упражнения эффективны.

  1. Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша не допустимы приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто. К тому же ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают. Порой ребёнок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестёр или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребёнок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

  1. Опасным для формирования  правильного произношения может являться и билигвизм – использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладением звукопроизношением и создаёт почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему школьник плохо учится?

Почему школьник плохо учится?...

ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИК ПЛОХО УЧИТСЯ?

Родительское собрание  в 1 классе....

Презентация на тему "Почему ребёнок плохо учится?"

Презентация к родительскому собранию в 6-8 классах....

"Почему школьник плохо учится?"

"Почему школьник плохо учится?"...

Почему он плохо пишет?

Памятка для обучающихся, имеющих дисграфию,  и их родителей, в которой указаны причины ошибок на письме и предложена стратегия по их исправлению....

Почему он плохо читает?

Памятка для обучающихся, имеющих дислексию,  и их родителей, в которой указаны причины ошибок чтения и предложена стратегия по их исправлению....

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей;           2) воспитывать  чувство взаимопонимания...