Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
презентация к уроку

Никитина Елена Александровна

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

•легкой;
•умеренной;
•тяжелой;
•глубокой;
•тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Презентация составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15) 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchashchiesya_s_noda.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Слайд 2

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о бучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): глухих; слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Слайд 3

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой; у меренной; т яжелой; г лубокой; тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Слайд 4

Презентация составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15 ) https ://fgosreestr.ru

Слайд 5

Обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии ОДА: заболевания нервной системы: врожденная патология ОДА: приобретенные заболевания и повреждения ОДА: детский церебральный паралич (ДЦП); врожденный вывих бедра; травматические повреждения спинного мозга полиомиелит; врожденный вывих бедра; травматические повреждения головного мозга и конечностей; текущие неврологические заболевания (миопатия и др.). косолапость и другие деформации стоп; полиартрит; аномалии развития позвоночника; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); недоразвитие и дефекты конечностей; системные заболевания скелета ( хондрострофия , рахит) Артрогрипоз .

Слайд 6

Адаптированная основная общеобразовательная программа ( АООП ) начального общего образования (НОО) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию . В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с НОДА образовательная организация может создавать дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.2, 6.3, 6.4)

Слайд 7

Вариант 6.1. Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья . Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы.

Слайд 8

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников . Группа обучающихся с НОДА объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза , передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Слайд 9

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды

Слайд 10

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: - медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение ); - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений ; - коррекция нарушений речи ; - коррекция нарушений чтения и письма ; При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.

Слайд 11

Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Слайд 12

Кадровое обеспечение Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей направленности . Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации ( в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. При необходимости в процесс реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие тьютора , который должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Слайд 13

Учебный план Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации . Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше.

Слайд 14

ВАРИАНТ 6.2 Вариант 6.2. О бучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников в пролонгированные календарные сроки . Сроки получения начального образования обучающимися с НОДА пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития детей данной категории, которые определяются ФГОС. Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) составляет 5 лет. Указанные сроки обучения увеличены на один год в том числе ,за счёт введения подготовительного класса. Обучающийся , осваивающий вариант 6.2., имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Вариант 6.2. образовательной Программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, имеющих сходные нарушения, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Слайд 15

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности . Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Слайд 16

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Слайд 17

. Программа коррекционной работы Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы. Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия. При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.

Слайд 18

. Комплексная абилитация детей предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и АФК, специальную коррекционно-педагогическую работу по коррекции психического развития, логопедическую работу, психологическую коррекцию. . Логопедическая работа направлена на: развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА развитие произносительных способностей Развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла.

Слайд 19

. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп – 2-4 учащихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК – до 45 минут.

Слайд 20

Задачи коррекционно-развивающих занятий: предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка ; исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами ; формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению ; формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы. Комплексная абилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Слайд 21

. Учебный план Примерный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии; - учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов; - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия и др.).

Слайд 22

. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в подготовительных и 1 классах – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом –не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 35 минут; во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации). Обучение в подготовительных и первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Комплектование класса. При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 10 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития – до 5 детей.

Слайд 23

. Кадровое обеспечение. В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ (6.2.,6.3.,6.4.) для обучающихся с НОДА, должны входить: учителя-дефектологи; л огопеды; в оспитатели ; педагоги-психологи ; специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре ); социальные педагоги; медицинские работники.

Слайд 24

. Вариант 6.3. Адаптированная основная обще образовательная программа НОО обучающихся с умственной отсталостью и НОДА – это программа , которая учитывает особенности их психофизического развития , индивидуальные возможности , особые образовательные потребности , обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию . Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых обучающихся - инвалидов с НОДА дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида. Эта программа самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся с НОДА с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся

Слайд 25

. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых обучающихся с НОДА Это группа обучающихся - дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Слайд 26

. Особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с НОДА обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Слайд 27

. Учебный план Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в подготовительных и 1 классах – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом –не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 35 минут; во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации). Обучение в подготовительных и первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Комплектование класса. При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 7 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития – до 5 детей.

Слайд 28

. Кадровое обеспечение В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ 6.3. и 6.4. для обучающихся с НОДА, должны входить: учителя-дефектологи , логопеды , воспитатели , педагоги-психологи , специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Учителя , реализующие адаптированную образовательную программу (вариант 6.3.), должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (не менее 144 часов) в области олигофренопедагогики.

Слайд 29

. Вариант 6.4. Вариант 6.4. АООП НОО с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глу­бокой степени; с тяжелыми и множественными нарушениями развития), ин­теллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает обра­зование по варианту 6.4. АООП, на основе которой образовательная органи­зация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Для таких обучающихся характерно сочетание нарушений интеллектуального развития с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмо­ционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах.

Слайд 30

. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей.

Слайд 31

. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Слайд 32

. Учебный план Для обучающихся с ТМНР с подготовительногопо4 классы устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (33 учебные недели в год). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом –не менее 8 недель. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 35 минут; во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации). Обучение в классах для детей с ТМНР осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. При обучении по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями. Наполняемость в классах для детей с множественными нарушениями развития – до 5 детей.

Слайд 33

. Кадровое обеспечение В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ 6.2., 6.3. и 6.4. для обучающихся с НОДА, должны входить учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Учителя, реализующие адаптированные общеобразовательные программы на основе ИП для обучающихся с ТМНР, должны иметь высшее образование специального профиля и пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в объеме не менее 144 часов При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей

Слайд 34

. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения.

Одним из условий качественного образования, воспитания, развития, реабилитации ребенка со зрительной патологией является понимание всеми специалистами, родителями особенностей его зрительных возможнос...

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с особыми образовательными потребностями (с нарушением интеллекта)

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы, который включает в себя 1-ую, 2-ую и 3-ю часть....

"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

АОП разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом федеральной адаптированной программы дошкольного образования. Направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей ...