Плохие оценки и их причины.
методическая разработка (7 класс) на тему

Прасол Елена Владимировна

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_plohie_otsenki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

городского округа   город  Михайловка  Волгоградской области»

РОДИТЕЛЬСКОЕ      СОБРАНИЕ

«Плохие оценки и их причины» 

                                                            Подготовлено:

                                                                              классным руководителем

                                                   7 А класса

                                                     Прасол Е.В.

                                                                      при участии учащихся.

2015-2016 учебный год.

            С самого рождения человек ощущает на себе влияние внешнего мира и сам оценивает жизнь по разным параметрам. По мере взросления добавляются другие критерии, однако самыми значимыми для неокрепшей детской психики являются оценки учителей. Некоторые относятся к ним более-менее равнодушно, другие придают повышенное значение. Как объективно воспринимать школьные плохие оценки и что делать, если надежды родителей не оправдываются? 

Всякое бывает

          К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в седьмом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

          В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

           Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

           

            Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

            Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

           Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

            Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Причины.

           Что делать если ребенок получает плохие оценки, как разобраться в этой ситуации? Первостепенной задачей является определение причины, по которой ребенок удостаивается неудовлетворительных оценок. Их очень много, начиная от психологических проблем в семье, и заканчивая проблемами взаимоотношений в школе. На способность усваивать новый материал, и соответственно на качество полученной отметки, влияет здоровье ребенка, его режим, настроение и просто способность к тому или другому предмету. Одним детям без труда удается решать математические задачки, а другие с удовольствием пишут сочинения. Изменить предрасположенность к тому или другому типу деятельности невозможно, задача родителей состоит лишь в правильной оценке способностей ребенка и его всяческой поддержке, создании стимула к обучению.

           Часто, не смотря на существующее взаимопонимание, ребенок и сами родители болезненно воспринимают плохие оценки. В такой ситуации бесспорно важной является способность научиться самим и научить ребенка адекватно воспринимать поставленные оценки и делать соответствующие выводы.

Адекватно воспринимайте оценки плохие или хорошие.

            Во-первых, цель учебы состоит в конечном результате. Оценки в этом смысле - промежуточный этап восприятия новых знаний и не являются значительными. Обучение весьма длительный процесс и для получения результата нужно потратить много времени и усилий.

           Во-вторых, не менее важным звеном в процессе обучения является умение ребенка строить отношения с учителями и учениками. Этому так же способствует система оценок. Важно объективно воспринимать замечания, исправлять ошибки и в дальнейшем прилагать усилия к недопущению неудовлетворительных ситуаций. Обида на выставленную оценку не должна быть поводом для прекращения учебы. Знания ребенка и его умение контактировать, важны в первую очередь для него самого, и только потом представляют определенный интерес для учителей и одноклассников. К тому же, стоит объяснить ребенку, что оценка знаний может быть весьма субъективной, получает оценки плохие или хорошие - вы все равно его любите, и не всегда они зависят от его умений и таланта. Многие люди достигли в жизни значительных успехов, хотя в школе их оценки оставляли желать лучшего.

Не запугивайте ребенка.

           Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка плохими отметками. Нужно настраивать его на положительный результат, а в случае неудачи подбодрить - «в следующий раз постараешься, и всё получится». Если постоянно ругать ребенка за неудовлетворительные оценки, то в конечном итоге это приведет к патологической боязни отвечать на уроках и нежелании присутствовать на контрольных работах. Это еще больше усугубит ситуацию. Он будет переживать в школе, нервничать, что значительно снизит его способность к восприятию новой информации. Ребенок может закрыться, начать воспринимать всё с позиций «все - равно ругают», «всё плохо» и никак не будет стремиться исправить ситуацию. Если повезет, то хороший педагог заметит это обстоятельство и с ним можно будет справиться. А если этого не произойдет, то порочный круг плохих отметок замкнётся надолго.

Разбирайтесь в причинах неудач вместе.

            Обязательно старайтесь вместе с ребенком разобраться в причине плохой оценки. Возможно, он недоучил. Возможно, плохо себя чувствовал. Возможно, не нашел контакта с учителем или учениками и просто не захотел показывать свои знания. Особенно часто такая причина проявляется в подростковом возрасте. Иногда дети и сами не понимают, почему так произошло. Важно помочь понять, разобраться в ситуации и облегчить переживания ребенка. В тяжелых случаях, вероятно, будет необходима консультация психолога. Не нужно этого бояться. Ведь любую проблему гораздо проще решить в самом начале, чем распутывать сложный клубок накопившихся за долгий срок неурядиц.

Поддерживайте ребенка.

             Ребенку нужно постараться объяснить, зачем вообще необходимо получать знания. Поиграйте в игру, покажите, как будет чувствовать себя совершенно неграмотный человек среди образованных людей. Маленькие дети часто не понимают, зачем они ходят в школу и что в дальнейшем им может дать полученное образование.

            Важно поддерживать своего ребенка и вселять в нем уверенность в достижимости образовательной цели. Он должен быть твёрдо убежден, что у него получится, пусть не так как у других, ведь все люди разные. Четко представляя последствия, он обязан прилагать все усилия, чтобы максимально использовать свои возможности во время обучения.

           Обсудите вместе проблему плохой отметки и постарайтесь выработать план дальнейших действий. Определите, как сделать так, чтобы в дальнейшем улучшить ситуацию и избежать повторения проблемы. Обговорите заранее вознаграждение за хорошую учебу и наказание за отсутствие результата. Однако применяя такие меры, нужно добиваться соответствия поощрения или наказания самому поступку. Нельзя ставить ребенка в ситуацию, когда он не понимает, за что несет ответственность.

           Следует иметь в виду, что иногда плохая отметка вовсе не является показателем знаний вашего ребенка. Часто на результат влияют соответствие работы школьника определенным требованиям (отступы, правильность описания условия задачи и т. д.), или взаимоотношения педагога и ученика. Все мы люди, эти правила придуманы и оцениваются такими же людьми, со своими достоинствами и недостатками. Поэтому нужно объяснять ребенку, что оценки будут постоянно окружать его в жизни, и не всегда они достаточно справедливы. Если такая ситуация имеет место у вашего ребенка, то постарайтесь научить его решать проблему самостоятельно. Возможно, стоит просто более внимательно относиться к предъявляемым требованиям или побеседовать с учителем - пусть он объяснит критерии выставления отметки и свои ожидания от работ, выполняемых учениками.

            Помните, что главная задача родителей помогать ребенку и всячески поддерживать в нем интерес к овладению новыми знаниями. Для каждого этот вопрос решается только индивидуально. Но в любом случае оценка не должна становиться камнем преткновения во взаимоотношениях родителей и детей.

Рекомендации родителям,

у кого дети уже получали или могут получить двойки.

            Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой физике и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

            Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Анкета для учащихся

«Плохие оценки их причины»

Причины получения плохих оценок

Что делать если получил плохую оценку



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плохие оценки: ругать или не ругать?

Каждый родитель имеет свой уровень притязаний к ребенку относительно успеваемости в школе. И каждый в глубине души мечтает видеть свое чадо самым умным и расстраивается, когда их маленький «гений» при...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассника к школе. Плохие отметки и их причины"

Родительское собрание посвященное адаптации детей 5 класса к школе. Ниже приведены некоторые анкеты, которые позволят выявить уровень школьной мотивации....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

"Как реагировать родителям на плохую оценку ребёнка"

Часто, когда родители раздосадованы плохой оценкой, которую ребенок принес из школы, в ход идут всевозможные укоры, осуждения и даже насмешки. Делать это категорически запрещается. Навешивание всевозм...

Ребёнок плохо ест: в чём причина и что делать?

   Нередко дети могут проявлять равнодушие или негативное отношение к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Разбираемся, что влияет на нарушение пищевого поведения...